Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю: представитель Олешкевич Р.А., доверенность N 02-10/03696 от 05.04.2010 сроком на один год,
от ООО "Восток-Запад-Лайн": представитель Сафронов С.В., доверенность от 14.03.2011 сроком на один год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-520/2011
на решение от 14.12.2010
судьи Н. Н. Куприяновой
по делу N А51-14573/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Восток-Запад-Лайн"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю
о признании недействительным решения от 30.06.2010 N 6431
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запад-Лайн" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2010 признано недействительным решение налогового органа от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В основание жалобы налоговый орган ссылается на Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", согласно которому при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь и до утверждения таких нормативов весь объем фактических потерь полезных ископаемых относится к сверхнормативным потерям и подлежит обложению налогом на добычу полезных ископаемых.
Налоговый орган указал на тот факт, что в налоговых декларациях за февраль - декабрь 2009 года Обществом не отражались объемы добытого полезного ископаемого, подлежащие налогообложению по указанной ставке. Потери минеральной воды в количестве 30 238 куб. м в указанных налоговых декларациях отражения не нашли.
Учитывая вышеизложенное, налоговый орган просит решение от 14.12.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14573/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган поддержал доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной Обществом 28.01.2010 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года, по результатам которой был составлен акт от 07.05.2010 N 5789, в котором Инспекцией было отражено, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу, в связи с занижением количества добытого за февраль - декабрь 2009 года полезного ископаемого - минеральной воды на 31 064 куб. м.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и.о. начальника налогового органа было вынесено решение от 30.06.2010 N 6431 о привлечении ООО "Восток-Запад-Лайн" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу были дополнительно начислены налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года в сумме 302 874 руб. (31 064 куб. м * 130 руб. /куб. м * 7.5%), пени за период с 26.01.2010 по 30.06.2010 в сумме 12 867,29 руб., а также за допущенное нарушение Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 60 574,80 руб.
Решением от 31.08.2010 N 13-11/555 Управления ФНС России по Приморскому краю по апелляционной жалобе Общества решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю от 30.06.2010 N 6431, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 334 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи, признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ видами добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запад-Лайн" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Обществу выдана лицензия ВЛВ N 01437 МЭ от 09.09.2005 на право пользования недрами с целью добычи подземных минеральных вод для бальнеологического применения, розлива и реализации населению на участке Медвежий (скважина N 16) Шмаковского месторождения в Кировском районе Приморского края. Срок окончания действия лицензии - 08.09.2030 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Однако как правильно указал суд, данными Правилами не предусмотрен порядок утверждения нормативов потерь жидких полезных ископаемых, к которым относится минеральная вода.
Следовательно, в целях применения льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены пределы применения данной льготы в части производимой добычи минеральной воды.
Нормы главы 26 Налогового кодекса не предусматривают отказ в праве применения налогоплательщиком ставки 0 процентов при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых в случае отсутствия порядка утверждения пределов нормативных потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам.
Коллегия считает, что отсутствие утвержденных в установленном порядке пределов нормативных потерь при добыче жидких полезных ископаемых позволяет принимать нормативные потери, равными фактическим потерям при исчислении налога в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Судом установлено, что разработка месторождений минеральных вод производится в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". При разработке месторождений минеральных подземных вод разрабатываются технологические схемы разработки месторождений, устанавливаются методы, объемы добычи и их использование, и нормативы потерь, которые утверждаются Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Неизбежность потерь при разработке месторождений минеральных вод и обязательность утверждения нормативов органом Госгортехнадзора России, предусмотрены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 72 "Об утверждении Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей", Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр".
В связи с упразднением Госгортехнадзора России, а также распределением ее функций между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по недропользованию, полномочия по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых были отнесены к ведению Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
В соответствии с п. 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, Роснедра рассматривают и согласовывают проектную и техническую документацию на разработку месторождений полезных ископаемых.
Как установлено судом 20.10.2006 была утверждена технологическая схема (проект) разработки Межвежьего участка (район скважины 16) Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в Кировском районе Приморского края, согласно пункту 4.2 которой Общество обязано было произвести переоценку запасов минеральных вод на участке Медвежий (скважина 16) Шмаковского месторождения по результатам опытно-промышленной эксплуатации не позднее 1 квартала 2009 года.
Письмом от 03.06.2010 N 02-8В/329 (том 1 л.д. 15) Управление по недропользованию по Приморскому краю согласовало Обществу добычу минеральных вод при проведении эксплуатационной разведки из скважины N 16 на Межвежьем участке Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в 2009-2010 годах в объеме 130 куб м./сутки в соответствии с проектом и ранее утвержденными запасами. При этом в письме было сообщено, что откаченные при производстве разведочных работ и сброшенные на рельеф минеральные воды считаются плановыми производственными потерями.
Следовательно, вывод суда о том, что сброшенная в 2009 году на рельеф без использования минеральная вода является фактическими потерями полезных ископаемых при добыче, технологически связанными с принятой схемой и технологией разработки месторождения подтверждается письмом Управления по недропользованию по Приморскому краю от 23.04.2010 N 02-8В/316.
Исходя из чего, коллегия пришла к выводу, что налогоплательщик при исчислении налога на добычу полезных ископаемых правомерно применял ставку 0 процентов в части фактических потерь полезных ископаемых, не превысивших нормативы, предусмотренные технологической схемой (проектом) разработки Межвежьего участка (район скважины 16) Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в Кировском районе.
Ссылка налогового органа на указание судом в тексте решения количества сброшенной на рельеф без использования минеральной воды в объеме 30 238 м 3 является технической опиской и правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Довод апелляционной жалобы о неотражении в налоговой декларации объема добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставки 0 процентов обоснованно не принять судом первой станции во внимание.
Под неуплатой или неполной уплатой сумм налога понимается возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статьей деяний (пункт 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу вышеизложенного у Общества не имелось обязанности по перечислению сумм налога с неуказанного в декларациях объема добытых минеральных вод, поскольку фактически налог с указанного объема уплате не подлежит. В силу того, что неотражение в декларации указанных объемов не повлекло за собой возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате налога на добычу полезных ископаемых, у налогового органа не имелось оснований для принятия оспариваемого решения. Более того, налогоплательщик предоставил соответствующие сведения с отражением объемов добычи минеральных вод, подлежащих налогообложению по ставке "0" в виде уточненных налоговых деклараций.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что налоговый орган вышел за пределы проверяемого периода в силу следующего.
Отчетным периодом по налогу на добычу полезных ископаемых в силу статье 341 Налогового кодекса является календарный год. В соответствии со статьей 343 Налогового кодекса РФ за этот период налоговый орган должен исчислять сумму налога.
Решение от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" вынесено по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года. Однако выводы, содержащиеся в опарываемом решении, затрагивают данные, которые содержались в ранее поданных налоговых декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых за предшествующие периоды. Более того, в решение имеется указание на то, что налогоплательщиком была занижена налоговая база за период февраль - декабрь 2009 года, хотя налоговая декларация за декабрь 2009 года не содержит сведений, позволяющих сделать подобные выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу изложенного выше коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительными, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2010 по делу N А51-14573/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2011 N 05АП-520/2011 ПО ДЕЛУ N А51-14573/2010
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. N 05АП-520/2011
Дело N А51-14573/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю: представитель Олешкевич Р.А., доверенность N 02-10/03696 от 05.04.2010 сроком на один год,
от ООО "Восток-Запад-Лайн": представитель Сафронов С.В., доверенность от 14.03.2011 сроком на один год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-520/2011
на решение от 14.12.2010
судьи Н. Н. Куприяновой
по делу N А51-14573/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Восток-Запад-Лайн"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю
о признании недействительным решения от 30.06.2010 N 6431
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запад-Лайн" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2010 признано недействительным решение налогового органа от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В основание жалобы налоговый орган ссылается на Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", согласно которому при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь и до утверждения таких нормативов весь объем фактических потерь полезных ископаемых относится к сверхнормативным потерям и подлежит обложению налогом на добычу полезных ископаемых.
Налоговый орган указал на тот факт, что в налоговых декларациях за февраль - декабрь 2009 года Обществом не отражались объемы добытого полезного ископаемого, подлежащие налогообложению по указанной ставке. Потери минеральной воды в количестве 30 238 куб. м в указанных налоговых декларациях отражения не нашли.
Учитывая вышеизложенное, налоговый орган просит решение от 14.12.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14573/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган поддержал доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной Обществом 28.01.2010 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года, по результатам которой был составлен акт от 07.05.2010 N 5789, в котором Инспекцией было отражено, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу, в связи с занижением количества добытого за февраль - декабрь 2009 года полезного ископаемого - минеральной воды на 31 064 куб. м.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и.о. начальника налогового органа было вынесено решение от 30.06.2010 N 6431 о привлечении ООО "Восток-Запад-Лайн" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу были дополнительно начислены налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года в сумме 302 874 руб. (31 064 куб. м * 130 руб. /куб. м * 7.5%), пени за период с 26.01.2010 по 30.06.2010 в сумме 12 867,29 руб., а также за допущенное нарушение Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 60 574,80 руб.
Решением от 31.08.2010 N 13-11/555 Управления ФНС России по Приморскому краю по апелляционной жалобе Общества решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю от 30.06.2010 N 6431, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 334 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи, признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ видами добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запад-Лайн" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Обществу выдана лицензия ВЛВ N 01437 МЭ от 09.09.2005 на право пользования недрами с целью добычи подземных минеральных вод для бальнеологического применения, розлива и реализации населению на участке Медвежий (скважина N 16) Шмаковского месторождения в Кировском районе Приморского края. Срок окончания действия лицензии - 08.09.2030 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Однако как правильно указал суд, данными Правилами не предусмотрен порядок утверждения нормативов потерь жидких полезных ископаемых, к которым относится минеральная вода.
Следовательно, в целях применения льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены пределы применения данной льготы в части производимой добычи минеральной воды.
Нормы главы 26 Налогового кодекса не предусматривают отказ в праве применения налогоплательщиком ставки 0 процентов при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых в случае отсутствия порядка утверждения пределов нормативных потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам.
Коллегия считает, что отсутствие утвержденных в установленном порядке пределов нормативных потерь при добыче жидких полезных ископаемых позволяет принимать нормативные потери, равными фактическим потерям при исчислении налога в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Судом установлено, что разработка месторождений минеральных вод производится в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". При разработке месторождений минеральных подземных вод разрабатываются технологические схемы разработки месторождений, устанавливаются методы, объемы добычи и их использование, и нормативы потерь, которые утверждаются Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Неизбежность потерь при разработке месторождений минеральных вод и обязательность утверждения нормативов органом Госгортехнадзора России, предусмотрены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 72 "Об утверждении Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей", Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр".
В связи с упразднением Госгортехнадзора России, а также распределением ее функций между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по недропользованию, полномочия по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых были отнесены к ведению Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
В соответствии с п. 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, Роснедра рассматривают и согласовывают проектную и техническую документацию на разработку месторождений полезных ископаемых.
Как установлено судом 20.10.2006 была утверждена технологическая схема (проект) разработки Межвежьего участка (район скважины 16) Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в Кировском районе Приморского края, согласно пункту 4.2 которой Общество обязано было произвести переоценку запасов минеральных вод на участке Медвежий (скважина 16) Шмаковского месторождения по результатам опытно-промышленной эксплуатации не позднее 1 квартала 2009 года.
Письмом от 03.06.2010 N 02-8В/329 (том 1 л.д. 15) Управление по недропользованию по Приморскому краю согласовало Обществу добычу минеральных вод при проведении эксплуатационной разведки из скважины N 16 на Межвежьем участке Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в 2009-2010 годах в объеме 130 куб м./сутки в соответствии с проектом и ранее утвержденными запасами. При этом в письме было сообщено, что откаченные при производстве разведочных работ и сброшенные на рельеф минеральные воды считаются плановыми производственными потерями.
Следовательно, вывод суда о том, что сброшенная в 2009 году на рельеф без использования минеральная вода является фактическими потерями полезных ископаемых при добыче, технологически связанными с принятой схемой и технологией разработки месторождения подтверждается письмом Управления по недропользованию по Приморскому краю от 23.04.2010 N 02-8В/316.
Исходя из чего, коллегия пришла к выводу, что налогоплательщик при исчислении налога на добычу полезных ископаемых правомерно применял ставку 0 процентов в части фактических потерь полезных ископаемых, не превысивших нормативы, предусмотренные технологической схемой (проектом) разработки Межвежьего участка (район скважины 16) Шмаковского месторождения углекислых минеральных вод в Кировском районе.
Ссылка налогового органа на указание судом в тексте решения количества сброшенной на рельеф без использования минеральной воды в объеме 30 238 м 3 является технической опиской и правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Довод апелляционной жалобы о неотражении в налоговой декларации объема добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставки 0 процентов обоснованно не принять судом первой станции во внимание.
Под неуплатой или неполной уплатой сумм налога понимается возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статьей деяний (пункт 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу вышеизложенного у Общества не имелось обязанности по перечислению сумм налога с неуказанного в декларациях объема добытых минеральных вод, поскольку фактически налог с указанного объема уплате не подлежит. В силу того, что неотражение в декларации указанных объемов не повлекло за собой возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате налога на добычу полезных ископаемых, у налогового органа не имелось оснований для принятия оспариваемого решения. Более того, налогоплательщик предоставил соответствующие сведения с отражением объемов добычи минеральных вод, подлежащих налогообложению по ставке "0" в виде уточненных налоговых деклараций.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что налоговый орган вышел за пределы проверяемого периода в силу следующего.
Отчетным периодом по налогу на добычу полезных ископаемых в силу статье 341 Налогового кодекса является календарный год. В соответствии со статьей 343 Налогового кодекса РФ за этот период налоговый орган должен исчислять сумму налога.
Решение от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" вынесено по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года. Однако выводы, содержащиеся в опарываемом решении, затрагивают данные, которые содержались в ранее поданных налоговых декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых за предшествующие периоды. Более того, в решение имеется указание на то, что налогоплательщиком была занижена налоговая база за период февраль - декабрь 2009 года, хотя налоговая декларация за декабрь 2009 года не содержит сведений, позволяющих сделать подобные выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу изложенного выше коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю от 30.06.2010 N 6431 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительными, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2010 по делу N А51-14573/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Т.А.СОЛОХИНА
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи:
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)