Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2002 N А56-30269/01

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 апреля 2002 года Дело N А56-30269/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Корпусовой О.А., Асмыковича А.В., при участии от акционерного общества закрытого типа "Производственное объединение "Баррикада" Достойниной Я.В. (доверенность от 17.01.02 N 36-01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Урвановой В.М. (доверенность от 09.10.01 N 17/10461), Петроченкова А.Н. (доверенность от 12.09.01 N 17/10461), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.12.01 (судьи Слобожанина В.Б., Герасимова М.М., Шульга Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 06.02.02 (судьи Фокина Е.А., Гайсановская Е.В., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30269/01,
УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество закрытого типа "Производственное объединение "Баррикада" (далее - ПО "Баррикада", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 02.10.01 N 55/1 в части доначисления земельного налога в сумме 105149 руб. 44 коп., половину из которых истцу предложено уплатить в срок до 15.11.01, а также требования об уплате налога от 10.10.01 N 176.
Решением суда от 05.12.01 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать ПО "Баррикада" в иске.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка сводной декларации по земельному налогу, представленной Предприятием за 2001 год. В ходе проверки установлено занижение ПО "Баррикада" земельного налога на сумму 105149 руб. 44 коп., на что указано в акте проверки от 12.09.01 N 55/1, который послужил основанием для направления Предприятию требования об уплате в срок до 15.11.01 половины доначисленной суммы налога - 52574 руб. 72 коп. Доначисляя земельный налог, налоговый орган исходил из того, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, в 1999 году применялись для всех категорий земель с коэффициентом "2", применявшиеся в 1999 году в 2000 году должны были умножаться на коэффициент "1,2". В 2001 году земельный налог должен был уплачиваться, по мнению налоговой инспекции, в таком же порядке, как и в 2000 году.
ПО "Баррикада" считает, что в 2001 году земельный налог должен исчисляться и уплачиваться в бюджет без коэффициента по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21.
Суды обеих инстанций согласились с доводами налогоплательщика и удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция считает решение и постановление суда законными и не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 2000 и 2001 годах не менялись.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации установлены элементы налогообложения. Положениями названной нормы кодекса "коэффициент" как элемент налогообложения не предусмотрен.
В соответствии со статьями 71, 72, 132 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги.
В связи с изложенным довод налоговой инспекции о том, что установление ставок земельного налога входит в компетенцию федерального законодательства, противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах на 1999 и 2000 годы, не являются пределами, о которых идет речь в пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации. Введением коэффициента не устанавливаются пределы налоговых ставок и не ограничиваются полномочия представительного органа власти в их установлении. Коэффициент подлежит применению не при определении ставки налога, а при его исчислении за конкретный налоговый период.
Следовательно, коэффициент нельзя рассматривать как составную часть такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Обратное противоречило бы пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки земельного налога в 1998 - 2001 годах оставались неизменными, и именно к этим ставкам должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретный период времени. Последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, а именно Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", введен новый повышающий налоговую ставку коэффициент - "1,2".
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с тем, что названный закон не установил повышающий коэффициент, земельный налог в 2001 году подлежал уплате по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у налогового органа не было правовых оснований для доначисления ПО "Баррикада" земельного налога, по мнению кассационной инстанции, является правильным, соответствующим нормам материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30269/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
КОРПУСОВА О.А.
АСМЫКОВИЧ А.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)