Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2011 ПО ДЕЛУ N А32-28118/2010

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. по делу N А32-28118/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Андреевой Е.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) - Душко Ю.А. (доверенность от 26.05.2011), Красновой Н.В. (доверенность от 29.11.2011), Хрусталева А.В. (доверенность от 29.11.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Щербины В.А. (доверенность от 03.02.2011), Адамовой А.С. (доверенность от 25.01.2011), в отсутствие третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Ингушетия (ИНН 0603278461, ОГРН 1040600182237), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 мая 2011 года (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2011 года (судьи Николаев Д.В., Шимбарева Н.В., Винокур И.Г.) по делу N А32-28118/2010, установил следующее.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 21.07.2010 N 08-26/5дсп об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления акциза в размере 65 609 100 рублей и 28 916 163 рублей пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Ингушетия.
Решением суда от 18 мая 2011 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 августа 2011 года, заявленные требования удовлетворены в связи с соблюдением обществом условий для вычетов сумм акцизов при реализации нефтепродуктов.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на неполное выяснение судами обстоятельств дела. Суды не учли имеющуюся в материалах дела переписку с Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Ингушетия, подтверждающую неправомерность проставления отметок на реестрах счетов-фактур N 28, 29, 30 и 32 в период аннулирования действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов (ООО "ЯМС-Ойл"). Суды не учли, что условия договоров, заключенных между обществом и ООО "ЯМС-Ойл", не предусматривали оплату векселями и средствами третьих лиц. Судами неправомерно приняты представленные обществом доказательства о начислениях ООО "ЯМС-Ойл" сумм по акцизам на нефтепродукты. Суды не учли произведенный налоговой инспекцией перерасчет пеней, подлежащих уплате обществом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые по делу судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности, своевременности и полноты их начисления с 01.01.2006 по 31.12.2007, НДФЛ с 01.01.2006 по 31.12.2008. По результатам проверки составлен акт от 21.05.010 N 08-26/3дсп, в котором отражена неправомерность предъявления обществом к вычету акцизов по реализации ООО "ЯМС-Ойл" нефтепродуктов.
Рассмотрев материалы проверки и представленные обществом возражения, налоговая инспекция вынесла решение от 21.07.2010 N 08-25/5дсп об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислено 65 609 100 рублей акцизов на нефтепродукты, из которых 63 737 131 рубль акцизов на бензин автомобильный с октановым числом до "80" и с иными числами, 1 860 203 рубля акцизов на дизельное топливо, 11 765 рублей акцизов на моторные масла и 29 337 706 рублей пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 21.07.2010 N 08-26/5дсп решение налоговой инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Исходя из пункта 8 статьи 200 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 8 статьи 201 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, а также реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур.
На момент существования рассматриваемых правоотношений действовал Порядок представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2005 N 155н (далее - Порядок). Согласно пункту 3 Порядка отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - продавец нефтепродуктов), и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - покупатель нефтепродуктов).
Статьями 200 и 201 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) установлено, что условиями применения вычета по акцизу являются: вычет предоставляется только на суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком; вычет предоставляется только лицу (налогоплательщику), имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; вычет предоставляется только при реализации (передаче) ранее полученных налогоплательщиком нефтепродуктов лицу, также имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; вычет предоставляется при условии предоставления налогоплательщиком в налоговый орган копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; вычет предоставляется при условии предоставления налогоплательщиком в налоговый орган реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.03.2009 N 15296/08, статьи 200 и 201 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривали специальную процедуру применения вычета по акцизу, а также ограничения и условия ее применения в целях недопущения злоупотреблений, направленных на занижение налога или уклонение от налогообложения.
Суд установил, что общество в 2006 году являлось плательщиком акциза на основании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами на осуществление оптово-розничной реализации (серия 23 N 006273009). Между обществом и ООО "ЯМС-Ойл" заключены договоры на поставку нефтепродуктов от 25.08.2006 N в00002185 и 11.10.2006 N в000002285. Во исполнение договоров ООО "ЯМС-Ойл" представлена заверенная копия свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выданного в соответствии со статьей 179.1 Кодекса; реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором покупатель (получатель) нефтепродуктов состоял на налоговом учете.
Из материалов дела следует, что основанием принятия оспариваемого решения послужили сведения, предоставленные Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республики Ингушетия и Инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве, о неуплате ООО "ЯМС-Ойл" акцизов на нефтепродукты, регистрация представленных реестров счетов-фактур является неправомерной, поскольку указанное в реестрах свидетельство аннулировано.
В подтверждение реализации ООО "ЯМС-Ойл" нефтепродуктов общество представило товарно-транспортные накладные, договоры, доверенности, счета-фактуры, информацию ООО "Паритет-94" и ЗАО "Дружба-2" о наличии хозяйственных отношений с ООО "ЯМС-Ойл" и оплату обществу нефтепродуктов за данную организацию.
Суды исследовали представленные документы и пришли к выводу об их соответствии требованиям налогового законодательства. Суды установили, что операции по реализации нефтепродуктов в адрес ООО "ЯМС-Ойл" осуществлялись по свидетельству серии 06 N 000350104 до 25.09.2006, по свидетельству серии 06 N 000350105 с 04.10.2006 по 30.10.2006, по свидетельству серии 06 N 000350106 с 03.11.2006 по 18.12.2006, в периоды действия данных свидетельств. Реализация нефтепродуктов после 18.12.2006 осуществлялась обществом с учетом включения акцизов в себестоимость продуктов. Суды исходили из того, что свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, серии 06 N 000350105 следует считать аннулированным не с 10.10.2006, а с 01.11.2006 согласно решению от 01.11.2006 N 56 по причине изменения места нахождения организации, поскольку в соответствии с пунктом 22 Порядка, в случае, если аннулирование свидетельства производится по основаниям, указанным в под пунктах 2 - 7 пункта 21 данного Порядка, свидетельство считается аннулированным с даты принятия налоговым органом решения.
Полученные от ООО "ЯМС-Ойл" реестры счетов-фактур расценены судами как подлинные.
Вместе с тем суды не учли следующее.
При рассмотрении дела суды установили, что оплата за поставленные в адрес ООО "Ямс-Ойл" нефтепродукты производилась на расчетные счета общества от третьих лиц с указанием назначения платежа "за ООО "Ямс-Ойл" ООО "Паладин", ИП Бердиев, ООО "Паритет-94", ООО "Кавказ-Транс-Ойл", ООО "Агролайн", ООО "Векстор", ООО "Гамма", ООО "Техсистемс", ООО "Южная Топливная Компания", ООО "Торговая компания Союз", ООО "Гор", ООО "Дагнефтетранс", ИП Узденов, ООО "Петрол-Трейдинг", ООО "Звезда-30", либо векселями Сбербанка России.
Анализируя правовую природу акциза, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2003 N 317-О отмечал, что акциз - это налог; его плательщиком является лицо, которое реализует товары (иные материальные ценности) и при этом относит налог на покупателя. Так, согласно положениям статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик акциза обязан предъявить к оплате покупателю подакцизного товара соответствующую сумму акцизов с указанием в расчетных документах этой суммы отдельной строкой.
В определении от 07.06.2011 N 805-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что расчетные документы в силу положений абзацев первого и второго пункта 1 статьи 201 Кодекса являются одним из оснований для последующего получения налогоплательщиком налогового вычета по акцизу. Перечень расчетных документов при осуществлении безналичных расчетов определен Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.
В пункте 2.3 названного Положения, содержащемся в части I "О формах безналичных расчетов и порядке их применения", прямо называются расчетные документы (платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения) и оговаривается, что данная часть Положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо (пункт 1.2).
В положениях этих статей Кодекса, рассматриваемых с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель ясно и недвусмысленно установил, что документы, именуемые расчетными, служат основанием как для уплаты суммы акциза в составе цены подакцизного товара покупателем продавцу и перечисления этой суммы акциза в бюджет, так и для дальнейшего получения налогового вычета по акцизу (при соблюдении иных установленных налоговым законом условий).
Кроме того, в отношении положений статьи 201 Кодекса Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что сами по себе они не содержат неопределенности и не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 года N 33-О-О).
Невыполнение названных требований не позволяет подтвердить уплату суммы налога продавцу и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара, и является препятствием для получения налогового вычета покупателем такого товара. Таким образом, оплата третьими лицами сумм акциза векселями Сбербанка России не может рассматриваться как эквивалентная расчетным документам или заменяющая их.
Кроме того, суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 11.09.2007 N 4594/07, о том, что в расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза должна выделяться отдельной строкой, поэтому для получения налогового вычета налогоплательщику надлежит соблюсти и это требование.
В материалах дела отсутствуют декларации ООО "ЯМС-Ойл", карточки лицевых счетов, журналы регистрации реестров счетов-фактур, подтверждающие начисление и уплату в бюджет ООО "ЯМС-Ойл" акциза на нефтепродукты. Согласно показаниям директора ООО "ЯМС-Ойл" Яковлева М.С. реестры счетов-фактур им не подписывались.
Суды не оценили представленные налоговой инспекцией доказательства в совокупности и взаимосвязи, в связи с чем судебные акты, принятые по делу, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать все фактические обстоятельства по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, отразив результаты оценки в судебном акте во исполнение требований статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 мая 2011 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2011 года по делу N А32-28118/2010 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)