Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.07.2006, 18.08.2006 ПО ДЕЛУ N А40-31070/06-76-257

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


31 июля 2006 г. Дело N А40-31070/06-76-257


Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 18 августа 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей Ч., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Самаратрансгаз" к ответчику - Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения от 25.01.06 N 17 и требования от 25.01.06 N 20, при участии: от заявителя - С., дов от 01.01.06, от ответчика - О., дов от 31.06.06,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Самаратрансгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 25.01.2006 N 17 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования об уплате налога по состоянию на 11.2006 N 20 об уплате акциза за природный газ за август 2005 года в размере 107711,73 рублей.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что с вынесенным решением не согласен, считает, что оно не соответствует Налоговому кодексу РФ, представляло в налоговые органы соответствующие декларации, где ставка акциза применялась в размере 15%, претензий налогового органа по данному вопросу не возникало. Порядок исчисления и уплаты акцизов ООО "Самаратрансгаз" применен законно, а выводы МИФНС России по КН N 2 о применении ставки акциза 30% являются необоснованными и неправомерными.
Ответчик против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 31 - 36).
Обозрев и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, Межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 проведена налоговая проверка на основе налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), представленной за август 2005 года по вопросу правильности исчисления и уплаты акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ) (л.д. 15 - 17), в соответствии с которым:
- - ООО "Самаратрансгаз" в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отказано;
- - Дополнительно начислена сумма акциза за август 2005 года в сумме - 102446 руб.;
- - Предложено ООО "Самаратрансгаз" уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:
- неуплаченного (не полностью уплаченного) налога - акциз на природный газ в сумме 1022446 руб.;
- пени в сумме 5265,73 руб.;
- - Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
На основании указанного решения Инспекцией в адрес Общества направлено требование N 20 (л.д. 18) об уплате налога по состоянию на 25.01.2006 на сумму 107711,73 руб.
ООО "Самаратрансгаз", не согласившись с принятым налоговым органом решением и выставленным на его основании требованием, считает принятые Инспекцией ненормативные акты незаконными и необоснованными, не соответствующими действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Самаратрансгаз" является поставщиком природного газа конечным потребителям, поставка осуществлялась до 01.04.1997, дебиторская задолженность, по которой учтена на балансовом счете 62.10.10 "Расчеты с внешними покупателями и заказчиками".
В августе 2005 года поступила оплата в счет дебиторской задолженности за отгруженный до 01.04.1997 природный газ. Поступившая оплата является налоговой базой для исчисления акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ).
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика, плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ:
налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом.
Налоговая ставка непосредственно связана с налоговой базой, которая также имеет непосредственную связь с объектом налогообложения. При отсутствии объекта налогообложения невозможно определить налоговую базу и исчислить сумму налога, применив к налоговой базе соответствующую налоговую ставку.
Таким образом, к налоговой базе, исчисленной в соответствующий налоговый период, может быть применена только налоговая ставка, действующая в период исчисления налоговой базы.
Норм, позволяющих при исчислении налоговой базы по акцизу, сформировавшейся в одном налоговом периоде (августе 2005 года), применять налоговые ставки, действовавшие в другом налоговом периоде (которые действовали до 01.04.1997), в налоговом законодательстве не содержится.
Исчисление налога при отсутствии объекта налогообложения противоречит положениям Налогового кодекса РФ.
На момент отгрузки природного газа (до 01.04.1997) действовал Закон РФ 06.12.1991 "Об акцизах", п. 2 ст. 5 указанного Закона было предусмотрено, плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц. При этом, датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
Согласно последующей редакции Закона об акцизах, действующей до его отмены (до 01.01.2001), дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.
Как указывает заявитель, в связи с непоступлением в адрес Общества денежных средств за поставленный контрагенту природный газ в период действия Закона об акцизах (до 01.01.2001), у Общества до момента оплаты не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (30%), в связи отсутствием объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.
Поскольку обязанность по уплате акциза возникла у ООО "Самаратрансгаз" после 01.01.2001, то к данной обязанности не должны применяться положения Закона об акцизах и принятые в соответствии с ним Постановления Правительства РФ, устанавливающие соответствующие ставки акциза, а должны применяться положения гл. 22 НК РФ, в том числе установленные этой главой налоговые ставки.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ о введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Налогового кодекса РФ, порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в августе 2005 года должен осуществляться налогоплательщиком в соответствии с требованиями главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, вступившего в силу с 01.01.2001.




В соответствии с Методическими рекомендациями МНС РФ по порядку применения главы 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы" (утв. Приказом МНС РФ от 19.12.2000 N БГ-3-03/441 и от 09.09.2002 Г-3-03/481) на природный газ, отгруженный включительно по 31.12.2000, т.е. до вступления в силу главы 22 Налогового кодекса, а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным гл. 22 Налогового кодекса РФ, т.е. по ставке 15%.




Статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ признаны утратившими силу ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах: Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах", Постановления Правительства РФ, регулирующие ставки акциза до 2001 года: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ", Постановления Правительства РФ от 09.1995 N 859, от 03.09.1998 N 1018, от 22.01.1999 N 81 "О ставке акциза на природный газ", Инструкция Госналогслужбы от 01.11.1995 N 40.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что при вынесении решения N 17 от 25.01.2006 и требования N 20 налоговый орган неправомерно сослался на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые с 01.01.2001 утратили юридическую силу.
Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004 отменил соответствующие положения главы 22 Налогового кодекса, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем (в частности отменены п. 2 ст. 181, пп. 15 - 19 п. 1 ст. 182).
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 117 от 07.07.2003 по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу Закона 117-ФЗ от 07.07.2003 (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
До 01.01.2004 акциз исчислялся и уплачивался в соответствии с нормами главы 22 НК РФ, в редакции действовавшей до 31.12.2003.

При этом природный газ в силу п. 2 ст. 181 НК РФ признавался минеральным сырьем.




Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществляется по налоговым ставкам 15%.

В соответствии с п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ дата реализации природного газа определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Оплата произведена в августе 2005 года.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у налогоплательщика в августе 2005 года по суммам оплаты (выручки) за природный газ, должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2004, а именно пп. 16 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ.
Согласно указанным нормам налогоплательщик, реализующий природный газ, должен исчислять сумму акциза как соответствующую налоговой ставке 15% долю налоговой базы, определенной в том налоговом периоде, к которому относится дата его реализации - дата его оплаты.
Таким образом, полученные в августе 2005 года суммы оплаты за газ, отгруженный потребителям до 01.04.1997, подлежали обложению акцизом по ставкам, установленным п. 1 ст. 193 НК РФ, т.е. по ставке 15%.
В оспариваемом решении и выставленном на его основании требовании налоговый орган исчисляет акциз по ставкам, которые были установлены утратившими и не действующими на момент возникновения обязательства нормативными актами.
Доводы Инспекции со ссылкой на то, что акциз является косвенным налогом и уплата его в бюджет должна осуществляться по ставкам, которые заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, о том, что действия Общества по применению ставки 15% необоснованны, поскольку в результате их совершения: покупатели природного газа оплачивали продукцию по более завышенной, чем указано в договоре цене; Обществом произведено незаконное изменение (завышение) цен на природный газ, нарушившее антимонопольное законодательство в части государственного регулирования цен, не могут быть признаны судом обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с налоговым законодательством акциз является косвенным налогом. Однако, его природа отличается от других косвенных налогов.
В соответствии с порядком исчисления акциза, который был установлен согласно Закону РФ "Об акцизах" от 06.12.1991 (т.е. действовавшим на момент отгрузки газа потребителям), акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от иных косвенных налогов не взимался "сверху". Ставки акциза на газ имели процентный (или адвалорный) характер, и устанавливались в процентном отношении к цене реализации "без учета НДС" за 1 тыс. куб. м. Акциз непосредственно входил в цену подакцизного товара, являлся неотъемлемой его частью, а уже потом, сверху, на окончательно сформировавшуюся цену начислялся НДС и спецналог.
Таким образом, сформировавшаяся до 1998 года дебиторская задолженность Общества по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа.
Для целей внесения в бюджет точный размер акциза мог быть определен только после оплаты товара, т.е. после возникновения объекта налогообложения и налоговой базы, к которой применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.
В договорах на поставку газа цена не определялась, поскольку в отношении природного газа применялись цены, устанавливаемые Правительством РФ, ФЭК РФ.
Реальное отражение цены природного газа содержалось в дебиторской задолженности, поскольку акциз непосредственно входил в цену подакцизного товара - газа и являлся его неотъемлемой частью.
Соответственно, начисление и уплата акциза в размере 15% вместо 30% от регулируемой цены на газ не повлекли за собой изменение цены, поскольку покупатели вне зависимости от снижения ставок акциза на природный газ с 30 до 15 процентов оплачивали Обществу товар, исходя из установленной полномочными органами цены, действующей на момент отгрузки товара, что не могло повлечь за собой неосновательного обогащения Общества за счет покупателей и не причинить ущерб бюджету РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что заявителем в налоговые органы представлены соответствующие декларации с указанием применяемой ставки акциза в размере 15%. Претензий, возражений по данному вопросу Инспекцией не выдвигалось.
В ходе проверки налоговые органы обязаны исследовать вопрос о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.
Документов, однозначно свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, налоговым органом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ООО "Самаратрансгаз" к Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании ст. ст. 3, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 167, 170, 171, 176, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 25.01.06 N 17 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "Самаратрансгаз".
Признать недействительным требование Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 25.01.06 N 20 об уплате ООО "Самаратрансгаз" акциза за природный газ за август 2005 года в размере 107711,73 рублей.
Возвратить ООО "Самаратрансгаз" из федерального бюджета 4000 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 3989 от 21.04.06.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)