Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 июня 2004 г. Дело N А41-К2-10086/04
Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от истца: П. - начальник юридического отдела, по доверенности от 16.06.04, К. - юрисконсульт, по доверенности от 13.01.04 N 13-03/33; от ответчика: представитель не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ N 24 по г. Москве и Московской области" к МРИ МНС РФ N 10 по Московской области о признании незаконным ненормативного акта,
17.02.04 Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ N 24 по г. Москве и Московской области" направило МРИ МНС N 10 по Московской области письмо, в котором просило об освобождении от уплаты налога на имущество на 2004 г.
26.04.04 письмом N 05-5658 МРИ МНС РФ сообщила истцу, что он обязан уплачивать налог на имущество с 1 января 2004 г.
ГУ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным письменного отказа от 26.04.2004 N 05-5658 МРИ МНС РФ N 10 по Московской области и обязании освободить от уплаты налога на имущество.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уменьшены, истец просит признать незаконным письмо МРИ МНС N 05-5658 от 26.04.04, в котором Налоговая инспекция сообщила, что с 1 января 2004 г. Управление становится плательщиком налога на имущество.
Истец указывает, что на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 20.12.01 N 167-ФЗ Пенсионный фонд и его органы относятся к органам управления, а также бюджетным государственным учреждениям, предназначенным для социального обеспечения, которые, в соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ, п. 2 "г" ст. 20 Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области", освобождены от уплаты налога на имущество.
В обоснование требований истец ссылается на Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, ст. ст. 10, 143, 144, 161 Бюджетного кодекса РФ, Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294, п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П, от 15.06.98 N 18-П, от 23.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ".
Ответчик иск не признал, поскольку льгота по налогу для органов Пенсионного фонда РФ Налоговым кодексом и Законом Московской области прямо не предусмотрена, а также потому, что истец не относится к органам социального обслуживания, поименованным в ст. 17 Федерального закона от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В силу пп. "г" п. 2 ст. 20 Закона Московской области от 28.07.97 N 397-О в редакции изменений от 19.12.03 и 14.01.04 от уплаты налога на имущество освобождены бюджетные учреждения.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относятся выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении N 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий. В Постановлениях КС РФ N 7-П, 18-П указано, что конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, а также, что государственное пенсионное страхование - важнейшая организационно-правовая форма социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы являются государственными учреждениями социального обеспечения, что позволяет относить имущество, используемое ими в целях социального обеспечения, к освобождаемому от налогообложения.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения и организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Пенсионный фонд РФ учрежден законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ, к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет. Имущество, которым он наделен, закреплено за ним на праве оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что вывод ИМНС, изложенный ею в оспариваемом письме, не соответствует действующему законодательству.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
признать незаконным письмо N 05-5658 от 26.04.2004 МРИ МНС РФ N 10 по Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.06.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-10086/04
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2004 г. Дело N А41-К2-10086/04
Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от истца: П. - начальник юридического отдела, по доверенности от 16.06.04, К. - юрисконсульт, по доверенности от 13.01.04 N 13-03/33; от ответчика: представитель не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ N 24 по г. Москве и Московской области" к МРИ МНС РФ N 10 по Московской области о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
17.02.04 Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ N 24 по г. Москве и Московской области" направило МРИ МНС N 10 по Московской области письмо, в котором просило об освобождении от уплаты налога на имущество на 2004 г.
26.04.04 письмом N 05-5658 МРИ МНС РФ сообщила истцу, что он обязан уплачивать налог на имущество с 1 января 2004 г.
ГУ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным письменного отказа от 26.04.2004 N 05-5658 МРИ МНС РФ N 10 по Московской области и обязании освободить от уплаты налога на имущество.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уменьшены, истец просит признать незаконным письмо МРИ МНС N 05-5658 от 26.04.04, в котором Налоговая инспекция сообщила, что с 1 января 2004 г. Управление становится плательщиком налога на имущество.
Истец указывает, что на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 20.12.01 N 167-ФЗ Пенсионный фонд и его органы относятся к органам управления, а также бюджетным государственным учреждениям, предназначенным для социального обеспечения, которые, в соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ, п. 2 "г" ст. 20 Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области", освобождены от уплаты налога на имущество.
В обоснование требований истец ссылается на Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, ст. ст. 10, 143, 144, 161 Бюджетного кодекса РФ, Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294, п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П, от 15.06.98 N 18-П, от 23.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ".
Ответчик иск не признал, поскольку льгота по налогу для органов Пенсионного фонда РФ Налоговым кодексом и Законом Московской области прямо не предусмотрена, а также потому, что истец не относится к органам социального обслуживания, поименованным в ст. 17 Федерального закона от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В силу пп. "г" п. 2 ст. 20 Закона Московской области от 28.07.97 N 397-О в редакции изменений от 19.12.03 и 14.01.04 от уплаты налога на имущество освобождены бюджетные учреждения.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относятся выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении N 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий. В Постановлениях КС РФ N 7-П, 18-П указано, что конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, а также, что государственное пенсионное страхование - важнейшая организационно-правовая форма социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы являются государственными учреждениями социального обеспечения, что позволяет относить имущество, используемое ими в целях социального обеспечения, к освобождаемому от налогообложения.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения и организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Пенсионный фонд РФ учрежден законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ, к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет. Имущество, которым он наделен, закреплено за ним на праве оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что вывод ИМНС, изложенный ею в оспариваемом письме, не соответствует действующему законодательству.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным письмо N 05-5658 от 26.04.2004 МРИ МНС РФ N 10 по Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)