Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: судьи Демидовой Н.М.
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва (г. Чадан)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 января 2008 года по делу N А69-1870/07-5, принятое судьей Ханды А.М.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль пени,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль пени.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республики Тыва обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части взыскания налога на доходы физических лиц, взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился в суд первой инстанции с заявлением о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций (л.д. 3 - 4). В апелляционной жалобе заявлены требования об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания налога на доходы физических лиц, однако требование взыскания налога на доходы физических лиц в рамках настоящего дела не заявлялось и судом первой инстанции не рассматривалось, указанный вид налога также не содержится в требовании от 11.04.2007 N 170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, имеющемся в материалах дела.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные требования (правомерность начисления пени). Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что налоговым органом в материалы дела представлены требование от 11.04.2007 N 170 для подтверждения факта правомерности начисления заявленных сумм недоимки и пени, а также доказательства, подтверждающие правомерность направления налогоплательщику требования и размер недоимки и пеней соответствующими документами и расчетами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления от 12.05.2008 N 66000017420286, 66000017420279), в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2000 администрацией Бай-Тайгинского кожууна за номером 421, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021700655790.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва выставлено требование от 11.04.2007 N 170, которым муниципальному общеобразовательному учреждению Кызыл-Дагской средней общеобразовательной школе Бай-Тайгинского кожууна предложено в срок до 30.04.2007 погасить недоимку по налогу на имущество организаций в общей сумме 35 251,00 рубль и пени по указанному налогу в сумме 3 101,39 рубля. Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом.
Неисполнение налогоплательщиком указанного требования послужило основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании 3 101,39 рубля пени.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главе 26.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены налоговым органом в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направить налогоплательщику требование об уплате налогов не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в случае налоговой проверки в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В случае пропуска срока для взыскания недоимки по налогам и сборам в бесспорном порядке налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой этих налогов (сборов). В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Поскольку учреждение является бюджетной организацией, то налоговый орган правомерно обратился за взысканием налога в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 48 названного Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 названного Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Судом первой инстанции установлено, что налоговым органом пропущены сроки, установленные пунктом 3 статьи 46, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимки и пени. Указанные в требовании суммы недоимки по налогу на имущество организаций образовались по срокам 03.05.2006, 31.07.2006, с заявлением в суд налоговый орган обратился 08.10.2007.
Кроме того, согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Налоговым органом не представлены в материалы дела расчеты взыскиваемых сумм недоимки и пени со ссылкой на первичные бухгалтерские документы. Из представленного в материалы дела требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 11.04.2007 N 170 невозможно определить правомерность начисления сумм недоимки и пени.
Как следует из материалов дела, в требовании не указаны основания возникновения задолженности, отсутствуют сведения о ставке пеней. Правильность расчета и размера взыскиваемой суммы на основании представленных документов установить невозможно. В заявлении в суд первой инстанции, а также в апелляционной жалобе налоговым органом не указаны основания возникновения задолженности, расчеты недоимки и пени.
Следовательно, налоговый орган не доказал правомерность направления налогоплательщику требования от 11.04.2007 N 170 и не подтвердил размер и основания возникновения недоимки и пеней соответствующими документами и расчетами.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Республике Тыва не противоречит действующему законодательству. При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года по делу N А69-1870/07-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2008 N А69-1870/07-5-03АП-362/2008 ПО ДЕЛУ N А69-1870/07-5
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. N А69-1870/07-5-03АП-362/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: судьи Демидовой Н.М.
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва (г. Чадан)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 января 2008 года по делу N А69-1870/07-5, принятое судьей Ханды А.М.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль пени.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республики Тыва обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части взыскания налога на доходы физических лиц, взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна 3 101,39 рубль.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился в суд первой инстанции с заявлением о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций (л.д. 3 - 4). В апелляционной жалобе заявлены требования об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания налога на доходы физических лиц, однако требование взыскания налога на доходы физических лиц в рамках настоящего дела не заявлялось и судом первой инстанции не рассматривалось, указанный вид налога также не содержится в требовании от 11.04.2007 N 170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, имеющемся в материалах дела.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные требования (правомерность начисления пени). Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что налоговым органом в материалы дела представлены требование от 11.04.2007 N 170 для подтверждения факта правомерности начисления заявленных сумм недоимки и пени, а также доказательства, подтверждающие правомерность направления налогоплательщику требования и размер недоимки и пеней соответствующими документами и расчетами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления от 12.05.2008 N 66000017420286, 66000017420279), в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2000 администрацией Бай-Тайгинского кожууна за номером 421, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021700655790.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва выставлено требование от 11.04.2007 N 170, которым муниципальному общеобразовательному учреждению Кызыл-Дагской средней общеобразовательной школе Бай-Тайгинского кожууна предложено в срок до 30.04.2007 погасить недоимку по налогу на имущество организаций в общей сумме 35 251,00 рубль и пени по указанному налогу в сумме 3 101,39 рубля. Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом.
Неисполнение налогоплательщиком указанного требования послужило основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании 3 101,39 рубля пени.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главе 26.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены налоговым органом в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направить налогоплательщику требование об уплате налогов не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в случае налоговой проверки в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В случае пропуска срока для взыскания недоимки по налогам и сборам в бесспорном порядке налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой этих налогов (сборов). В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Поскольку учреждение является бюджетной организацией, то налоговый орган правомерно обратился за взысканием налога в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 48 названного Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 названного Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Судом первой инстанции установлено, что налоговым органом пропущены сроки, установленные пунктом 3 статьи 46, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимки и пени. Указанные в требовании суммы недоимки по налогу на имущество организаций образовались по срокам 03.05.2006, 31.07.2006, с заявлением в суд налоговый орган обратился 08.10.2007.
Кроме того, согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Налоговым органом не представлены в материалы дела расчеты взыскиваемых сумм недоимки и пени со ссылкой на первичные бухгалтерские документы. Из представленного в материалы дела требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 11.04.2007 N 170 невозможно определить правомерность начисления сумм недоимки и пени.
Как следует из материалов дела, в требовании не указаны основания возникновения задолженности, отсутствуют сведения о ставке пеней. Правильность расчета и размера взыскиваемой суммы на основании представленных документов установить невозможно. В заявлении в суд первой инстанции, а также в апелляционной жалобе налоговым органом не указаны основания возникновения задолженности, расчеты недоимки и пени.
Следовательно, налоговый орган не доказал правомерность направления налогоплательщику требования от 11.04.2007 N 170 и не подтвердил размер и основания возникновения недоимки и пеней соответствующими документами и расчетами.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Республике Тыва не противоречит действующему законодательству. При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 января 2008 года по делу N А69-1870/07-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.М.ДЕМИДОВА
Судьи:
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
Н.М.ДЕМИДОВА
Судьи:
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)