Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2008 ПО ДЕЛУ N А17-1080/2008-05-21

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2008 г. по делу N А17-1080/2008-05-21


Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции: Аферовой О.В., по доверенности от 09.04.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.06.2008 по делу N А17-1080/2008-05-21, принятое судьей Новиковым Ю.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Кинешемская типография"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области
о признании недействительным уведомления Инспекции от 25.03.2008 N 11/43,
установил:

Открытое акционерное общество "Кинешемская типография" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области от 25.03.2008 N 11/43 о невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.06.2008 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению Инспекции, поскольку доля участия в Обществе другой организации составляет 100 процентов, то на него распространяется ограничение, установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что не могут быть переведены на упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Налоговый орган ссылается на статью 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, соответственно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, органы местного самоуправления согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к организациям.
Общество в представленном отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кинешемская типография" создано в результате преобразования Государственного унитарного предприятия Ивановской области "Кинешемская типография" на основании распоряжения Правительства Ивановской области N 406-рп от 06.12.2007; зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.2008.
26.02.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 25.03.2008 N 11/43 Инспекция сообщила ОАО "Кинешемская типография" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно в связи с тем, что доля участия в Обществе другой организации - Комитета по управлению государственным имуществом составляет более 25 процентов.
Не согласившись с данным уведомлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался пунктом 2 статьи 11, статьей 346.11, подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12, пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и исходил из того, что субъект Российской Федерации для целей налогового законодательства не приобретает статуса организации, поэтому доводы Инспекции о том, что Общество не вправе применять упрощенную систему налогообложения, подпадая под ограничения, установленные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не обоснованы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если она отвечает критерию, установленному пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и не входит в содержащийся в пункте 3 данной статьи перечень организаций, которые не вправе применять эту систему.
В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Из материалов дела следует, что единственным владельцем 100 процентов акций ОАО "Кинешемская типография" является Ивановская область в лице Департамента Управления имуществом Ивановской области.
Из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
С учетом изложенного, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а лишь распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании субъекты Российской Федерации в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, поскольку единственный акционер Общества - Ивановская область не является организацией, то Общество не подпадает под категорию лиц, неправомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных ограничений в применении Обществом упрощенной системы налогообложения, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не установлено и из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области правильно удовлетворил заявленные требования, признав недействительным уведомление Инспекции от 25.03.2008 N 11/43.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена Инспекцией при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.06.2008 по делу N А17-1080/2008-05-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленные сроки.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Г.Г.БУТОРИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)