Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2009 ПО ДЕЛУ N А75-4651/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. по делу N А75-4651/2009


Резолютивная часть объявлена: 22 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.П. Богатырева
судей И.В. Макарова, Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя - В.В. Шелестного по доверенности от 02.04.2009,
от заинтересованного лица - А.А. Мартынова по доверенности от 15.01.2009 N 06,
кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2009 по делу N А75-4651/2009 (судья А.Е. Федоров) по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест", г. Нижневартовск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:

закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест", г. Нижневартовск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 10.02.2009 N 28226 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 16 675,40 рубля, предложении уплатить штраф, недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 83 377 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5 955,89 рубля.
Решением арбитражного суда от 03.07.2009 заявление Общества удовлетворено, решение Инспекции от 10.02.2009 N 28226 признано недействительным, с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей. Арбитражный суд исходил из того, что поскольку в установленном порядке нормативы потерь при добыче полезных ископаемых утверждены не были, а годовые планы развития согласованы с Управлением по технологическому и экономическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, то Общество правомерно при определении нормативов песка при его добыче использовало техническую документацию, утвержденную территориальным подразделением Ростехнадзора.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение арбитражного суда и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права. Инспекция считает, что Общество незаконно применило при расчете НДПИ налоговую ставку 0 процентов, т.к. нормативы потерь для Общества не были утверждены.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет добычу песка в карьерах: "Стабильный", "Вахский", "Универсальный", "Универсальный" (расширение) на Самотлорском месторождении нефти на основании лицензий на право пользования недрами вида ТЭ: серии ХМН N 00005 от 27.03.2006, серии ХМН N 00012 от 19.05.2006, серии ХМН N 00013 от 19.05.2006, серии ХМН N 00115 от 04.12.2006.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по НДПИ за октябрь 2007 года. По результатам проверки Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.11.2008 N 16672 и вынесено решение от 10.02.2009 N 28226 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 16 675,40 рубля, предложено уплатить штраф, недоимку по НДПИ в сумме 83 377 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5 955,89 рубля, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению Инспекции, необоснованное применение Обществом не утвержденных Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь при добыче полезных ископаемых - песка на лицензионном участке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 02.04.2009 N 11/198 решение Инспекции от 10.02.2009 N 28226 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 10.02.2009 N 28226, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Общества, принял законный и обоснованный судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по НДПИ производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, (далее - Правила) (в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период) нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ, и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В силу пункта 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, определяя нормативы потерь песка, использовало рабочие проекты "Карьер "Вахский" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер "Стабильный" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер "Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер "Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти. Расширение". Указанная техническая документация Общества согласована с Управлением по техническому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Инспекция не представила доказательства того, что законодательством регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче. До принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годового плана развития горных работ, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, которая действует в настоящее время. Указанная инструкция предусматривает согласование нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых с территориальными органами Госгортехнадзора России в годовых планах развития горных работ.
С учетом положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекции не представила доказательства, свидетельствующие о правомерности вынесения решения от 10.02.2009 N 28226 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении НДПИ и начислении пени.
Судебные расходы взысканы арбитражным судом с Инспекции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2009 по делу N А75-4651/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.П.БОГАТЫРЕВ

Судьи
И.В.МАКАРОВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)