Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7891/2008) ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2008 по делу N А56-8441/2008 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным уведомления
при участии:
от истца (заявителя): ген. дир. Умеров Э.Г. - протокол N 1 от 14.10.2003
от ответчика (должника): предст. Ярметова Э.И. - доверенность от 26.06.2008
общество с ограниченной ответственностью "Центр комплексной поддержки региональных программ"" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 06.06.2008 в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что единственным условием для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с названной нормой является непревышение по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает такое заявление, доходов от реализации свыше 15 млн рублей. Никаких иных ограничений указанной нормой не установлено.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы, указав также на то, что оспариваемое уведомление Инспекции создало Обществу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, так как при заключении кредитного договора банк требует предоставления наряду с иными документами также уведомления налогового органа о предоставлении налогоплательщику права на применения упрощенной системы налогообложения. В обоснование своих доводов Общество представило переписку с ОАО "Банк "Санкт-Петербург".
Представитель Инспекции доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 26.11.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 1 января 2008 года на упрощенную систему налогообложения.
Письмом от 25.12.2007 N 34 инспекция со ссылкой на статьи 346.12 и 346.13 НК РФ уведомила Общество о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения, поскольку ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" является организацией, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Считая незаконным отказ налоговой инспекции в возможности применения упрощенной системы налогообложения, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на то, что исходя из смысла статьи 346.13 НК РФ организацией должны быть соблюдены все необходимые условия для применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) именно на момент обращения с таким заявлением в налоговый орган.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Как указано в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн рублей (в редакции Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ такое заявление подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик намерен перейти на УСНО.
Исходя из логического толкования вышеприведенных норм, единственным условием для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с названной нормой является непревышение по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает такое заявление, доходов от реализации свыше 15 млн рублей, а также желание самой организации применять упрощенную систему налогообложения.
Так как применять УСНО организация намеревалась с 1 января 2008 года, то именно с этой даты налогоплательщик должен был соответствовать требованиям и соблюдать ограничения, перечисленные в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ, в том числе установленные подпунктом 14 указанной статьи в отношении процентного состава доли участия других организаций, который не должен превышать 25%.
Как следует из материалов дела, Общество, зная об установленных законом ограничениях, внесло 26.12.2007 соответствующие изменения в учредительные документы, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.12.2007 (л.д. 21 - 25).
Кроме того, в соответствии с нормами главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, положениями указанной главы налоговому органу не предоставлено право выносить решения об отказе либо разрешении применять налогоплательщику выбранную им систему налогообложения. Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены также основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с несоответствием требованиям пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
Таким образом, апелляционный суд, проанализировав вышеприведенные нормы, а также оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что правовых оснований для отказа в применении Обществом с 01.01.2008 упрощенной системы налогообложения у налогового органа не имелось.
Материалами дела также подтверждается, что оспариваемое Уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения повлекло для налогоплательщика негативные последствия и создало определенные препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а жалоба Общества - удовлетворению.
Уведомление Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения подлежит признанию недействительным как не соответствующее нормам главы 26.2 НК РФ.
Расходы по государственной пошлине в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июня 2008 года по делу N А56-8441/2008 отменить.
Признать недействительным Уведомление Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗОТЕЕВА Л.В.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2008 ПО ДЕЛУ N А56-8441/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2008 г. по делу N А56-8441/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7891/2008) ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2008 по делу N А56-8441/2008 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным уведомления
при участии:
от истца (заявителя): ген. дир. Умеров Э.Г. - протокол N 1 от 14.10.2003
от ответчика (должника): предст. Ярметова Э.И. - доверенность от 26.06.2008
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр комплексной поддержки региональных программ"" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 06.06.2008 в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что единственным условием для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с названной нормой является непревышение по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает такое заявление, доходов от реализации свыше 15 млн рублей. Никаких иных ограничений указанной нормой не установлено.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы, указав также на то, что оспариваемое уведомление Инспекции создало Обществу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, так как при заключении кредитного договора банк требует предоставления наряду с иными документами также уведомления налогового органа о предоставлении налогоплательщику права на применения упрощенной системы налогообложения. В обоснование своих доводов Общество представило переписку с ОАО "Банк "Санкт-Петербург".
Представитель Инспекции доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 26.11.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 1 января 2008 года на упрощенную систему налогообложения.
Письмом от 25.12.2007 N 34 инспекция со ссылкой на статьи 346.12 и 346.13 НК РФ уведомила Общество о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения, поскольку ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" является организацией, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Считая незаконным отказ налоговой инспекции в возможности применения упрощенной системы налогообложения, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на то, что исходя из смысла статьи 346.13 НК РФ организацией должны быть соблюдены все необходимые условия для применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) именно на момент обращения с таким заявлением в налоговый орган.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Как указано в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн рублей (в редакции Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ такое заявление подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик намерен перейти на УСНО.
Исходя из логического толкования вышеприведенных норм, единственным условием для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с названной нормой является непревышение по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает такое заявление, доходов от реализации свыше 15 млн рублей, а также желание самой организации применять упрощенную систему налогообложения.
Так как применять УСНО организация намеревалась с 1 января 2008 года, то именно с этой даты налогоплательщик должен был соответствовать требованиям и соблюдать ограничения, перечисленные в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ, в том числе установленные подпунктом 14 указанной статьи в отношении процентного состава доли участия других организаций, который не должен превышать 25%.
Как следует из материалов дела, Общество, зная об установленных законом ограничениях, внесло 26.12.2007 соответствующие изменения в учредительные документы, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.12.2007 (л.д. 21 - 25).
Кроме того, в соответствии с нормами главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, положениями указанной главы налоговому органу не предоставлено право выносить решения об отказе либо разрешении применять налогоплательщику выбранную им систему налогообложения. Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены также основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с несоответствием требованиям пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
Таким образом, апелляционный суд, проанализировав вышеприведенные нормы, а также оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что правовых оснований для отказа в применении Обществом с 01.01.2008 упрощенной системы налогообложения у налогового органа не имелось.
Материалами дела также подтверждается, что оспариваемое Уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения повлекло для налогоплательщика негативные последствия и создало определенные препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а жалоба Общества - удовлетворению.
Уведомление Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения подлежит признанию недействительным как не соответствующее нормам главы 26.2 НК РФ.
Расходы по государственной пошлине в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июня 2008 года по делу N А56-8441/2008 отменить.
Признать недействительным Уведомление Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу от 25.12.2007 N 34 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Центр комплексной поддержки региональных программ" государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗОТЕЕВА Л.В.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)