Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 февраля 2004 года Дело N А05-4875/03-272/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 12.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2003 по делу N А05-4875/03-272/11 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.),
Общество с ограниченной ответственностью "Букмекерская контора "Марафон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес и пени в сумме 411724,79 руб. и уплатить проценты в сумме 72999,24 руб.
Решением суда от 20.06.2003 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2003 решение суда отменено. Заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон на игорный бизнес).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 02.08.2002 направило в налоговую инспекцию заявление о снятии с регистрации ошибочно зарегистрированного объекта игорного бизнеса - филиала букмекерской конторы в городе Архангельске по улице Ч.Лучинского, дом 1, и возврате из бюджета излишне взысканного налога на игорный бизнес за три года деятельности филиала.
Налоговая инспекция письмом от 01.10.2002 сообщила обществу, что вопрос о снятии с учета объекта игорного бизнеса будет решен после проведения выездной налоговой проверки.
По результатам проведения выездной налоговой проверки составлен акт от 25.03.2003 и принято решение от 28.04.2003 N 01/1.20.19/1647. Из акта проверки усматривается, что нарушений по исчислению налога на игорный бизнес не установлено, а исследовать вопрос, как собирается выручка и каким образом ведется учет общей суммы ставок (то есть сделать вывод о правильности постановки на учет как объекта игорного бизнеса филиала общества - пункта приемок ставок), не представляется возможным, так как проверке представлены документы только по деятельности филиала, а не конторы в целом.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что филиал общества является объектом игорного бизнеса, так как в нем ведется учет принятых ставок и выплачивается сумма выигрыша.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о налоге на игорный бизнес суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиками налога самостоятельно, исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога.
В соответствии со статьей 2 Закона о налоге на игорный бизнес в целях применения данного закона под кассой понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.
Таким образом, в случае ведения предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, когда отдельные пункты букмекерской конторы объединены в единую систему, объектом налогообложения в соответствии с Законом о налоге на игорный бизнес, подлежащим регистрации в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, будет являться головное подразделение организации, организующей букмекерскую контору, где осуществляется учет общей суммы сделанных ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод, что в данном случае филиал общества не является кассой букмекерской конторы, а представляет собой пункт приема ставок, объединенный в единую сеть. Головная организация букмекерской конторы располагается в городе Москве. Оформление и ведение первичных бухгалтерских документов свидетельствует только о наличии расчетных операций, а не об учете общей суммы сделанных ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате.
Таким образом, у общества не имелось оснований для уплаты налога на игорный бизнес по отдельной деятельности филиала.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы и возвращается за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Правила статьи 78 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней и обязал налоговую инспекцию выплатить проценты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2003 по делу N А05-4875/03-272/11 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2004 N А05-4875/03-272/11
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2004 года Дело N А05-4875/03-272/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 12.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2003 по делу N А05-4875/03-272/11 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Букмекерская контора "Марафон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес и пени в сумме 411724,79 руб. и уплатить проценты в сумме 72999,24 руб.
Решением суда от 20.06.2003 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2003 решение суда отменено. Заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон на игорный бизнес).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 02.08.2002 направило в налоговую инспекцию заявление о снятии с регистрации ошибочно зарегистрированного объекта игорного бизнеса - филиала букмекерской конторы в городе Архангельске по улице Ч.Лучинского, дом 1, и возврате из бюджета излишне взысканного налога на игорный бизнес за три года деятельности филиала.
Налоговая инспекция письмом от 01.10.2002 сообщила обществу, что вопрос о снятии с учета объекта игорного бизнеса будет решен после проведения выездной налоговой проверки.
По результатам проведения выездной налоговой проверки составлен акт от 25.03.2003 и принято решение от 28.04.2003 N 01/1.20.19/1647. Из акта проверки усматривается, что нарушений по исчислению налога на игорный бизнес не установлено, а исследовать вопрос, как собирается выручка и каким образом ведется учет общей суммы ставок (то есть сделать вывод о правильности постановки на учет как объекта игорного бизнеса филиала общества - пункта приемок ставок), не представляется возможным, так как проверке представлены документы только по деятельности филиала, а не конторы в целом.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что филиал общества является объектом игорного бизнеса, так как в нем ведется учет принятых ставок и выплачивается сумма выигрыша.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о налоге на игорный бизнес суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиками налога самостоятельно, исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога.
В соответствии со статьей 2 Закона о налоге на игорный бизнес в целях применения данного закона под кассой понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.
Таким образом, в случае ведения предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, когда отдельные пункты букмекерской конторы объединены в единую систему, объектом налогообложения в соответствии с Законом о налоге на игорный бизнес, подлежащим регистрации в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, будет являться головное подразделение организации, организующей букмекерскую контору, где осуществляется учет общей суммы сделанных ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод, что в данном случае филиал общества не является кассой букмекерской конторы, а представляет собой пункт приема ставок, объединенный в единую сеть. Головная организация букмекерской конторы располагается в городе Москве. Оформление и ведение первичных бухгалтерских документов свидетельствует только о наличии расчетных операций, а не об учете общей суммы сделанных ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате.
Таким образом, у общества не имелось оснований для уплаты налога на игорный бизнес по отдельной деятельности филиала.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы и возвращается за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Правила статьи 78 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней и обязал налоговую инспекцию выплатить проценты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2003 по делу N А05-4875/03-272/11 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
ШЕВЧЕНКО А.В.
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
ШЕВЧЕНКО А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)