Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.1997 N Ф08-1193/97-273А ПО ДЕЛУ N А53-4128/97-С5-28

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 16 сентября 1997 года Дело N Ф08-1193/97-273А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей ГНИ по г. Красный Сулин, представителей АООТ по добыче и переработке угля "Гуковуголь", рассмотрев кассационную жалобу ГНИ по г. Красный Сулин на решение от 09.06.97 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-4128/97-С5-28, установил следующее.
АООТ по добыче и переработке угля "Гуковуголь" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о признании недействительным решения Госналогинспекции по г. Красный Сулин от 02.04.97 "О результатах рассмотрения акта документальной проверки шахты "Ростовская" АООТ "Гуковуголь" от 02.04.97".
Решением от 09.06.97 иск удовлетворен. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе налоговая инспекция ставит вопрос об отмене судебного акта и вынесении нового решения об отказе в иске, ссылаясь на п. 1 Рекомендаций по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, в которых предусмотрено, что рентабельность рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции и полной себестоимости реализованной продукции. Ссылка на вышеназванные Рекомендации дана в связи с тем, что в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы взимания платежей за право пользования недрами, не дано определение понятию рентабельность. Судом не дана оценка решению от 16.04.97, вынесенному по акту перепроверки и освободившему истца от уплаты штрафных санкций по акту в сумме 66492400 рублей.
В отзыве на жалобу истец указывает, что разногласия с налоговой инспекцией состоят в разных подходах к определению понятия рентабельности предприятия, что влияет на размер ставки платежа за недра. АООТ ссылается на статью 41 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых, а окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. В лицензии по шахте "Ростовская" сказано: "при месячной рентабельности к себестоимости добытого угля до 10% - 3% от стоимости погашенных запасов". В письме Финансового управления администрации Ростовской области, ГНИ по Ростовской области и координационного Совета по геологии и использованию недр при администрации области от 21.06.94 N 03-43 уровень рентабельности для установления размера ставки платы за недра определяется как отношение прибыли от реализации добытого сырья к себестоимости его добычи. Толкование этого письма налоговой инспекцией и соответствующая методика не учитывают убыток от реализации угля за 1996 г., внереализационные расходы. В связи с приведенными доводами АООТ просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В заседании кассационной инстанции представитель Госналогинспекции пояснил, что спорным вопросом является исчисление рентабельности. Что касается вопроса о включении в прибыль дотации, то налогоплательщиком обоснованно дотации при исчислении рентабельности включены в прибыль. Занижения налогооблагаемой базы акционерным обществом не допускалось, в связи с чем штрафные санкции в сумме 66492400 рублей (100% и 10%) отменены налоговой инспекцией решением от 16.04.97. В вопросе исчисления рентабельности представителем налоговой инспекции поддержаны доводы кассационной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как видно из акта проверки от 02.04.97, АООТ в нарушение письма от 06.08.93 N 03-43 Финансового управления администрации области и от 05.08.93 N 16-2-10 Госналогинспекции по Ростовской области неправильно определило рентабельность, в результате чего занизило сумму платежа за 1996 год за право пользования недрами. Сумма доначисления по решению налоговой инспекции составила 42462800 рублей.
В решении суд сослался на статью 41 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которой размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска.
Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.
Инструкцией МФ РФ от 04.02.93 N 8, ГНС РФ от 30.01.93 N 17, Федерального горного и промышленного надзора России от 04.02.93 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользование недрами" в качестве условия взимания платежей за право на добычу полезных ископаемых установлены предельные уровни регулярных платежей, в пределах которых и устанавливается конкретный платеж по каждому месторождению в порядке, определенном при выдаче лицензии.
Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество погашенных в недрах запасов полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах. В расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодобывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и потерь при добыче.
Таким образом, в указанных нормативных актах речь идет об объеме добычи полезного ископаемого как составной части при расчете платежей.
Решением Малого Совета народных депутатов Ростовской области N 100 от 07.04.93 порядок определения уровня регулярных платежей за пользование недрами на территории Ростовской области определен в зависимости от рентабельности угледобывающих предприятий.
Выводы суда об определении ставки платежа соответствуют нормативным актам, а также письму N 03-43 от 06.08.93 Финансового управления администрации области и N 16-2-10 от 05.08.93 Госналогинспекции по Ростовской области в редакции от 21.06.94, в соответствии с которым "уровень рентабельности для определения размера ставки платы за недра рассчитывается как отношение прибыли от реализации добытого угля к себестоимости его добычи", оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 162, 174, 175 п. 1, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.97 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-4128/97-С5-28 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)