Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2008 ПО ДЕЛУ N А23-877/08А-14-56

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2008 г. по делу N А23-877/08А-14-56


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2199/08) общества с ограниченной ответственностью "Людиновские мини-рынки"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 28.04.2008 по делу N А23-877/08А-14-56 (судья Смирнова Н.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Людиновские мини-рынки"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Калужской области
о признании недействительным решения от 18.03.2008 N 6 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Людиновские мини-рынки" - не явились, извещены надлежащем образом;
- от ответчика: Межрайонной ИФНС России N 5 по Калужской области - Дмитрикова Т.С., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 22.10.2007 N 200,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Людиновские мини-рынки" (далее - ООО "Людиновские мини-рынки", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Калужской области (далее - МИФНС России N 5 по Калужской области, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.03.2008 N 6 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители ООО "Людиновские мини-рынки" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащем образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд пришел к выводу, что неявка представителя Общества не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя Инспекции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в налоговом органе 19.05.2005.
Согласно постановлению Главы муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район" от 11.04.2005 N 619 на момент государственной регистрации единственным его участником со 100% долей общества являлось МУП "Людиновский хлебокомбинат".
25.05.2005 общество на основании п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в Инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения.
На общем собрании участников Общества 07.11.2005 принято решение о внесении изменений в Устав организации. Согласно названному решению участниками общества в уставном капитале и его номинальной стоимости становятся МУП "Людиновский хлебокомбинат" с долей участия 89,29% и ООО "Комплектсервис" с долей участия 10,71%.
29.12.2005 вновь внесены изменения в Устав Общества, согласно которым учредителями Общества, а также участниками в уставном капитале становятся Администрация МО "Город Людиново и Людиновский район" с размером доли в уставном капитале 41,5% и ООО "Комплектсервис" с размером доли в уставном капитале 58,5%.
Следовательно, с момента создания и на протяжении деятельности Общества, доля других организаций в формировании уставного капитала ООО "Людиновские мини-рынки" составляла более 25%.
Инспекцией на основании решения от 17.10.2007 N 45 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на прибыль, на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на добавленную стоимость, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, земельного налога, налога на имущество организаций.
По результатам проверки составлен акт от 11.02.2008.
18.03.2008 налоговым органом принято решение N 6 об отказе в привлечении ООО "Людиновские мини-рынки" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ввиду отсутствия вины налогоплательщика, а также ему предложено уплатить налог на прибыль, НДС, ЕСН и налог на имущество в общей сумме 1 373 806 руб., а также пени в общей сумме 272 115 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Людиновские мини-рынки" суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Таким образом, законодатель ограничил круг лиц, имеющих право применения упрощенной системы налогообложения, исключив при этом из них категории плательщиков, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в том числе организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (пп. 14).
Согласно статье 11 НК РФ для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Статья 48 НК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В данной норме права предусмотрено, что к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
Из анализа п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 1610-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон от 14.11.2002 N 1610-ФЗ) следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Пунктом 2 статьи 3 Закона от 14.11.2002 N 1610-ФЗ установлено, что унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
При этом унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц (п. 10 Закона от 14.11.2002 N 1610-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 названного Закона унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Исходя из анализа перечисленных норм, можно сделать вывод, что муниципальное унитарное предприятие, обладая всеми признаками юридического лица, является коммерческой организацией, зарегистрированной в установленном порядке, и осуществляет свою деятельность на общих основаниях гражданского законодательства Российской Федерации. Следовательно, муниципальное унитарное предприятие полностью соответствует понятию "организация", установленному ст. 11 НК РФ.
Таким образом, поскольку доля непосредственного участия организации - МУП "Людиновский хлебокомбинат" в формировании уставного капитала Общества составляла 100%, то суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "Людиновские мини-рынки" не вправе было применять упрощенную систему налогообложения, в связи с чем правомерно признал, что решение налогового органа от 18.03.2008 N 6 не может быть признано недействительным.
Довод заявителя жалобы о разрешительном характере применения упрощенной системы налогообложения не может быть принят во внимание апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями наряду с общей системой налогообложения. Переход к указанной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пункта 2 статьи 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что переход на упрощенную систему налогообложения является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, и реализуется им в уведомительном, а не разрешительном порядке.
Заявление о применении упрощенной системы налогообложения также носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.2 Кодекса не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение принятия налогоплательщиком указанной системы налогообложения.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельства, что до 01.01.2006 Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривал в качестве условия для прекращения применения упрощенной системы налогообложения несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 НК РФ, является несостоятельной, поскольку указанные в норме ограничения касаются тех налогоплательщиков, которые ранее правомерно перешли на упрощенную систему налогообложения, но потеряли право на ее применение в течение налогового (отчетного) периода.
Между тем, как следует из материалов дела, при подаче заявления о переходе на применение упрощенной системы налогообложения ООО "Людиновские мини-рынки" заявило недостоверные сведения о соблюдении им всех условий, необходимых для перевода на указанный режим налогообложения, так как на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (25.05.2005) доля других организаций в формировании уставного капитала Общества составляла более 25%.
Учитывая сказанное, не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что налоговым органом выдано уведомление на право применения упрощенной системы налогообложения.
Более того, данное обстоятельство было учтено Инспекцией при принятии решения по акту выездной налоговой проверки, в связи с чем штрафные санкции по ст. 119 НК РФ и ст. 122 НК РФ к Обществу не применялись.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы ранее приводились Обществом в суде первой инстанции и обоснованно судом отклонены.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 28.04.2008 по делу N А23-877/08А-14-56 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)