Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежаще
от заинтересованного лица: Селихов М.Ю., представитель по доверенности от 11.10.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 по делу N А32-25987/2010
по заявлению ООО "Энергетик"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края
об обязании исключить из числа плательщиков земельного налога, о возврате излишне взысканных денежных средств в сумме 929 494,50 руб.
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
установил:
ООО "Энергетик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края (далее - инспекция) по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога, штрафа и пени в общей сумме 274 882,11 руб. Обязать ИФНС России по г. Геленджику возвратить ООО "Энергетик" излишне уплаченный земельный налог в сумме 250 848,64 руб., штрафные санкции в размере 20 737,69 руб., пени в размере 3 295,78 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.11 г. удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований. Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Геленджику по бездействию в возврате излишне уплаченного земельного налога, штрафа и пени в общей сумме 274 882 руб. 11 коп. Суд обязал ИФНС России по г. Геленджику возвратить ООО "Энергетик" излишне уплаченные земельный налог в сумме 250 848 руб. 64 коп., штрафные санкции в размере 20 737 руб. 69 коп., пени в размере 3 295 руб. 78 коп.
ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, отказать ООО "Энергетик" в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
От заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей заявителя уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Энергетик" проведена камеральная налоговая проверка. По результатам проверки 16.05.2008 г. ИФНС России по городу-курорту Геленджику принято решение N 2860 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 250848 руб. 64 коп., из них земельный налог за 1 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 2 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 3 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 4 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., так же пени в размере 17038 руб. 95 коп., и штраф в сумме 20737 руб. 69 коп. Вышеуказанное решение направлено в адрес налогоплательщика.
В адрес ООО "Энергетик" направлено требование N 1051 по состоянию на 15.06.2008 г. на сумму 250 848 руб. 64 коп. по земельному налогу и 20 737 руб. 69 коп. по уплате пени. В требовании налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до 25.06.2008 г.
ООО "Энергетик" двумя платежными поручениями погасил задолженность по земельному налогу лишь в сумме 125 000 руб. В платежных поручениях в графе наименование платежа налогоплательщиком самостоятельно отражено, что сумма направлена на оплату земельного налога за 2007 год.
22.07.2008 г. ИФНС России по городу-курорту Геленджику вынесено решение N 3407 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму 125 848 руб. 64 коп. по земельному налогу и 20 737 руб. 69 коп. по пене. Вышеуказанное решение направлено в адрес налогоплательщика.
01.08.2008 г. и 13.08.2008 г. во исполнения решения ИФНС России по городу-курорту Геленджику произошло списание денежных средств инкассовыми поручениями N 3438 от 22.07.2008 г. и N 3439 от 22.07.2008 г.
За прошедший период с 26.04.2007 по 01.06.2010 с расчетного счета ООО "Энергетик" были взысканы денежные средства в сумме 929 494,50 рублей, в том числе: земельный налог в сумме 887 286,64 рублей, налоговые санкции 207 37,69 рублей, пеня 21 470,17 рублей.
Нулевая налоговая отчетность по земельному налогу за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. представлена в ИФНС по г. Геленджику в электронном виде 07.06.2008 года.
В адрес ИФНС России по городу-курорту Геленджику 10.06.2010 г. было направлено заявление о возврате излишне взысканных денежных средств в сумме 929 494,50 рублей, в том числе: излишне взысканный земельный налог в сумме 887 286,64 рублей, излишне взысканные налоговые санкции в сумме 20 737,69 рублей, излишне взысканные пени в сумме 21 470,17 рублей.
В ответ на заявление от ИФНС России по городу-курорту Геленджику 17.08.2010 г. поступило сообщение о том, что ООО "Энергетик" считается плательщиком земельного налога с требованием внести изменения в налоговую отчетность с начислением земельного налога за период с 2006 года по 2009 год, а также представить налоговую отчетность по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2010 года.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Распоряжением Администрации г. Геленджика N 239-р от 12.07.95 г. разрешено ТООП "Энергетик" производство проектно - изыскательских работ на землях города, занятых недостроенным модулем в Северо-Восточной промзоне г. Геленджика сроком на 1 год. ТООП "Энергетик" необходимо оформить в управлении Архитектуры и градостроительства строительный паспорт на проектирование, зарегистрировать объект в Геленджикской инспекции Государственного архитектурно - строительного надзора РФ, проект согласовать в установленном порядке. Заключить с администрацией города договор о социально - экономических отношениях и договор аренды участка сроком на 1 год.
Из материалов дела следует, что общество не регистрировало в установленном порядке за собой какое-либо право на земельный участок, площадью 9800 кв. м, кадастровый номер 23:40:0410030:25, расположенный по адресу гор. Геленджик, ул. Ходенко, у налогоплательщика отсутствуют документы, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяющие право собственности или постоянного (бессрочного) пользования.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах общества на спорный земельный участок.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю "Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 27.05.2010 N 12/071/2010-007. подтверждает отсутствие права на земельный участок, площадью 9800 кв. м, кадастровый номер 23:40:0410030:25, за период с 30.09.1999 г. по 27.05.2010 года и является доказательством, что ООО "Энергетик" не являлся и не является правообладателем (собственником) этого земельного участка и плательщиком земельного налога.
Согласно письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.10.2010 г. следует, что спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости на основании декларации, документы на земельный участок не оформлены в установленном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия не принимает ссылки инспекции на поступившие сведения из государственного кадастра недвижимости в отношении спорного участка, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прав на данный земельный участок у общества нет, поэтому ООО "Энергетик" не может являться налогоплательщиком земельного налога.
Указанные обстоятельства налоговой инспекцией признаны, что следует из решений ИФНС России по г. Геленджику N 11844, 11843 от 26.11.10 г. об отказе в привлечении ООО "Энергетик" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату авансового платежа по земельному налогу за 6 и 9 мес. 2007 г. на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения. В данном решении инспекции указано, что в ходе рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО "Энергетик" отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0410030:25. В полученном в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля распоряжении Администрации г. Геленджика от 12.07.95 г. N 239-Р содержится информация, что данный земельный участок предоставлен обществу сроком на 1 год для размещения промышленной базы, соответственно ООО "Энергетик" не является плательщиком земельного налога.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на основании письменного заявления налогоплательщика.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Судом первой инстанции правильно установлен факт наличия у ООО "Энергетик" переплаты излишне уплаченного земельного налога в сумме 250 848,64 руб., штрафных санкций в размере 20 737,69 руб., пени в размере 3 295,78 руб.
Порядок возврата суммы излишне уплаченного налога установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Факт обращения заявителя в налоговую инспекцию с письменным заявлением о зачете/возврате излишне уплаченного налога, а также отсутствие недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, подтверждаются материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается.
Других оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм закон не предусматривает.
В данном случае подлежит применению ст. 79 НК РФ, поскольку спорный налог уплачивался и взыскивался на основании решения инспекции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция не доказала правомерность своих действий, налоговым органом не представлено доказательств соответствия принятых им решений об отказе в зачете/возврате излишне уплаченных сумму налогов действующему законодательству, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 по делу N А32-25987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2011 N 15АП-11007/2011 ПО ДЕЛУ N А32-25987/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. N 15АП-11007/2011
Дело N А32-25987/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежаще
от заинтересованного лица: Селихов М.Ю., представитель по доверенности от 11.10.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 по делу N А32-25987/2010
по заявлению ООО "Энергетик"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края
об обязании исключить из числа плательщиков земельного налога, о возврате излишне взысканных денежных средств в сумме 929 494,50 руб.
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
установил:
ООО "Энергетик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края (далее - инспекция) по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога, штрафа и пени в общей сумме 274 882,11 руб. Обязать ИФНС России по г. Геленджику возвратить ООО "Энергетик" излишне уплаченный земельный налог в сумме 250 848,64 руб., штрафные санкции в размере 20 737,69 руб., пени в размере 3 295,78 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.11 г. удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований. Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Геленджику по бездействию в возврате излишне уплаченного земельного налога, штрафа и пени в общей сумме 274 882 руб. 11 коп. Суд обязал ИФНС России по г. Геленджику возвратить ООО "Энергетик" излишне уплаченные земельный налог в сумме 250 848 руб. 64 коп., штрафные санкции в размере 20 737 руб. 69 коп., пени в размере 3 295 руб. 78 коп.
ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, отказать ООО "Энергетик" в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
От заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей заявителя уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Энергетик" проведена камеральная налоговая проверка. По результатам проверки 16.05.2008 г. ИФНС России по городу-курорту Геленджику принято решение N 2860 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 250848 руб. 64 коп., из них земельный налог за 1 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 2 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 3 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., за 4 квартал 2007 г. в сумме 62712 руб. 16 коп., так же пени в размере 17038 руб. 95 коп., и штраф в сумме 20737 руб. 69 коп. Вышеуказанное решение направлено в адрес налогоплательщика.
В адрес ООО "Энергетик" направлено требование N 1051 по состоянию на 15.06.2008 г. на сумму 250 848 руб. 64 коп. по земельному налогу и 20 737 руб. 69 коп. по уплате пени. В требовании налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до 25.06.2008 г.
ООО "Энергетик" двумя платежными поручениями погасил задолженность по земельному налогу лишь в сумме 125 000 руб. В платежных поручениях в графе наименование платежа налогоплательщиком самостоятельно отражено, что сумма направлена на оплату земельного налога за 2007 год.
22.07.2008 г. ИФНС России по городу-курорту Геленджику вынесено решение N 3407 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму 125 848 руб. 64 коп. по земельному налогу и 20 737 руб. 69 коп. по пене. Вышеуказанное решение направлено в адрес налогоплательщика.
01.08.2008 г. и 13.08.2008 г. во исполнения решения ИФНС России по городу-курорту Геленджику произошло списание денежных средств инкассовыми поручениями N 3438 от 22.07.2008 г. и N 3439 от 22.07.2008 г.
За прошедший период с 26.04.2007 по 01.06.2010 с расчетного счета ООО "Энергетик" были взысканы денежные средства в сумме 929 494,50 рублей, в том числе: земельный налог в сумме 887 286,64 рублей, налоговые санкции 207 37,69 рублей, пеня 21 470,17 рублей.
Нулевая налоговая отчетность по земельному налогу за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. представлена в ИФНС по г. Геленджику в электронном виде 07.06.2008 года.
В адрес ИФНС России по городу-курорту Геленджику 10.06.2010 г. было направлено заявление о возврате излишне взысканных денежных средств в сумме 929 494,50 рублей, в том числе: излишне взысканный земельный налог в сумме 887 286,64 рублей, излишне взысканные налоговые санкции в сумме 20 737,69 рублей, излишне взысканные пени в сумме 21 470,17 рублей.
В ответ на заявление от ИФНС России по городу-курорту Геленджику 17.08.2010 г. поступило сообщение о том, что ООО "Энергетик" считается плательщиком земельного налога с требованием внести изменения в налоговую отчетность с начислением земельного налога за период с 2006 года по 2009 год, а также представить налоговую отчетность по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2010 года.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Распоряжением Администрации г. Геленджика N 239-р от 12.07.95 г. разрешено ТООП "Энергетик" производство проектно - изыскательских работ на землях города, занятых недостроенным модулем в Северо-Восточной промзоне г. Геленджика сроком на 1 год. ТООП "Энергетик" необходимо оформить в управлении Архитектуры и градостроительства строительный паспорт на проектирование, зарегистрировать объект в Геленджикской инспекции Государственного архитектурно - строительного надзора РФ, проект согласовать в установленном порядке. Заключить с администрацией города договор о социально - экономических отношениях и договор аренды участка сроком на 1 год.
Из материалов дела следует, что общество не регистрировало в установленном порядке за собой какое-либо право на земельный участок, площадью 9800 кв. м, кадастровый номер 23:40:0410030:25, расположенный по адресу гор. Геленджик, ул. Ходенко, у налогоплательщика отсутствуют документы, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяющие право собственности или постоянного (бессрочного) пользования.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах общества на спорный земельный участок.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю "Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 27.05.2010 N 12/071/2010-007. подтверждает отсутствие права на земельный участок, площадью 9800 кв. м, кадастровый номер 23:40:0410030:25, за период с 30.09.1999 г. по 27.05.2010 года и является доказательством, что ООО "Энергетик" не являлся и не является правообладателем (собственником) этого земельного участка и плательщиком земельного налога.
Согласно письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.10.2010 г. следует, что спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости на основании декларации, документы на земельный участок не оформлены в установленном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия не принимает ссылки инспекции на поступившие сведения из государственного кадастра недвижимости в отношении спорного участка, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прав на данный земельный участок у общества нет, поэтому ООО "Энергетик" не может являться налогоплательщиком земельного налога.
Указанные обстоятельства налоговой инспекцией признаны, что следует из решений ИФНС России по г. Геленджику N 11844, 11843 от 26.11.10 г. об отказе в привлечении ООО "Энергетик" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату авансового платежа по земельному налогу за 6 и 9 мес. 2007 г. на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения. В данном решении инспекции указано, что в ходе рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО "Энергетик" отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0410030:25. В полученном в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля распоряжении Администрации г. Геленджика от 12.07.95 г. N 239-Р содержится информация, что данный земельный участок предоставлен обществу сроком на 1 год для размещения промышленной базы, соответственно ООО "Энергетик" не является плательщиком земельного налога.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на основании письменного заявления налогоплательщика.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Судом первой инстанции правильно установлен факт наличия у ООО "Энергетик" переплаты излишне уплаченного земельного налога в сумме 250 848,64 руб., штрафных санкций в размере 20 737,69 руб., пени в размере 3 295,78 руб.
Порядок возврата суммы излишне уплаченного налога установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Факт обращения заявителя в налоговую инспекцию с письменным заявлением о зачете/возврате излишне уплаченного налога, а также отсутствие недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, подтверждаются материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается.
Других оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм закон не предусматривает.
В данном случае подлежит применению ст. 79 НК РФ, поскольку спорный налог уплачивался и взыскивался на основании решения инспекции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция не доказала правомерность своих действий, налоговым органом не представлено доказательств соответствия принятых им решений об отказе в зачете/возврате излишне уплаченных сумму налогов действующему законодательству, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 по делу N А32-25987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)