Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 октября 2004 года Дело N А55-5684/04-39
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти,
на решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/04-39
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области в части не проведении зачета по налогу на землю за 2003 г. в сумме 2034714 руб. и обязании налогового органа произвести зачет в счет будущих платежей по этому же налогу.
Решением от 08.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004, арбитражный суд в удовлетворении заявления отказал.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для зачета, поскольку переплаты по налогу у заявителя не имеется.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на судебные акты по другому делу - N А 55-15813/03-30, которыми при рассмотрении тех же самых обстоятельств дана иная правовая оценка, в частности указано, что повышающие коэффициенты должны применяться только в пределах тех периодов, которые указаны в Законах, их установивших. По мнению налогового органа, судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение и необоснованно не приняты судами во внимание.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14.10.2003 заявителем была представлена в Налоговую инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2003 г.
Согласно данной декларации налогоплательщик изменил ставку налога, применив к дифференцированным, с учетом градостроительной ценности территорий, ставкам налога, установленным решением Тольяттинской городской Думы от 02.07.97 N 14, поправочный коэффициент 1,8, установленный Постановлением Тольяттинской городской Думы от 02.04.2003 N 708 и Федеральным законом Российской Федерации N 110 от 24.07.2002, без учета коэффициентов, установленных ранее Федеральными законами.
02.02.2004 заявитель обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о зачете образовавшейся, по его мнению, переплаты в размере 20234714 руб., в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган расчет заявителя по налогу признал не соответствующим действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия о признании незаконным бездействия налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сохраняющей свое действие) земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 этого же Закона и п. 2 ст. 21 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включали федеральные законы о федеральном бюджете.
При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных областей.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установила, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы на земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. А в 2002 г. действовали ставки налога с повышающим коэффициентом 2. Аналогичным образом сформулированы статьи и в Федеральном законе от 26.02.97 N 29-ФЗ (при установлении коэффициента на 1998 г.), в Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ (при установлении коэффициента на 1999 г.), в Федеральном законе от 31.12.99 N 227-ФЗ (при установлении коэффициента на 2000 г.), в Федеральном законе от 27.12.2000 N 50-ФЗ (при установлении коэффициента на 2001 г.), в Федеральном законе от 14.12.2002 N 163-ФЗ (при установлении коэффициента на 2002 г.), в Федеральном законе от 24.07.2002 N 110-ФЗ (при установлении коэффициента на 2003 г.).
Законодатель, определяя ставку по земельному налогу, включил в нее два составляющих элемента: элемент, определенный Законом Российской Федерации "О плате за землю", и повышающий коэффициент.
Следовательно, налогоплательщик, определяя ставку налога на 2003 г., должен был последовательно перемножать ставку налога, установленную Законом Российской Федерации "О плате на землю", на повышающие коэффициенты, установленные соответствующими Законами, начиная с 1998 г.
Подтверждением правомерности вышеизложенной позиции является Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, в котором указано, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Судами правомерно указано и на то, что судебными актами по делу N А 55-15813/03-30 не были установлены какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, иск налогоплательщика по вышеуказанному делу не удовлетворен.
С учетом вышеизложенного правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/2004-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 14 октября 2004 года Дело N А55-5684/04-39
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти,
на решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/04-39
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области в части не проведении зачета по налогу на землю за 2003 г. в сумме 2034714 руб. и обязании налогового органа произвести зачет в счет будущих платежей по этому же налогу.
Решением от 08.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004, арбитражный суд в удовлетворении заявления отказал.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для зачета, поскольку переплаты по налогу у заявителя не имеется.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на судебные акты по другому делу - N А 55-15813/03-30, которыми при рассмотрении тех же самых обстоятельств дана иная правовая оценка, в частности указано, что повышающие коэффициенты должны применяться только в пределах тех периодов, которые указаны в Законах, их установивших. По мнению налогового органа, судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение и необоснованно не приняты судами во внимание.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14.10.2003 заявителем была представлена в Налоговую инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2003 г.
Согласно данной декларации налогоплательщик изменил ставку налога, применив к дифференцированным, с учетом градостроительной ценности территорий, ставкам налога, установленным решением Тольяттинской городской Думы от 02.07.97 N 14, поправочный коэффициент 1,8, установленный Постановлением Тольяттинской городской Думы от 02.04.2003 N 708 и Федеральным законом Российской Федерации N 110 от 24.07.2002, без учета коэффициентов, установленных ранее Федеральными законами.
02.02.2004 заявитель обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о зачете образовавшейся, по его мнению, переплаты в размере 20234714 руб., в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган расчет заявителя по налогу признал не соответствующим действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия о признании незаконным бездействия налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сохраняющей свое действие) земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 этого же Закона и п. 2 ст. 21 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включали федеральные законы о федеральном бюджете.
При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных областей.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установила, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы на земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. А в 2002 г. действовали ставки налога с повышающим коэффициентом 2. Аналогичным образом сформулированы статьи и в Федеральном законе от 26.02.97 N 29-ФЗ (при установлении коэффициента на 1998 г.), в Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ (при установлении коэффициента на 1999 г.), в Федеральном законе от 31.12.99 N 227-ФЗ (при установлении коэффициента на 2000 г.), в Федеральном законе от 27.12.2000 N 50-ФЗ (при установлении коэффициента на 2001 г.), в Федеральном законе от 14.12.2002 N 163-ФЗ (при установлении коэффициента на 2002 г.), в Федеральном законе от 24.07.2002 N 110-ФЗ (при установлении коэффициента на 2003 г.).
Законодатель, определяя ставку по земельному налогу, включил в нее два составляющих элемента: элемент, определенный Законом Российской Федерации "О плате за землю", и повышающий коэффициент.
Следовательно, налогоплательщик, определяя ставку налога на 2003 г., должен был последовательно перемножать ставку налога, установленную Законом Российской Федерации "О плате на землю", на повышающие коэффициенты, установленные соответствующими Законами, начиная с 1998 г.
Подтверждением правомерности вышеизложенной позиции является Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, в котором указано, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Судами правомерно указано и на то, что судебными актами по делу N А 55-15813/03-30 не были установлены какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, иск налогоплательщика по вышеуказанному делу не удовлетворен.
С учетом вышеизложенного правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/2004-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2004 N А55-5684/04-39
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 октября 2004 года Дело N А55-5684/04-39
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти,
на решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/04-39
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области в части не проведении зачета по налогу на землю за 2003 г. в сумме 2034714 руб. и обязании налогового органа произвести зачет в счет будущих платежей по этому же налогу.
Решением от 08.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004, арбитражный суд в удовлетворении заявления отказал.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для зачета, поскольку переплаты по налогу у заявителя не имеется.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на судебные акты по другому делу - N А 55-15813/03-30, которыми при рассмотрении тех же самых обстоятельств дана иная правовая оценка, в частности указано, что повышающие коэффициенты должны применяться только в пределах тех периодов, которые указаны в Законах, их установивших. По мнению налогового органа, судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение и необоснованно не приняты судами во внимание.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14.10.2003 заявителем была представлена в Налоговую инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2003 г.
Согласно данной декларации налогоплательщик изменил ставку налога, применив к дифференцированным, с учетом градостроительной ценности территорий, ставкам налога, установленным решением Тольяттинской городской Думы от 02.07.97 N 14, поправочный коэффициент 1,8, установленный Постановлением Тольяттинской городской Думы от 02.04.2003 N 708 и Федеральным законом Российской Федерации N 110 от 24.07.2002, без учета коэффициентов, установленных ранее Федеральными законами.
02.02.2004 заявитель обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о зачете образовавшейся, по его мнению, переплаты в размере 20234714 руб., в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган расчет заявителя по налогу признал не соответствующим действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия о признании незаконным бездействия налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сохраняющей свое действие) земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 этого же Закона и п. 2 ст. 21 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включали федеральные законы о федеральном бюджете.
При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных областей.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установила, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы на земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. А в 2002 г. действовали ставки налога с повышающим коэффициентом 2. Аналогичным образом сформулированы статьи и в Федеральном законе от 26.02.97 N 29-ФЗ (при установлении коэффициента на 1998 г.), в Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ (при установлении коэффициента на 1999 г.), в Федеральном законе от 31.12.99 N 227-ФЗ (при установлении коэффициента на 2000 г.), в Федеральном законе от 27.12.2000 N 50-ФЗ (при установлении коэффициента на 2001 г.), в Федеральном законе от 14.12.2002 N 163-ФЗ (при установлении коэффициента на 2002 г.), в Федеральном законе от 24.07.2002 N 110-ФЗ (при установлении коэффициента на 2003 г.).
Законодатель, определяя ставку по земельному налогу, включил в нее два составляющих элемента: элемент, определенный Законом Российской Федерации "О плате за землю", и повышающий коэффициент.
Следовательно, налогоплательщик, определяя ставку налога на 2003 г., должен был последовательно перемножать ставку налога, установленную Законом Российской Федерации "О плате на землю", на повышающие коэффициенты, установленные соответствующими Законами, начиная с 1998 г.
Подтверждением правомерности вышеизложенной позиции является Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, в котором указано, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Судами правомерно указано и на то, что судебными актами по делу N А 55-15813/03-30 не были установлены какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, иск налогоплательщика по вышеуказанному делу не удовлетворен.
С учетом вышеизложенного правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/2004-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 октября 2004 года Дело N А55-5684/04-39
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти,
на решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/04-39
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тольяттинское автотранспортное предприятие N 1", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области в части не проведении зачета по налогу на землю за 2003 г. в сумме 2034714 руб. и обязании налогового органа произвести зачет в счет будущих платежей по этому же налогу.
Решением от 08.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004, арбитражный суд в удовлетворении заявления отказал.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для зачета, поскольку переплаты по налогу у заявителя не имеется.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на судебные акты по другому делу - N А 55-15813/03-30, которыми при рассмотрении тех же самых обстоятельств дана иная правовая оценка, в частности указано, что повышающие коэффициенты должны применяться только в пределах тех периодов, которые указаны в Законах, их установивших. По мнению налогового органа, судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение и необоснованно не приняты судами во внимание.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14.10.2003 заявителем была представлена в Налоговую инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2003 г.
Согласно данной декларации налогоплательщик изменил ставку налога, применив к дифференцированным, с учетом градостроительной ценности территорий, ставкам налога, установленным решением Тольяттинской городской Думы от 02.07.97 N 14, поправочный коэффициент 1,8, установленный Постановлением Тольяттинской городской Думы от 02.04.2003 N 708 и Федеральным законом Российской Федерации N 110 от 24.07.2002, без учета коэффициентов, установленных ранее Федеральными законами.
02.02.2004 заявитель обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о зачете образовавшейся, по его мнению, переплаты в размере 20234714 руб., в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган расчет заявителя по налогу признал не соответствующим действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия о признании незаконным бездействия налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сохраняющей свое действие) земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 этого же Закона и п. 2 ст. 21 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включали федеральные законы о федеральном бюджете.
При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных областей.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установила, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы на земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. А в 2002 г. действовали ставки налога с повышающим коэффициентом 2. Аналогичным образом сформулированы статьи и в Федеральном законе от 26.02.97 N 29-ФЗ (при установлении коэффициента на 1998 г.), в Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ (при установлении коэффициента на 1999 г.), в Федеральном законе от 31.12.99 N 227-ФЗ (при установлении коэффициента на 2000 г.), в Федеральном законе от 27.12.2000 N 50-ФЗ (при установлении коэффициента на 2001 г.), в Федеральном законе от 14.12.2002 N 163-ФЗ (при установлении коэффициента на 2002 г.), в Федеральном законе от 24.07.2002 N 110-ФЗ (при установлении коэффициента на 2003 г.).
Законодатель, определяя ставку по земельному налогу, включил в нее два составляющих элемента: элемент, определенный Законом Российской Федерации "О плате за землю", и повышающий коэффициент.
Следовательно, налогоплательщик, определяя ставку налога на 2003 г., должен был последовательно перемножать ставку налога, установленную Законом Российской Федерации "О плате на землю", на повышающие коэффициенты, установленные соответствующими Законами, начиная с 1998 г.
Подтверждением правомерности вышеизложенной позиции является Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, в котором указано, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Судами правомерно указано и на то, что судебными актами по делу N А 55-15813/03-30 не были установлены какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, иск налогоплательщика по вышеуказанному делу не удовлетворен.
С учетом вышеизложенного правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-5684/2004-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)