Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
29 декабря 2005 г. Дело N А40-65082/05-108-349
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 25 января 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" к Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве, 3-е лицо - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", о признании решения и требований недействительными, при участии: от заявителя - Р., дов. от 29.09.2005 N 308, паспорт 45 03 906484 выдан 02.10.2002; от ответчика - С., дов. от 29.09.2005, уд. УР N 008358 от 10.08.2005; от третьего лица - К., дов. от 20.10.2005 N 417, уд. N АА0014863 от 15.03.2004,
Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (ФГУ МО РФ "ЦСКА") обратилось в суд с требованиями признать недействительными принятые Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве решение от 27.06.2005 N 138 и требования от 27.06.2005 N 5666, 5667.
В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.
Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве в отношении ФГУ МО РФ "ЦСКА" были проведены выездная налоговая проверка, а также дополнительные мероприятия налогового контроля по вопросу полноты, правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, рассмотрев материалы которой, ИФНС России N 2 по г. Москве вынесла решение N 138 от 27.06.2005, направленное в адрес ЦСКА письмом N 06-11/15669 от 05.07.2005, о привлечении ФГУ МО РФ "ЦСКА" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Тем же письмом в адрес заявителя были направлены требование N 5666 от 27.06.2005 об уплате налога и требование N 5667 от 27.06.2005 об уплате налоговой санкции.
ИФНС России N 2 по г. Москве своим решением N 138 от 27.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения постановила взыскать с ФГУ МО РФ "ЦСКА" налоговые санкции в размере 1691616,00 рубля, доначисленный (неуплаченный) налог на землю в размере 926127 рублей, пени в размере 224845,58 рубля. Всего по решению - 2842588,58 рубля.
Решение налогового органа незаконно по следующим основаниям.
Согласно учредительным документам заявитель является федеральным государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Учредителем ФГУ МО РФ "ЦСКА" является Минобороны России, ФГУ МО РФ "ЦСКА" входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, владеет спортивными сооружениями.
На основании договора N М-01-602623 от 12.11.2002 ФГУ МО РФ "ЦСКА" предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2 (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для использования территории под теннисные корты.
На земельном участке расположены 9 теннисных кортов и здание раздевалки (далее - сооружения), являющиеся федеральной собственностью.
До 2000 г. сооружения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". Соответственно, сооружения числились в реестре федерального имущества как закрепленные за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
23.06.2000 Министерство имущественных отношений Российской Федерации издало распоряжение N 117-р, которым в соответствии со ст. ст. 125, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации исключило сооружения из состава имущества, закрепленного за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", и закрепило сооружения за ФГУ МО РФ "ЦСКА" на праве оперативного управления.
В целях эксплуатации закрепленных за ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружений был заключен договор N М-01-602623 от 12.11.2002 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Распоряжением N 117-р от 23.06.2000 ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и ФГУ МО РФ "ЦСКА" поручено представить в Минимущество России акт приема-передачи сооружений, а также обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Во исполнение распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России между ФГУ МО РФ "ЦСКА" и ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" был подписан акт от 18.10.2000 приемки-передачи зданий, сооружений и территорий военного городка, которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА".
Фактически ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" не допустило ФГУ МО РФ "ЦСКА" до эксплуатации сооружений, а также всячески препятствовало в оформлении заявителем прав на сооружения (согласно действующему законодательству ФГУ МО РФ "ЦСКА" могло осуществить государственную регистрацию оперативного управления на сооружения только после того, как ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" представит в Минимущество России пакет документов, необходимых для исключения сооружений из реестра федерального имущества, числящихся закрепленными за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе").
По факту неисполнения ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России, а также многочисленных директив Минобороны России о передаче сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" была создана комиссия Минобороны России, осуществившая проверку и составившая акт от 05.07.2003, утвержденный Министром обороны Российской Федерации. Данным актом предписывалось завершить процедуру передачи сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" от ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", надлежащего их оформления.
В целях передачи сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" Минимуществом России издано распоряжение N 362-р от 28.01.2003 "О закреплении имущества за государственным учреждением культуры (ГУК) "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" Минобороны России" (копия прилагается). Данным распоряжением изменен перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". В частности, в связи с передачей сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружения исключены из перечня имущества ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" не выполнило указанных выше распоряжений Минимущества России и предложений комиссии Минобороны России.
Таким образом, с 2000 г. по настоящее время сооружения и земельный участок фактически используются ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
Согласно п. п. 10, 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны России.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Вынося решение, ИФНС России N 2 по г. Москве ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Инспекция ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" находящиеся на земельном участке сооружения в аренду (субаренду) или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" длительный период времени пыталось выполнить указания Минобороны России и распоряжения Минимущества России и забрать у ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" сооружения, для чего и оформило право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Документы, подтверждающие то, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало полностью или частично в возмездное или безвозмездное пользование ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и/или иной организации земельный участок и/или расположенные на нем сооружения, в ИФНС России N 2 по г. Москве не представлены.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в виде полного освобождения от его уплаты.
Кроме того, учитывая, что фактическим пользователем земельного участка в проверяемые ИФНС России N 2 по г. Москве периоды являлось и является по настоящее время ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", соответственно, плательщиком налога на землю также должно выступать ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
Изложенные ФГУ МО РФ "ЦСКА" доводы подтверждаются существующей судебной практикой, Постановлением от 31.07.2001 N 1178/01 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы.
В исковом заявлении ФГУ МО РФ "ЦСКА" утверждает, что с 2000 г. по настоящее время сооружения и земельный участок фактически используются ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе".
Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве был направлен запрос от 30.09.2005 N 05-14/24170 в Московский земельный комитет с целью установить правообладателей и землепользователей земельного участка площадью 5800 кв. м (кадастровый N 5770103047039), расположенного по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г.
В ответ на запрос Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом от 07.11.2005 сообщил, что срок действия договора N М-01-602623 - с 12.11.2002 по 09.04.2004.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 12.11.02 представлен земельный участок площадью 0,58 га, находящийся по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, в безвозмездное срочное пользование для эксплуатации территории под теннисные корты в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 "использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата".
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 "основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком".
В соответствии со статьей 4 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" от 16.07.97 N 34 объектом для исчисления земельного налога являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 12.11.2002 - пользователь земельного участка площадью 0,58 га, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, предоставленного в безвозмездное срочное пользование для использования территории под теннисные корты по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623, и является с 01.12.2002 по 31.12.2003 плательщиком земельного налога.
По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено следующее.
В бухгалтерском учете ФГУ МО РФ "ЦСКА" основные средства - плоскостные сооружения "Теннисные корты", расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 11, отражены по счету 011.1 "Сооружения" и введены в эксплуатацию 08.10.2003, что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств в бюджетных учреждениях (N 01100087 - 01100095), 9 плоскостных кортов включены в состав сооружений в ведомости остатков основных средств по состоянию на 01.01.2004 и не включены по состоянию на 01.01.2002, 01.01.2003, что подтверждается ведомостями остатков основных средств по состоянию на 01.01.2004, 01.01.2003, 01.01.2002.
Согласно п. 3.2 договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623, срок действия которого - 11 месяцев, пользователь (ФГУ МО РФ "ЦСКА") обязан до истечения срока действия договора оформить и представить в Департамент земельных ресурсов г. Москвы документы, подтверждающие имущественные права на существующие строения (теннисные корты), расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" не представило Инспекции имущественные документы на 9 теннисных кортов, расположенных по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2.
Представленный ФГУ МО РФ "ЦСКА" акт от 18.10.2000 приема (передачи) зданий, сооружений и территорий военного городка, которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА", не прошел регистрацию в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" на праве оперативного управления не принадлежат и не зарегистрированы в установленном порядке ограждения теннисных кортов, плоскостные сооружения (теннисные корты), расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, а внесены в реестр федерального имущества за юридическим лицом - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", что подтверждено письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.11.2004 N 09-1/377.
Правообладателем объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2 (9 теннисных кортов, ограждения теннисных кортов, здание раздевалки), на праве оперативного управления в период с 01.01.2001 по 31.12.2003 являлось ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе", что подтверждается письмом Территориального управления Минимущества "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 22.03.2005 N 30-7/1501 на запрос ИФНС России N 2 по г. Москве от 22.02.2005 N 14-13/3006.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 01.12.2002 по 31.12.2003 не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с пунктами 10, 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 в связи с тем, что на земельном участке площадью 0,58 га, расположенном по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, предоставленном ФГУ МО РФ "ЦСКА", находится имущество сторонней организации - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе".
В нарушение статьи 16 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 ФГУ МО РФ "ЦСКА" декларации по земельному налогу за 2002 г. по сроку представления не позднее 12.12.2002, за 2003 г. по сроку представления не позднее 01.07.2003 не представило в ИФНС России N 2 по г. Москве.
В соответствии с представленными организацией документами Инспекцией исчислены суммы земельного налога, подлежащие к уплате в бюджет за 2002, 2003 гг.
Сумма земельного налога, подлежащая к уплате в бюджет за 2002, 2003 гг., составляет 926127 руб., в том числе за:
- - 2002 г. - 40979 руб.;
- - 2003 г. - 885148 руб.
В нарушение статьи 10 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" организация не уплачивала суммы земельного налога в бюджет за 2002 г. в размере 40979 руб. по сроку уплаты - 20.12.2002, за 2003 г. в размере 885148 руб. по срокам уплаты - 20.03.2003, 20.06.2003, 20.09.2003, 20.12.2003.
Таким образом, по земельному налогу ФГУ МО РФ "ЦСКА" за 2001 - 2003 гг. допущены следующие нарушения.
В 2001 г. не являлось плательщиком земельного налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.
По земельному налогу за 2002 г. (01.12.2002 - 31.12.2002) - непредставление налогоплательщиком налоговой декларации (объект - земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2) в налоговый орган, что привело к неучтению объекта налогообложения в бухгалтерском учете и отчетности, к неуплате суммы земельного налога в размере 40979 руб.
По земельному налогу за 2003 г. - непредставление налогоплательщиком налоговой декларации (объект - земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2) в налоговый орган, что привело к неучтению объекта налогообложения в бухгалтерском учете и отчетности, к неуплате суммы земельного налога в размере 885148 руб.
В соответствии с решением ИФНС России N 2 по г. Москве от 27 июня 2005 г. N 138 организация была привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной:
- п. 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах срока представления таких деклараций (соответственно по сроку представления не позднее 01.10.02, 01.07.03) в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня, в сумме 1506390,6 руб.
Расчет:
- - 2002 г. - 40979 x 30% + 40979 x 10% x 19 = 90153 руб. 80 коп.;
- - 2003 г. - 885148 x 30% + 885148 x 10% x 13 = 1416236 руб. 80 коп.;
- - п. 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату сумм налога в результате неучтения объекта налогообложения, занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за 2002, 2003 гг. в сумме 185225,4 руб.
Расчет:
- - 2002 г. - 40979 x 20% = 8195 руб. 80 коп.;
- - 2003 г. - 885148 x 20% = 177029 руб. 60 коп.
Итого сумма штрафных санкций составляет 1506390,6 + 185225,4 = 1691616 руб.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" было направлено требование N 5667 от 27 июня 2005 г. об уплате налоговой санкции.
До настоящего времени сумма налоговых санкций в бюджет не поступила.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения, непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием представителей заявителя и ответчика и признанных судом достоверными, применительно к требованиям ст. ст. 10, 65, 67 АПК РФ нашли подтверждение следующие обстоятельства.
Согласно учредительным документам заявитель является федеральным государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Учредителем ФГУ МО РФ "ЦСКА" является Минобороны России, ЦСКА входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, владеет спортивными сооружениями.
На основании договора N М-01-602623 от 12.11.2002 ЦСКА предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для использования территории под теннисные корты.
На земельном участке расположены 9 теннисных кортов и здание раздевалки (далее - сооружения), являющиеся федеральной собственностью.
До 2000 г. сооружения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". Соответственно, сооружения числились в реестре федерального имущества как закрепленные за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
23.06.2000 Министерство имущественных отношений Российской Федерации издало распоряжение N 117-р, которым в соответствии со ст. ст. 125, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации исключило сооружения из состава имущества, закрепленного за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", и закрепило сооружения за ЦСКА на праве оперативного управления.
В целях эксплуатации закрепленных за ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружений был заключен договор N М-01-602623 от 12.11.2002 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Распоряжением N 117-р от 23.06.2000 ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и ФГУ МО РФ "ЦСКА" поручено представить в Минимущество России акт приема-передачи сооружений, а также обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Во исполнение распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России между ФГУ МО РФ "ЦСКА" и ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" был подписан акт от 18.10.2000 приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военного городка (копия прилагается), которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА".
Согласно п. п. 10, 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны России.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Вынося решение, ИФНС России N 2 по г. Москве ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Инспекция ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" находящиеся на земельном участке сооружения в аренду (субаренду) или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" длительный период времени пыталось выполнить указания Минобороны России и распоряжения Минимущества России и забрать у ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" сооружения, для чего и оформило право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Документы, подтверждающие то, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало полностью или частично в возмездное или безвозмездное пользование ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и/или иной организации земельный участок и/или расположенные на нем сооружения, в ИФНС России N 2 по г. Москве не представлены.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в виде полного освобождения от его уплаты.
Доводы ответчика судом отклоняются, как не соответствующие перечисленным нормам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенным выше.
В части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций за 2002 и 2003 годы, начисление 20153 руб. 80 коп. и 1416236 руб. 80 коп. штрафных санкций исходя из сумм земельного налога, подлежащего уплате, неправомерно, поскольку заявитель как учреждение физической культуры и спорта и организация МО РФ освобожден от уплаты земельного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд, находя, что требования об уплате налога и санкций вынесены без законных оснований,
признать недействительными проверенные на соответствие НК РФ принятые (вынесенные) ИФНС РФ N 2 по г. Москве решение от 27.06.05 N 138 и требования N 5666, 5667 от 27.06.05 (оба).
Возвратить заявителю из федерального бюджета РФ 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в 9-й апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 29.12.2005, 25.01.2006 ПО ДЕЛУ N А40-65082/05-108-349
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2005 г. Дело N А40-65082/05-108-349
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 25 января 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" к Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве, 3-е лицо - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", о признании решения и требований недействительными, при участии: от заявителя - Р., дов. от 29.09.2005 N 308, паспорт 45 03 906484 выдан 02.10.2002; от ответчика - С., дов. от 29.09.2005, уд. УР N 008358 от 10.08.2005; от третьего лица - К., дов. от 20.10.2005 N 417, уд. N АА0014863 от 15.03.2004,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (ФГУ МО РФ "ЦСКА") обратилось в суд с требованиями признать недействительными принятые Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве решение от 27.06.2005 N 138 и требования от 27.06.2005 N 5666, 5667.
В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.
Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве в отношении ФГУ МО РФ "ЦСКА" были проведены выездная налоговая проверка, а также дополнительные мероприятия налогового контроля по вопросу полноты, правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, рассмотрев материалы которой, ИФНС России N 2 по г. Москве вынесла решение N 138 от 27.06.2005, направленное в адрес ЦСКА письмом N 06-11/15669 от 05.07.2005, о привлечении ФГУ МО РФ "ЦСКА" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Тем же письмом в адрес заявителя были направлены требование N 5666 от 27.06.2005 об уплате налога и требование N 5667 от 27.06.2005 об уплате налоговой санкции.
ИФНС России N 2 по г. Москве своим решением N 138 от 27.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения постановила взыскать с ФГУ МО РФ "ЦСКА" налоговые санкции в размере 1691616,00 рубля, доначисленный (неуплаченный) налог на землю в размере 926127 рублей, пени в размере 224845,58 рубля. Всего по решению - 2842588,58 рубля.
Решение налогового органа незаконно по следующим основаниям.
Согласно учредительным документам заявитель является федеральным государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Учредителем ФГУ МО РФ "ЦСКА" является Минобороны России, ФГУ МО РФ "ЦСКА" входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, владеет спортивными сооружениями.
На основании договора N М-01-602623 от 12.11.2002 ФГУ МО РФ "ЦСКА" предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2 (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для использования территории под теннисные корты.
На земельном участке расположены 9 теннисных кортов и здание раздевалки (далее - сооружения), являющиеся федеральной собственностью.
До 2000 г. сооружения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". Соответственно, сооружения числились в реестре федерального имущества как закрепленные за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
23.06.2000 Министерство имущественных отношений Российской Федерации издало распоряжение N 117-р, которым в соответствии со ст. ст. 125, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации исключило сооружения из состава имущества, закрепленного за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", и закрепило сооружения за ФГУ МО РФ "ЦСКА" на праве оперативного управления.
В целях эксплуатации закрепленных за ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружений был заключен договор N М-01-602623 от 12.11.2002 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Распоряжением N 117-р от 23.06.2000 ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и ФГУ МО РФ "ЦСКА" поручено представить в Минимущество России акт приема-передачи сооружений, а также обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Во исполнение распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России между ФГУ МО РФ "ЦСКА" и ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" был подписан акт от 18.10.2000 приемки-передачи зданий, сооружений и территорий военного городка, которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА".
Фактически ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" не допустило ФГУ МО РФ "ЦСКА" до эксплуатации сооружений, а также всячески препятствовало в оформлении заявителем прав на сооружения (согласно действующему законодательству ФГУ МО РФ "ЦСКА" могло осуществить государственную регистрацию оперативного управления на сооружения только после того, как ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" представит в Минимущество России пакет документов, необходимых для исключения сооружений из реестра федерального имущества, числящихся закрепленными за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе").
По факту неисполнения ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России, а также многочисленных директив Минобороны России о передаче сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" была создана комиссия Минобороны России, осуществившая проверку и составившая акт от 05.07.2003, утвержденный Министром обороны Российской Федерации. Данным актом предписывалось завершить процедуру передачи сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" от ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", надлежащего их оформления.
В целях передачи сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" Минимуществом России издано распоряжение N 362-р от 28.01.2003 "О закреплении имущества за государственным учреждением культуры (ГУК) "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" Минобороны России" (копия прилагается). Данным распоряжением изменен перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". В частности, в связи с передачей сооружений ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружения исключены из перечня имущества ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" не выполнило указанных выше распоряжений Минимущества России и предложений комиссии Минобороны России.
Таким образом, с 2000 г. по настоящее время сооружения и земельный участок фактически используются ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
Согласно п. п. 10, 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны России.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Вынося решение, ИФНС России N 2 по г. Москве ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Инспекция ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" находящиеся на земельном участке сооружения в аренду (субаренду) или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" длительный период времени пыталось выполнить указания Минобороны России и распоряжения Минимущества России и забрать у ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" сооружения, для чего и оформило право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Документы, подтверждающие то, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало полностью или частично в возмездное или безвозмездное пользование ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и/или иной организации земельный участок и/или расположенные на нем сооружения, в ИФНС России N 2 по г. Москве не представлены.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в виде полного освобождения от его уплаты.
Кроме того, учитывая, что фактическим пользователем земельного участка в проверяемые ИФНС России N 2 по г. Москве периоды являлось и является по настоящее время ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", соответственно, плательщиком налога на землю также должно выступать ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
Изложенные ФГУ МО РФ "ЦСКА" доводы подтверждаются существующей судебной практикой, Постановлением от 31.07.2001 N 1178/01 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы.
В исковом заявлении ФГУ МО РФ "ЦСКА" утверждает, что с 2000 г. по настоящее время сооружения и земельный участок фактически используются ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе".
Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве был направлен запрос от 30.09.2005 N 05-14/24170 в Московский земельный комитет с целью установить правообладателей и землепользователей земельного участка площадью 5800 кв. м (кадастровый N 5770103047039), расположенного по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г.
В ответ на запрос Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом от 07.11.2005 сообщил, что срок действия договора N М-01-602623 - с 12.11.2002 по 09.04.2004.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 12.11.02 представлен земельный участок площадью 0,58 га, находящийся по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, в безвозмездное срочное пользование для эксплуатации территории под теннисные корты в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 "использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата".
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 "основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком".
В соответствии со статьей 4 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" от 16.07.97 N 34 объектом для исчисления земельного налога являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 12.11.2002 - пользователь земельного участка площадью 0,58 га, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, предоставленного в безвозмездное срочное пользование для использования территории под теннисные корты по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623, и является с 01.12.2002 по 31.12.2003 плательщиком земельного налога.
По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено следующее.
В бухгалтерском учете ФГУ МО РФ "ЦСКА" основные средства - плоскостные сооружения "Теннисные корты", расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 11, отражены по счету 011.1 "Сооружения" и введены в эксплуатацию 08.10.2003, что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств в бюджетных учреждениях (N 01100087 - 01100095), 9 плоскостных кортов включены в состав сооружений в ведомости остатков основных средств по состоянию на 01.01.2004 и не включены по состоянию на 01.01.2002, 01.01.2003, что подтверждается ведомостями остатков основных средств по состоянию на 01.01.2004, 01.01.2003, 01.01.2002.
Согласно п. 3.2 договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2002 N М-01-602623, срок действия которого - 11 месяцев, пользователь (ФГУ МО РФ "ЦСКА") обязан до истечения срока действия договора оформить и представить в Департамент земельных ресурсов г. Москвы документы, подтверждающие имущественные права на существующие строения (теннисные корты), расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" не представило Инспекции имущественные документы на 9 теннисных кортов, расположенных по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2.
Представленный ФГУ МО РФ "ЦСКА" акт от 18.10.2000 приема (передачи) зданий, сооружений и территорий военного городка, которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА", не прошел регистрацию в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" на праве оперативного управления не принадлежат и не зарегистрированы в установленном порядке ограждения теннисных кортов, плоскостные сооружения (теннисные корты), расположенные по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, а внесены в реестр федерального имущества за юридическим лицом - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", что подтверждено письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.11.2004 N 09-1/377.
Правообладателем объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2 (9 теннисных кортов, ограждения теннисных кортов, здание раздевалки), на праве оперативного управления в период с 01.01.2001 по 31.12.2003 являлось ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе", что подтверждается письмом Территориального управления Минимущества "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 22.03.2005 N 30-7/1501 на запрос ИФНС России N 2 по г. Москве от 22.02.2005 N 14-13/3006.
На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ "ЦСКА" с 01.12.2002 по 31.12.2003 не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с пунктами 10, 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 в связи с тем, что на земельном участке площадью 0,58 га, расположенном по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2, предоставленном ФГУ МО РФ "ЦСКА", находится имущество сторонней организации - ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе".
В нарушение статьи 16 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 ФГУ МО РФ "ЦСКА" декларации по земельному налогу за 2002 г. по сроку представления не позднее 12.12.2002, за 2003 г. по сроку представления не позднее 01.07.2003 не представило в ИФНС России N 2 по г. Москве.
В соответствии с представленными организацией документами Инспекцией исчислены суммы земельного налога, подлежащие к уплате в бюджет за 2002, 2003 гг.
Сумма земельного налога, подлежащая к уплате в бюджет за 2002, 2003 гг., составляет 926127 руб., в том числе за:
- - 2002 г. - 40979 руб.;
- - 2003 г. - 885148 руб.
В нарушение статьи 10 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" организация не уплачивала суммы земельного налога в бюджет за 2002 г. в размере 40979 руб. по сроку уплаты - 20.12.2002, за 2003 г. в размере 885148 руб. по срокам уплаты - 20.03.2003, 20.06.2003, 20.09.2003, 20.12.2003.
Таким образом, по земельному налогу ФГУ МО РФ "ЦСКА" за 2001 - 2003 гг. допущены следующие нарушения.
В 2001 г. не являлось плательщиком земельного налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.
По земельному налогу за 2002 г. (01.12.2002 - 31.12.2002) - непредставление налогоплательщиком налоговой декларации (объект - земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2) в налоговый орган, что привело к неучтению объекта налогообложения в бухгалтерском учете и отчетности, к неуплате суммы земельного налога в размере 40979 руб.
По земельному налогу за 2003 г. - непредставление налогоплательщиком налоговой декларации (объект - земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская пл., вл. 2) в налоговый орган, что привело к неучтению объекта налогообложения в бухгалтерском учете и отчетности, к неуплате суммы земельного налога в размере 885148 руб.
В соответствии с решением ИФНС России N 2 по г. Москве от 27 июня 2005 г. N 138 организация была привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной:
- п. 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах срока представления таких деклараций (соответственно по сроку представления не позднее 01.10.02, 01.07.03) в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня, в сумме 1506390,6 руб.
Расчет:
- - 2002 г. - 40979 x 30% + 40979 x 10% x 19 = 90153 руб. 80 коп.;
- - 2003 г. - 885148 x 30% + 885148 x 10% x 13 = 1416236 руб. 80 коп.;
- - п. 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату сумм налога в результате неучтения объекта налогообложения, занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за 2002, 2003 гг. в сумме 185225,4 руб.
Расчет:
- - 2002 г. - 40979 x 20% = 8195 руб. 80 коп.;
- - 2003 г. - 885148 x 20% = 177029 руб. 60 коп.
Итого сумма штрафных санкций составляет 1506390,6 + 185225,4 = 1691616 руб.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" было направлено требование N 5667 от 27 июня 2005 г. об уплате налоговой санкции.
До настоящего времени сумма налоговых санкций в бюджет не поступила.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения, непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием представителей заявителя и ответчика и признанных судом достоверными, применительно к требованиям ст. ст. 10, 65, 67 АПК РФ нашли подтверждение следующие обстоятельства.
Согласно учредительным документам заявитель является федеральным государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Учредителем ФГУ МО РФ "ЦСКА" является Минобороны России, ЦСКА входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, владеет спортивными сооружениями.
На основании договора N М-01-602623 от 12.11.2002 ЦСКА предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для использования территории под теннисные корты.
На земельном участке расположены 9 теннисных кортов и здание раздевалки (далее - сооружения), являющиеся федеральной собственностью.
До 2000 г. сооружения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе". Соответственно, сооружения числились в реестре федерального имущества как закрепленные за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе".
23.06.2000 Министерство имущественных отношений Российской Федерации издало распоряжение N 117-р, которым в соответствии со ст. ст. 125, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации исключило сооружения из состава имущества, закрепленного за ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе", и закрепило сооружения за ЦСКА на праве оперативного управления.
В целях эксплуатации закрепленных за ФГУ МО РФ "ЦСКА" сооружений был заключен договор N М-01-602623 от 12.11.2002 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Распоряжением N 117-р от 23.06.2000 ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и ФГУ МО РФ "ЦСКА" поручено представить в Минимущество России акт приема-передачи сооружений, а также обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Во исполнение распоряжения N 117-р от 23.06.2000 Минимущества России между ФГУ МО РФ "ЦСКА" и ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" был подписан акт от 18.10.2000 приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военного городка (копия прилагается), которым сооружения переданы ФГУ МО РФ "ЦСКА".
Согласно п. п. 10, 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны России.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Вынося решение, ИФНС России N 2 по г. Москве ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Инспекция ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" находящиеся на земельном участке сооружения в аренду (субаренду) или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности.
ФГУ МО РФ "ЦСКА" длительный период времени пыталось выполнить указания Минобороны России и распоряжения Минимущества России и забрать у ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" сооружения, для чего и оформило право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Документы, подтверждающие то, что ФГУ МО РФ "ЦСКА" передало полностью или частично в возмездное или безвозмездное пользование ГУК "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе" и/или иной организации земельный участок и/или расположенные на нем сооружения, в ИФНС России N 2 по г. Москве не представлены.
Следовательно, ФГУ МО РФ "ЦСКА" вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в виде полного освобождения от его уплаты.
Доводы ответчика судом отклоняются, как не соответствующие перечисленным нормам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенным выше.
В части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций за 2002 и 2003 годы, начисление 20153 руб. 80 коп. и 1416236 руб. 80 коп. штрафных санкций исходя из сумм земельного налога, подлежащего уплате, неправомерно, поскольку заявитель как учреждение физической культуры и спорта и организация МО РФ освобожден от уплаты земельного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд, находя, что требования об уплате налога и санкций вынесены без законных оснований,
РЕШИЛ:
признать недействительными проверенные на соответствие НК РФ принятые (вынесенные) ИФНС РФ N 2 по г. Москве решение от 27.06.05 N 138 и требования N 5666, 5667 от 27.06.05 (оба).
Возвратить заявителю из федерального бюджета РФ 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в 9-й апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)