Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2009 N Ф09-3675/09-С3 ПО ДЕЛУ N А60-31779/2008-С8

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. N Ф09-3675/09-С3


Дело N А60-31779/2008-С8

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Глазыриной Т.Ю., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-31779/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 30.09.2008 N 1155/497 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на игорный бизнес за июнь 2006 г. в сумме 54 500 руб.
Решением суда от 26.12.2008 (судья Лихачева Г.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 (судьи Богданова Р.А., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), распространяются на длящиеся правоотношения, возникшие в период действия указанной нормы; каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес, с момента регистрации или установки налогоплательщиком каждого игрового автомата возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее; налогообложение игровых автоматов, зарегистрированных предпринимателем после того, как ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ утратила силу, должно производиться по ставкам, установленным на момент регистрации игровых автоматов; установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения лица, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы; в случае если налогоплательщиком устанавливаются новые игровые автоматы, уплата налога на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения производится им по ставкам, действующим на момент их установки; уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем не представлен.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве предпринимателя 12.08.2002 и осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии N 004624 со сроком действия с 07.06.2004 по 07.06.2009.
Предпринимателем в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2006 г., согласно которой налогоплательщиком исчислен и уплачен налог на игорный бизнес, исходя из ставки 6250 руб. за один игровой автомат.
Налогоплательщик, полагая, что уплата налога должна была производиться им по ставке 800 руб. за один игровой автомат, установленной на момент его государственной регистрации в качестве предпринимателя, представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию за июнь 2006 г.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за июнь 2006 г. инспекцией принято решение от 30.09.2008 N 1155/497, которым предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес в сумме 54 500 руб., в привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, отказано на основании п. 1 ст. 109 Кодекса в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Основанием для доначисления налога на игорный бизнес послужили выводы инспекции о необоснованном применении предпринимателем ставки в размере 800 руб., действующей на момент его государственной регистрации, при исчислении налога на игорный бизнес за июнь 2006 г. По мнению инспекции, при исчислении налога на игорный бизнес за июнь 2006 г. налогоплательщик должен был применить ставку налога, действовавшую в спорном периоде, в размере 6250 руб., установленную Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ (в редакции от 21.11.2005 N 103-ОЗ).
Предприниматель, полагая, что принятое инспекцией решение нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования и признали недействительным оспариваемое решение в части доначисления налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что предприниматель вправе в течение первых четырех лет своей деятельности воспользоваться гарантией, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, в связи с чем при исчислении налога на игорный бизнес за июнь 2006 г. подлежала применению ставка в размере 800 руб., установленная на момент государственной регистрации налогоплательщика.
В силу ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
Подача налогоплательщиком уточненной декларации, хотя и содержащей, по мнению инспекции, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновения недоимки.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налог согласно первоначальной декларации уплачен предпринимателем в полном объеме и представление уточненной декларации не привело к возникновению недоимки.
Следовательно, оснований для доначисления налога у инспекции не имелось.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области" установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за один игровой автомат.
Законом Свердловской области от 21.11.2005 N 103-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес была увеличена до 6250 руб. за каждый игровой автомат.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Судами установлено, что предприниматель зарегистрирован 12.08.2002.
На момент государственной регистрации предпринимателя действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за один игровой автомат.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что предприниматель при исчислении налога за проверяемый период правомерно применил ставку налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за каждый игровой автомат, действовавшую на момент его регистрации, и у инспекции не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения в части доначисления налога.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-31779/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ГУСЕВ О.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)