Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 08.04.2010 ПО ДЕЛУ N А26-10520/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. по делу N А26-10520/2009


Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия
- о признании недействительным решения N 1909 от 13.10.2009;
- при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания", - Колеушко Елены Борисовны, представитель по доверенности от 01.10.2009, Петрусевой Лилии Михайловны, представитель по доверенности от 01.10.2009,
ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия, - Николаева Алексея Владимировича, заместитель начальника юридического отдела, по доверенности N 127 от 25.08.2008,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Надвоицкая энергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - ответчик, налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 1909 от 13.10.2009 о взыскании налогов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на общую сумму 1736 849,77 руб., в том числе 1194942,00 руб. налога на доходы физических лиц, 302919,77 руб. пеней за просрочку уплаты указанного налога и 238988,00 руб. штрафов.
В названном заявлении общество указывает, что оспариваемое решение не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), статьям 126 и 137 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
По мнению общества, оспариваемое решение и требование адресованы Участку сбытовой компании "Кемь", а согласно рукописному тексту на бланке решения оно направлено в адрес общества; сумма задолженности, указанная в решении, не соответствует сумме задолженности, указанной в требовании; требование не содержит предусмотренных статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведений; поскольку общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, то у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия не было законных оснований для выставления требования и принятия решения; решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2008 общество признано банкротом, оспариваемое решение вынесено инспекцией после введения конкурсного производства, при этом взыскиваемая задолженность возникла до возбуждения дела о банкротстве, поэтому у налогового органа отсутствует право на взыскание пеней и штрафов во внесудебном (безакцептном) порядке, вне рамок дела о банкротстве.
Определением суда от 07.12.2009 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-10519/2009.
Ответчик в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и дополнительных возражениях заявление не признает, не усматривает нарушений закона со своей стороны.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и в письменных возражениях.
Заслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2008 по делу N А26-6805/2007 общество с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 14.10.2009. Определением суда от 11 ноября 2009 года срок конкурсного производства продлен до 13 апреля 2010 года.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в ходе которой был выявлен ряд нарушений.
По результатам проверки межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия составлен акт проверки N 20 от 10.06.2009 и принято решение N 31 от 15.07.2009 о привлечении ООО "Надвоицкая энергетическая компания" к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной статьей 123 НК РФ. Указанным решением обществу предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пеней, штрафных санкций (в разрезе всех обособленных подразделений).
25.08.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия, где на учете состоят обособленные подразделения общества, в адрес ООО "Надвоицкая энергетическая компания" выставлено требование N 1169, в котором обществу предложено уплатить в срок до 14.09.2009 НДФЛ в сумме 1 194 942 руб., пени по НДФЛ в сумме 302 919, 77 руб., штрафы в сумме 238 988 руб.
В связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке требования N 1169 налоговым органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 13.10.2009 N 1909 о взыскании неуплаченных сумм налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах общества в банках.
Считая указанное решение противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону о банкротстве, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании решения N 1909 от 13.10.2009 недействительным.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ в ред., действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, погашаются за счет конкурсной массы вне очереди.
Согласно ст. 2 Закона N 127-ФЗ под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктами 4 и 6 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В порядке статьи 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Однако в силу абзаца второго статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
При этом пунктом 7 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ место нахождения обособленного подразделения российских организаций - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Как установлено судом, ООО "Надвоицкая энергетическая компания" в рамках дела N А26-10519/2009 заявлялось требование к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия о признании недействительным требования N 1169 от 25.08.2009, в связи с неисполнением которого вынесено оспариваемое решение. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2010 (вступившим в законную силу) в удовлетворении заявленных требований отказано.
По вышеуказанному делу суд установил, что требование N 1169 по состоянию на 25.08.2009 направлено ООО "Надвоицкая энергетическая компания", что подтверждается реестром отправки заказных писем от 27.08.2009. Общество не является плательщиком НДФЛ, а исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем, должно перечислять в бюджет суммы названного налога, удержанные с выплаченных им физическим лицам доходов.
Требование налогового органа к должнику (в данном случае - обществу), несвоевременно исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, имеет особую правовую природу и не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа. Соответственно, требование налогового органа об уплате НДФЛ, независимо от момента его возникновения не подлежит включению в реестр требований кредиторов заявителя и удовлетворяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок взыскания пеней по НДФЛ такой же, как взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц, а, значит, пени правомерно включены инспекцией в требование. По своей природе пени и штрафы являются способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связаны с основной обязанностью налогоплательщика (налогового агента). Следовательно, требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафа подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном для требования по указанному налогу. Довод общества о том, что оспариваемым требованием налоговый орган ограничил права общества, находящегося в стадии конкурсного производства, по осуществлению предусмотренных законодательством о банкротстве мер, подлежит отклонению, поскольку плательщиками НДФЛ являются физические лица (работники общества), объектом налогообложения - из заработная плата, а следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (общества) не является. Поскольку требование об уплате НДФЛ не подлежит рассмотрению в деле о банкротстве, в связи с чем, требование в части уплаты пеней и штрафа, начисленных на данную сумму задолженности, также не может быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Судом не принимается довод общества, что требование оформлено инспекцией с существенными нарушениями положений пунктов 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, с указанием непонятных сумм недоимки. Формальные нарушения требований, содержащихся в статье 69 НК РФ, сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Судом также установлено, что поскольку подразделения и имущество, относящееся к этим подразделениям ООО "Надвоицкая энергетическая компания", расположены на территории различных населенных пунктов, ООО "Надвоицкая энергетическая компания", помимо его постановки на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, поставлено на учет в налоговые органы по месту нахождения подразделений и имущества. Общество было обязано перечислить 1 194 942 руб. НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного в Кемском районе, следовательно, требование об уплате этого налога инспекция была вправе направить представителю налогоплательщика в данном районе. Обоснованность отражения в требовании сумм налога, пеней, штрафных санкций подтверждена представленными в материалы дела решением о привлечении общества к налоговой ответственности N 31 от 15.07.2009, на основании которого выставлено оспариваемое обществом требование. Данное решение вступило в законную силу и в судебном порядке обществом не обжаловалось. В данном решении задолженность по НДФЛ приведена в разрезе подразделений, напротив которых указаны коды ОКАТО. Данные коды ОКАТО также приведены в оспариваемом требовании. Таким образом, у общества существовала возможность идентифицировать сумму задолженности общества, в том числе в разрезе обособленных подразделений.
Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413) код по Кемскому району и г. Кемь начинается с "86212". В решении и требовании под такими кодами указаны четыре подразделения (Куземского сельского поселения, Рабочеостровского сельского поселения, Кривопорожского сельского поселения, Кемского городского поселения).
ООО "Надвоицкая энергетическая компания" было поставлено на учет 15.07.2005 в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия по месту нахождения обособленных подразделений. Таким образом действия заявителя по направлению обществу требования N 1169 от 25.08.2009, содержащего сведения о сумме задолженности по обособленным подразделениям правомерны.
Доказательств того, что сведения, указанные в оспариваемом требовании, не соответствуют действительной обязанности ООО "Надвоицкая энергетическая компания" по уплате налога, пеней и штрафов, общество не представило.
Суд пришел к выводу о правомерности включения инспекцией суммы задолженности по НДФЛ, пеней и штрафов в требование N 1169 по состоянию на 25.08.2009.
Обстоятельства, исследованные в деле N А26-10519/2009, имеют правовое значение для настоящего арбитражного дела.
Ревизия вступившего в силу судебного акта не допускается нормами действующего арбитражного процессуального законодательства.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, в срок до 14.09.2009 общество не перечислило в бюджет указанный в требовании НДФЛ в сумме 1 194 942 руб., пени в сумме 302 919, 77 руб. и штраф - 238 988 руб.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесла решение N 1909 от 13.10.2009 о взыскании за счет денежных средств указанных сумм налога, пеней, штрафа. Решение вынесено в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок и содержит все необходимые сведения.
Следовательно, у суда отсутствуют основания для признания решения N 1909 от 13.10.2009 о взыскании налогов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика недействительным.
Довод заявителя о том, что сумма задолженности, указанная в оспариваемом решении, не соответствует сумме задолженности, указанной в требовании, суд находит несостоятельным. Судом в рамках дела N А26-10519/2009 установлена обязанность общества перечислить 1 194 942 руб. НДФЛ. Оспариваемое налогоплательщиком решение N 1909 от 13.10.2009 вынесено на основании требования N 1169 по состоянию на 25.08.2009 и содержит указание на суммы задолженности, соответствующие суммам, указанным в требовании N 1169 по состоянию на 25.08.2009, которые, в свою очередь, соответствуют фактической обязанности ООО "Надвоицкая энергетическая компания" по уплате налога, пеней, штрафа, и решением суда по делу А26-10519/2009 признаны правомерно отраженными в указанном требовании.
Ссылка общества на то, что у заявителя не имелось законных оснований для вынесения оспариваемого решения, по мнению суда, несостоятельна. Общество состояло на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 1 по Республике Карелия по месту нахождения обособленных подразделений. Таким образом, действия заявителя по вынесению оспариваемого решения правомерны.
С учетом вышеизложенного в удовлетворении заявления общества следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Расходы по госпошлине отнести на заявителя. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая энергетическая компания" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей.
3. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2009 г., отменить.
4. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
ВАСИЛЬЕВА Л.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)