Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2003 N Ф08-2687/2003-995А

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 28 июля 2003 года Дело N Ф08-2687/2003-995А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Арс-Плюс" и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на решение от 12.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-431/2003, установил следующее.
ООО "Арс-Плюс" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным и не подлежащим исполнению уведомления от 24.12.2002 N 11850 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и о признании незаконными действий по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция).
Решением от 12.03.2003 исковые требования удовлетворены на том основании, что заявление о применении той или иной упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и главы 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанных систем налогообложения. Оспариваемое уведомление, принятое налоговой инспекцией на основании Методических рекомендаций по применению главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения", утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, не имеет обязательного характера, поскольку названные акты Министерства Российской Федерации по налогам и сборам не прошли обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с судебным актом, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, суд не дал оценку тому обстоятельству, что отказ о переводе истца на упрощенную систему налогообложения соответствует требованиям Методической рекомендации по применению главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, что заявленный обществом доход в сумме 8217,0 тыс. рублей документально не подтвержден.
Отзыва на жалобу ООО "Арс-Плюс" не представило.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25 ноября 2002 года ООО "Арс-Плюс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения по реализации ГСМ через автозаправочную станцию, сославшись на главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
24 декабря 2003 года налоговая инспекция в адрес истца направила уведомление N 11850 о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения со ссылкой на подпункт 12 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказ в применении упрощенной системы налогообложения послужил основанием для обращения ООО "Арс-Плюс" в суд.
Удовлетворяя требования общества, суды обоснованно исходили из того, что общество осуществляет деятельность по розничной торговле горюче-смазочными материалами, а потому оно не подпадает под режим налогообложения единым налогом на вмененный доход, так как Законом КБР "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" N 82-РЗ от 28.11.2002 уплата единого налога на вмененный доход от указанного вида деятельности не предусмотрена.
Принимая решение и вынося постановление, суды руководствовались разделом VIII.1, а именно, главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом судами был применен закон, не подлежащий применению.
Раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главами 26.2 и 26.3 Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее по тексту - Федеральный закон N 104-ФЗ). Порядок вступления закона в силу был определен в статье 8 самого Закона.
В части 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статье 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Таким образом, порядок перехода налогоплательщиков на уплату налогов по упрощенной системе налогообложения на день подачи ООО "Арс-Плюс" заявления и на день принятия налоговым органом оспариваемого решения регламентировался Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ.
Принимая уведомление N 11850 на основании главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган разрешил вопрос о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в нарушение действующего законодательства. Однако вопрос о нарушении либо отсутствии нарушения прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без исследования вопросов о соответствии условий хозяйствования общества на предмет соответствия действующего в 2002 году законодательства по вопросу перехода на упрощенную систему налогообложения разрешить не представляется возможным в силу отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по установлению обстоятельств дела (статья 286, пункт 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судами не принято судебных актов в отношении требований общества о признании не подлежащим исполнению уведомления от 24.12.2002 N 11850 налоговой инспекции в нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос о соответствии условий хозяйствования общества на предмет действующего в 2002 году законодательства, разрешить спор с учетом всех заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-431/2003 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)