Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Дубровского В.И., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2009 по делу N А07-8978/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Кусякова Э.Р. (доверенность от 11.01.2009 N 03-07/00073).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Альянс" (далее - общество, налогоплательщик) в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за несвоевременно возвращенную сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, а также об обязании налогового органа начислить и перечислить на счет налогоплательщика проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога в сумме 1 495 692 руб. 59 коп.
Решением суда от 02.07.2009 (судья Решетников С.А.) заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
По мнению налогового органа, взыскание процентов возможно только с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2008 по делу N А07-14080/2007-А-ГАР/ДГА, которым удовлетворено требование налогоплательщика о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. (то есть с 18.12.2008).
Инспекция также указывает на то, что начисление процентов возможно с момента, когда был установлен факт излишней уплаты налога, поскольку изначально налог уплачивался налогоплательщиком в соответствии со ставками, установленными законом, и переплаты у общества не имелось.
Проверив доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. обществом был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
Налогоплательщик в силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" вправе был уплачивать налог на игорный бизнес за оспариваемый период по ставкам, действующим на момент его государственной регистрации (т.е. на 02.09.2003).
В связи с этим общество направило в инспекцию 15.02.2007 уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Инспекцией проведены камеральные проверки представленных обществом налоговых деклараций за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
По результатам проверок налоговым органом вынесены решения от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, 4654, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696 4697, 4698, 4699 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении налога на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2008 по делу N А07-14080/2007-А-ГАР/ДГА, вступившим в законную силу 18.12.2008, признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 8 940 000 руб.
Как правильно отмечено апелляционным судом, названное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для данного спора, установленные в нем обстоятельства не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
По заявлениям налогоплательщика налоговым органом вынесены решения о возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 8 667 754 руб. 39 коп., из которых: 1 764 750 руб. - по решению от 23.01.2009 N 49904, 6 903 004 руб. 39 коп. - по решению от 23.01.2009 N 49903.
Фактически налог возвращен 27.01.2009.
Проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога налоговым органом начислены не были.
Полагая, что бездействие налогового органа по неначислению и невыплате процентов за период с 16.06.2007 по 26.01.2009 за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Исходя из п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный в указанной норме, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Кодекса (п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 88 Кодекса камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г., а также заявления о возврате излишне уплаченного налога направлены налогоплательщиком в инспекцию 15.02.2007.
С учетом срока, установленного для проведения камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций, а также срока на возврат суммы излишне уплаченного налога апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что налоговому органу необходимо было произвести возврат суммы переплаты по налогу не позднее 15.06.2007.
Поскольку возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес был осуществлен инспекцией 27.01.2009, суды обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении обществу спорной суммы процентов за период с 16.06.2007 по 26.01.2009 за несвоевременный возврат переплаты по указанному налогу.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку были предметом исследования апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка (ст. 71, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2009 по делу N А07-8978/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2009 N Ф09-8329/09-С3 ПО ДЕЛУ N А07-8978/2009
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2009 г. N Ф09-8329/09-С3
Дело N А07-8978/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Дубровского В.И., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2009 по делу N А07-8978/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Кусякова Э.Р. (доверенность от 11.01.2009 N 03-07/00073).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Альянс" (далее - общество, налогоплательщик) в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за несвоевременно возвращенную сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, а также об обязании налогового органа начислить и перечислить на счет налогоплательщика проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога в сумме 1 495 692 руб. 59 коп.
Решением суда от 02.07.2009 (судья Решетников С.А.) заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
По мнению налогового органа, взыскание процентов возможно только с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2008 по делу N А07-14080/2007-А-ГАР/ДГА, которым удовлетворено требование налогоплательщика о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. (то есть с 18.12.2008).
Инспекция также указывает на то, что начисление процентов возможно с момента, когда был установлен факт излишней уплаты налога, поскольку изначально налог уплачивался налогоплательщиком в соответствии со ставками, установленными законом, и переплаты у общества не имелось.
Проверив доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. обществом был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
Налогоплательщик в силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" вправе был уплачивать налог на игорный бизнес за оспариваемый период по ставкам, действующим на момент его государственной регистрации (т.е. на 02.09.2003).
В связи с этим общество направило в инспекцию 15.02.2007 уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Инспекцией проведены камеральные проверки представленных обществом налоговых деклараций за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
По результатам проверок налоговым органом вынесены решения от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, 4654, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696 4697, 4698, 4699 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении налога на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2008 по делу N А07-14080/2007-А-ГАР/ДГА, вступившим в законную силу 18.12.2008, признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 8 940 000 руб.
Как правильно отмечено апелляционным судом, названное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для данного спора, установленные в нем обстоятельства не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
По заявлениям налогоплательщика налоговым органом вынесены решения о возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 8 667 754 руб. 39 коп., из которых: 1 764 750 руб. - по решению от 23.01.2009 N 49904, 6 903 004 руб. 39 коп. - по решению от 23.01.2009 N 49903.
Фактически налог возвращен 27.01.2009.
Проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога налоговым органом начислены не были.
Полагая, что бездействие налогового органа по неначислению и невыплате процентов за период с 16.06.2007 по 26.01.2009 за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Исходя из п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный в указанной норме, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Кодекса (п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 88 Кодекса камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г., а также заявления о возврате излишне уплаченного налога направлены налогоплательщиком в инспекцию 15.02.2007.
С учетом срока, установленного для проведения камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций, а также срока на возврат суммы излишне уплаченного налога апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что налоговому органу необходимо было произвести возврат суммы переплаты по налогу не позднее 15.06.2007.
Поскольку возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес был осуществлен инспекцией 27.01.2009, суды обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении обществу спорной суммы процентов за период с 16.06.2007 по 26.01.2009 за несвоевременный возврат переплаты по указанному налогу.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку были предметом исследования апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка (ст. 71, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2009 по делу N А07-8978/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ТОКМАКОВА А.Н.
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ТОКМАКОВА А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)