Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2008 ПО ДЕЛУ N А49-50/08

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. по делу N А49-50/08


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области, город Нижний Ломов
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу N А49-50/08
по заявлению индивидуального предпринимателя Полшкова Е.С., п.г.т. Башмаково Пензенской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области, город Нижний Ломов, о признании частично недействительным решения налогового органа от 27.09.2007 N 103

установил:

индивидуальный предприниматель Полшков Е.С. (далее - заявитель, ИП Полшков Е.С.) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Пензенской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 27 сентября 2007 г. N 103 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л. д. 5 - 11) в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 1 117 463 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2008 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 25.06.2008 г. решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговый орган с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить и принять новый судебный акт, указав на нарушение норм материального права.
Выслушав представителей инспекции, поддержавших кассационную жалобу, проверив правильность применения обеими судебными инстанциями при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа делает вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Полшкова Е.С. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, и сборов за период с 01.01.04 г. по 31.12.05 г.
В ходе проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) налоговым органом установлено следующее.
По данным декларации по НДФЛ за 2004 г. (том 4, л. д. 57 - 67) доход от предпринимательской деятельности составил 39424510 руб., профессиональные налоговые вычеты - 37879445 руб. Налогооблагаемая база с учетом профессиональных налоговых вычетов составила 1545065 руб., НДФЛ от предпринимательской деятельности, исчисленный в декларации за 2004 г., составил 200858 руб.
По данным налоговой декларации по НДФЛ за 2005 г. (том 4, л. д. 68 - 74) доход от предпринимательской деятельности составил 28947985 руб., профессиональные налоговые вычеты - 28711008 руб. Налогооблагаемая база с учетом профессиональных налоговых вычетов составила 236997 руб., НДФЛ от предпринимательской деятельности, исчисленный в декларации за 2005 г., составил 30807 руб.
Как усматривается из оспариваемого решения налогового органа, инспекцией в ходе проверки были направлены запросы о движении денежных средств на расчетных счетах предпринимателя в ОАО "Губернский банк "Тарханы", Филиал ОАО "Внешторгбанк" в г. Пензе, АК Сбербанк России Каменское ОСБ 4285, ФАКБ "Инвестторгбанк" (ЗАО) "Пензенский".
В соответствии с данными о движении денежных средств на расчетных счетах предпринимателя, представленными вышеуказанными банками, на расчетные счета предпринимателя поступили денежные средства в 2004 г. в сумме 46957013 руб., в т.ч. НДС (10%) - 4268819 руб.; в 2005 г. - 35274575 руб., в т.ч. НДС (10%) - 3206780 руб.
Кроме того, в соответствии с книгой учета доходов и расходов в 2004 г. имела место реализация продукции через рынок за наличный расчет на сумму 2433611 руб., в т.ч. НДС - 221237 руб.
Указанные денежные суммы были признаны налоговым органом выручкой от реализации продукции и включены в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Таким образом, в ходе проверки налоговым органом установлено:
- - доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2004 г. - 44900568 руб., с учетом профессионального налогового вычета налогооблагаемая база составила 7021123 руб.; занижение налогооблагаемой базы за 2004 г. - 5476058 руб.; сумма не исчисленного НДФЛ за 2004 г. - 711888 руб.;
- - доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2005 г. - 32067795 руб.; с учетом профессионального налогового вычета налогооблагаемая база составила 3356787 руб.; занижение налогооблагаемой базы за 2005 г. - 3119810 руб.; сумма не исчисленного НДФЛ за 2005 г. - 405575 руб.
Общая сумма доначисленного по результатам проверки налога на доходы физических лиц за 2004 - 2005 гг. составила 1117463 руб.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 130 от 05.09.07. По результатам рассмотрения акта налоговым органом принято решение N 103 от 27.09.07 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л. д. 101 - 109, 118 - 124).
Указанным решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) за занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности в сумме 223493 руб., за занижение налоговой базы по единому социальному налогу, зачисленному в федеральный бюджет в сумме 40835 руб., за занижение налога на добавленную стоимость в сумме 27987 руб., в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 132519 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в сумме 50 рублей, в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом налога на доходы с физических лиц за 2004 в сумме 312 руб., пени по налогу на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности в сумме 282647 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 48540 руб., по налогу на добавленную стоимость - 42900 руб., по налогу на доходы физических лиц, не удержанному налоговым агентом и не перечисленному за 2004 год в сумме 717 руб. Кроме того, ИП Полшкову Е.С. было предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности в сумме 1117463 руб., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 204177 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 139936 руб. (т. 1, л. д. 123 - 124).
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предприниматель признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 219 - 221 НК РФ с учетом особенностей, установленных главой 23 части второй Кодекса.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Перечень доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлен статьей 208 НК РФ. Данный перечень относит к доходам индивидуальных предпринимателей иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Из подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ следует, что к доходам от источников Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации имущества, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, обязательным условием возникновения у предпринимателей объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что сведения о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя и платежные документы сами по себе без дополнительной проверки данных учета доходов и расходов предпринимателя, а также первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, и встречных проверок контрагентов не свидетельствуют о том, что заявитель получал эти средства от реализации товаров (услуг, работ).
Таким образом, суды ограничились лишь формальной констатацией того, что факт поступления денежных средств на расчетные счета предпринимателя сам по себе не свидетельствует о правомерности отнесения указанных средств к доходам от предпринимательской деятельности. При этом суды, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2749/05 от 06.09.2005, не учли, что на предпринимателе лежит бремя доказывания факта и размера понесенных расходов, о чем также высказался Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном Постановлении.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо истребовать у предпринимателя документы, подтверждающие наличие либо отсутствие дохода в полученных им в 2004, 2005 годах на расчетные счета в банках денежных средствах, и на основе полученных сведений дать надлежащую правовую оценку законности начисления оспариваемым решением налогового органа от 27.03.2007 N 103 суммы НДФЛ в 1117463 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу N А49-50/08 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить частично.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области в иной состав суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)