Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по делу N А76-8147/2008 (судья Г.Н. Харина), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - Фоминых А.Ю. (доверенность от 08.04.2008 N 13), от индивидуального предпринимателя Закирова Р.Г. - Пиптюк А.Н. (доверенность от 03.10.2008 N Д-7240), Старостина А.О. (доверенность от 03.10.2008 N Д-7240),
индивидуальный предприниматель Закиров Ришат Гиззатович (далее -ИП Закиров Р.Г., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее - МИ ФНС России N 3 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в проведении возврата излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес, выраженного в письме от 25.04.2008 N 11-19/10381 (с учетом уточнений от 30.07.2008 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1 л.д. 142).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по настоящему делу заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным, противоречащим нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отказ МИ ФНС России N 3 по Челябинской области в возврате налога на игорный бизнес от 25.04.2008 N 11-19/10381.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указала, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Объекты игрового бизнеса, установленные налогоплательщиком после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом по действующим ставкам, независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Предприниматель исчислял и уплачивал налог самостоятельно, уточненные декларации не предоставлял в инспекцию, поэтому переплата по налогу у заявителя отсутствует.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным. Пояснил, что налогоплательщиком подтверждено право на применение льготы при исчислении налога на игорный бизнес. В 2005 году заявитель уплачивал налог на игорный бизнес исходя из налоговой ставки 2150 руб., в 2006 году - 7500 руб. В результате чего у заявителя образовалась переплата налога, следовательно, присутствуют все основания для возврата излишне уплаченной суммы налога.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 55 минут 05 ноября 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
О перерыве лица, участвующие в деле извещены путем размещения публичного объявления на интернет-сайте суда в соответствии с положениями Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", и посредством извещения под роспись представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после перерыва представитель ИП Закирова Р.Г. не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя налогоплательщика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.12.2003, что подтверждается заверенной копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 (т. 1 л.д. 11). На право осуществления вида предпринимательской деятельности "организация и содержание тотализаторов и игорных заведений" предпринимателю выдана лицензия N 002543 от 05.09.2003 сроком действия до 05.09.2008 (т. 1 л.д. 131).
С 1 января 2005 года по 31 апреля 2006 года предпринимателем был уплачен налог на игорный бизнес по ставкам налога 2 150 руб. и 7500 руб. за один игровой автомат, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на игорный бизнес за указанный период (т. 1, л.д. 20 - 128) и квитанциями об оплате (т. 1 л.д. 7 - 9).
Предприниматель 21.11.2007 и 07.04.2008 обратился в МИ ФНС России N 3 по Челябинской области с заявлением о перерасчете излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес за период с 01 января 2005 года по апрель 2006 года и в ее возврате (т. 2, л.д. 1).
В письме от 25.04.2008 N 11-191/10381 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в связи с утратой силы с 01.01.2005 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и действием с 01.01.2004 главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 10).
Полагая, что отказ налогового органа нарушает его право на получение возврата излишне уплаченного налога и не соответствует действующему законодательству, ИП Закиров Р.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что на заявителя в спорном периоде распространялось действие льготы, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", порядок налогообложения для него, действовавший на момент государственной регистрации, не подлежал изменению в течение четырех лет и он вправе в рассматриваемом периоде уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки 1500 руб., действовавшей на момент его государственной регистрации.
Выводы арбитражного суда правильные, основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпункта 2 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимым в действие на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
В силу статей 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 руб.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П отмечено, что статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения.
Из вышесказанного следует, что статья 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, действовавшая в период государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их регистрации. Данная позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05, от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
На момент регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя размер налога на игорный бизнес составлял 1500 руб. за каждый игровой автомат, в соответствие с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ и Законом Челябинской области от 05.11.2001 N 44-ЗО "О единых размерах ставок налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Челябинской области".
В соответствие с введением в действие главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации был принят Закон Челябинской области от 27.10.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области", согласно которым ставка налога на игорный бизнес с 01.01.2004 составила 2150 руб. за каждый игровой автомат, а в соответствие с Законом Челябинской области от 27.11.2005 N 407-ЗО ставка налога на игорный бизнес с 1 января 2006 года определена в размере 7500 руб. за каждый игровой автомат в месяц.
Уплата, то есть внесение в бюджет заявителем налога на игорный бизнес в полном объеме налогового обязательства, определенного первичными налоговыми декларациями с применением налоговых ставок 2150 руб. и 7500 руб., подтверждены копиями квитанций, представленными в материалы дела, и инспекцией не отрицается. Уплачивая налог по увеличенным с 2004 года ставкам, заявитель определил сумму налога на игорный бизнес 85925 руб. (т. 1 л.д. 6), как излишне уплаченную и истребуемую к возврату.
Таким образом, поскольку в 2005 - 2006 годах не истекли четыре года с момента регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, он вправе в спорном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его регистрации, то есть в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.
В силу статьи 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания закона для правильного разрешения спора в круг обстоятельств, подлежащих установлению, должно входить установление судом наличия или отсутствия недоимки по уплате налогов, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Если в заявлении о возврате излишне уплаченного налога не содержится сведений, достаточных для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) налога, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика предоставления иных документов, подтверждающих право налогоплательщика на (возврат) излишне уплаченных сумм (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доказательства наличия у предпринимателя задолженности инспекцией в судебные заседания обеих инстанций также не представлены.
Таким образом, налоговый орган, отказывая в письме от 15.03.2007 налогоплательщику в перерасчете налога на игорный бизнес только в связи с утратой силы с 01.01.2005 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", фактически безосновательно отказал ему в возврате излишне уплаченного налога, чем нарушил его права, предусмотренные статьями 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик по части игровых автоматов, зарегистрированных в налоговом органе после введения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, должен исчислять налог на игорный бизнес по ставке 7500 руб., отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
Положения статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии). Возникновение нового объекта налогообложения в период действия указанной гарантии не имеет значения для применения вновь установленной ставки.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик в подтверждение права на льготу не направлял в инспекцию уточненную налоговую декларацию, подтверждающую наличие у него права на налоговую льготу, также отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
Для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) налога на основании письменного заявления налогоплательщика, поданного в связи с обнаружением им или налоговым органом (в случае, когда совместная сверка расчетов по налогу не проводилась) ошибок, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, и вызвавших излишнюю уплату налога, представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не является обязательным (пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по делу N А76-8147/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2008 N 18АП-6875/2008 ПО ДЕЛУ N А76-8147/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. N 18АП-6875/2008
Дело N А76-8147/2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по делу N А76-8147/2008 (судья Г.Н. Харина), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - Фоминых А.Ю. (доверенность от 08.04.2008 N 13), от индивидуального предпринимателя Закирова Р.Г. - Пиптюк А.Н. (доверенность от 03.10.2008 N Д-7240), Старостина А.О. (доверенность от 03.10.2008 N Д-7240),
установил:
индивидуальный предприниматель Закиров Ришат Гиззатович (далее -ИП Закиров Р.Г., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее - МИ ФНС России N 3 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в проведении возврата излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес, выраженного в письме от 25.04.2008 N 11-19/10381 (с учетом уточнений от 30.07.2008 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1 л.д. 142).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по настоящему делу заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным, противоречащим нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отказ МИ ФНС России N 3 по Челябинской области в возврате налога на игорный бизнес от 25.04.2008 N 11-19/10381.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указала, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Объекты игрового бизнеса, установленные налогоплательщиком после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом по действующим ставкам, независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Предприниматель исчислял и уплачивал налог самостоятельно, уточненные декларации не предоставлял в инспекцию, поэтому переплата по налогу у заявителя отсутствует.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным. Пояснил, что налогоплательщиком подтверждено право на применение льготы при исчислении налога на игорный бизнес. В 2005 году заявитель уплачивал налог на игорный бизнес исходя из налоговой ставки 2150 руб., в 2006 году - 7500 руб. В результате чего у заявителя образовалась переплата налога, следовательно, присутствуют все основания для возврата излишне уплаченной суммы налога.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 55 минут 05 ноября 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
О перерыве лица, участвующие в деле извещены путем размещения публичного объявления на интернет-сайте суда в соответствии с положениями Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", и посредством извещения под роспись представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после перерыва представитель ИП Закирова Р.Г. не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя налогоплательщика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.12.2003, что подтверждается заверенной копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 (т. 1 л.д. 11). На право осуществления вида предпринимательской деятельности "организация и содержание тотализаторов и игорных заведений" предпринимателю выдана лицензия N 002543 от 05.09.2003 сроком действия до 05.09.2008 (т. 1 л.д. 131).
С 1 января 2005 года по 31 апреля 2006 года предпринимателем был уплачен налог на игорный бизнес по ставкам налога 2 150 руб. и 7500 руб. за один игровой автомат, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на игорный бизнес за указанный период (т. 1, л.д. 20 - 128) и квитанциями об оплате (т. 1 л.д. 7 - 9).
Предприниматель 21.11.2007 и 07.04.2008 обратился в МИ ФНС России N 3 по Челябинской области с заявлением о перерасчете излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес за период с 01 января 2005 года по апрель 2006 года и в ее возврате (т. 2, л.д. 1).
В письме от 25.04.2008 N 11-191/10381 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в связи с утратой силы с 01.01.2005 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и действием с 01.01.2004 главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 10).
Полагая, что отказ налогового органа нарушает его право на получение возврата излишне уплаченного налога и не соответствует действующему законодательству, ИП Закиров Р.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что на заявителя в спорном периоде распространялось действие льготы, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", порядок налогообложения для него, действовавший на момент государственной регистрации, не подлежал изменению в течение четырех лет и он вправе в рассматриваемом периоде уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки 1500 руб., действовавшей на момент его государственной регистрации.
Выводы арбитражного суда правильные, основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпункта 2 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимым в действие на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
В силу статей 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 руб.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П отмечено, что статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения.
Из вышесказанного следует, что статья 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, действовавшая в период государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их регистрации. Данная позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05, от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
На момент регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя размер налога на игорный бизнес составлял 1500 руб. за каждый игровой автомат, в соответствие с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ и Законом Челябинской области от 05.11.2001 N 44-ЗО "О единых размерах ставок налога на игорный бизнес для игорных заведений, находящихся на территории Челябинской области".
В соответствие с введением в действие главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации был принят Закон Челябинской области от 27.10.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области", согласно которым ставка налога на игорный бизнес с 01.01.2004 составила 2150 руб. за каждый игровой автомат, а в соответствие с Законом Челябинской области от 27.11.2005 N 407-ЗО ставка налога на игорный бизнес с 1 января 2006 года определена в размере 7500 руб. за каждый игровой автомат в месяц.
Уплата, то есть внесение в бюджет заявителем налога на игорный бизнес в полном объеме налогового обязательства, определенного первичными налоговыми декларациями с применением налоговых ставок 2150 руб. и 7500 руб., подтверждены копиями квитанций, представленными в материалы дела, и инспекцией не отрицается. Уплачивая налог по увеличенным с 2004 года ставкам, заявитель определил сумму налога на игорный бизнес 85925 руб. (т. 1 л.д. 6), как излишне уплаченную и истребуемую к возврату.
Таким образом, поскольку в 2005 - 2006 годах не истекли четыре года с момента регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, он вправе в спорном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его регистрации, то есть в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.
В силу статьи 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания закона для правильного разрешения спора в круг обстоятельств, подлежащих установлению, должно входить установление судом наличия или отсутствия недоимки по уплате налогов, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Если в заявлении о возврате излишне уплаченного налога не содержится сведений, достаточных для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) налога, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика предоставления иных документов, подтверждающих право налогоплательщика на (возврат) излишне уплаченных сумм (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доказательства наличия у предпринимателя задолженности инспекцией в судебные заседания обеих инстанций также не представлены.
Таким образом, налоговый орган, отказывая в письме от 15.03.2007 налогоплательщику в перерасчете налога на игорный бизнес только в связи с утратой силы с 01.01.2005 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", фактически безосновательно отказал ему в возврате излишне уплаченного налога, чем нарушил его права, предусмотренные статьями 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик по части игровых автоматов, зарегистрированных в налоговом органе после введения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, должен исчислять налог на игорный бизнес по ставке 7500 руб., отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
Положения статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии). Возникновение нового объекта налогообложения в период действия указанной гарантии не имеет значения для применения вновь установленной ставки.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик в подтверждение права на льготу не направлял в инспекцию уточненную налоговую декларацию, подтверждающую наличие у него права на налоговую льготу, также отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
Для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) налога на основании письменного заявления налогоплательщика, поданного в связи с обнаружением им или налоговым органом (в случае, когда совместная сверка расчетов по налогу не проводилась) ошибок, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, и вызвавших излишнюю уплату налога, представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не является обязательным (пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2008 года по делу N А76-8147/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
Судьи:
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)