Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Базилевой Т.В., Тютина Д.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2009,
принятое судьей Розовой Н.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
по делу N А82-2213/2009-27
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы города Ростова
недоимки по земельному налогу
и
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы города Ростова (далее - Учреждение) недоимки по земельному налогу в сумме 188 189 рублей 35 копеек, в том числе: за первый квартал 2008 года - в сумме 77 389 рублей, за полугодие 2008 года - 51 592 рубля и за девять месяцев 2008 года - 51 592 рубля, а также пеней по данному налогу, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7 616 рублей 35 копеек.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". По его мнению, плательщиками земельного налога являются лица, чьи права на земельные участки удостоверяются не только на основании свидетельства о государственной регистрации права, но и на основании государственных актов и других документов, удостоверяющих право на землю, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По мнению Инспекции, Учреждение является плательщиком земельного налога, так как спорный земельный участок находится у него в фактическом пользовании с 04.11.1992 в соответствии с постановлением Главы администрации города Ростова от 04.11.1992 N 263, которым данный земельный участок выделен городскому отделу народного образования в постоянное пользование для содержания здания Учреждения, а постановлением Главы Ростовского муниципального округа от 09.06.2004 N 864 этот земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Инспекция также указала на отсутствие у Учреждения льготы по земельному налогу.
Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу: 14.08.2008 - за первый квартал 2008 года, 15.08.2008 - за первое полугодие 2008 года, 14.10.2008 - за девять месяцев 2008 года, согласно которым налог подлежал уплате в суммах 77 389 рублей, 51 592 рублей и 51 592 рублей соответственно.
Так как указанные суммы своевременно уплачены не были, налоговый орган направил Учреждению требования от 20.08.2008 N 133700, от 24.09.2008 N 134195, от 25.09.2008 N 61243 и от 13.11.2008 N 182597 об уплате недоимки по земельному налогу.
Поскольку Учреждение требования налогового органа в добровольном порядке не исполнило, Инспекция обратилась с заявлением о взыскании недоимки и пеней по земельному налогу в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 287, пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом, что Учреждение владеет спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у Учреждения обязанности по уплате земельного налога в отношении данного земельного участка.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и отказал налоговому органу в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с решением Думы Ростовского муниципального района от 29.09.2005 N 87 "Об установлении земельного налога" и решением муниципального Совета городского поселения Ростов от 15.09.2006 N 42 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Ростов введен земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах Учреждения на земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, город Ростов, улица Октябрьская, 7.
Из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются исключения, указанные в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ссылка Инспекции на постановление Главы Ростовского муниципального округа от 09.06.2004 N 864, которым Учреждению предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное постановление не является документом, удостоверяющим право на земельный участок.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного довод налогового органа об отсутствии у Учреждения льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009 по делу N А82-2213/2009-27 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2009 ПО ДЕЛУ N А82-2213/2009-27
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2009 г. по делу N А82-2213/2009-27
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Базилевой Т.В., Тютина Д.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2009,
принятое судьей Розовой Н.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
по делу N А82-2213/2009-27
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы города Ростова
недоимки по земельному налогу
и
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы города Ростова (далее - Учреждение) недоимки по земельному налогу в сумме 188 189 рублей 35 копеек, в том числе: за первый квартал 2008 года - в сумме 77 389 рублей, за полугодие 2008 года - 51 592 рубля и за девять месяцев 2008 года - 51 592 рубля, а также пеней по данному налогу, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7 616 рублей 35 копеек.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". По его мнению, плательщиками земельного налога являются лица, чьи права на земельные участки удостоверяются не только на основании свидетельства о государственной регистрации права, но и на основании государственных актов и других документов, удостоверяющих право на землю, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По мнению Инспекции, Учреждение является плательщиком земельного налога, так как спорный земельный участок находится у него в фактическом пользовании с 04.11.1992 в соответствии с постановлением Главы администрации города Ростова от 04.11.1992 N 263, которым данный земельный участок выделен городскому отделу народного образования в постоянное пользование для содержания здания Учреждения, а постановлением Главы Ростовского муниципального округа от 09.06.2004 N 864 этот земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Инспекция также указала на отсутствие у Учреждения льготы по земельному налогу.
Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу: 14.08.2008 - за первый квартал 2008 года, 15.08.2008 - за первое полугодие 2008 года, 14.10.2008 - за девять месяцев 2008 года, согласно которым налог подлежал уплате в суммах 77 389 рублей, 51 592 рублей и 51 592 рублей соответственно.
Так как указанные суммы своевременно уплачены не были, налоговый орган направил Учреждению требования от 20.08.2008 N 133700, от 24.09.2008 N 134195, от 25.09.2008 N 61243 и от 13.11.2008 N 182597 об уплате недоимки по земельному налогу.
Поскольку Учреждение требования налогового органа в добровольном порядке не исполнило, Инспекция обратилась с заявлением о взыскании недоимки и пеней по земельному налогу в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 287, пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом, что Учреждение владеет спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у Учреждения обязанности по уплате земельного налога в отношении данного земельного участка.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и отказал налоговому органу в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с решением Думы Ростовского муниципального района от 29.09.2005 N 87 "Об установлении земельного налога" и решением муниципального Совета городского поселения Ростов от 15.09.2006 N 42 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Ростов введен земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах Учреждения на земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, город Ростов, улица Октябрьская, 7.
Из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются исключения, указанные в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ссылка Инспекции на постановление Главы Ростовского муниципального округа от 09.06.2004 N 864, которым Учреждению предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное постановление не является документом, удостоверяющим право на земельный участок.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного довод налогового органа об отсутствии у Учреждения льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2009 по делу N А82-2213/2009-27 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Д.В.ТЮТИН
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Д.В.ТЮТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)