Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 января 2006 г. Дело N Ф09-6057/05-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Первухина В.М., судей Дубровского В.И., Глазыриной Т.Ю. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 17.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15724/05.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Анисимова А.В. (доверенность от 20.06.2005 N 11/02-05), Назаров Е.В. (доверенность от 17.01.2005 N 11/01); открытого акционерного общества "Первоуральское рудоуправление" (далее - общество, заявитель) - Абрамов А.Б. (доверенность от 10.01.2005 N 34а), Рудич В.В. (доверенность от 10.01.2005 N 34р), Кучерук Н.В. (доверенность от 01.01.2006 б/н), Логиновских С.К. (доверенность от 01.01.2006 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 13.05.2005 N 02-51.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2005 (судья Куричев Ю.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 (судьи Тимофеева А.Д., Гавриленко О.Л., Севастьянова М.А.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 41 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 337, пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением налогового органа, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 1201205 руб., ему доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за 2002 - 2003 г. в сумме 6006025 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 2671632 руб. 21 коп.
Основанием для доначисления заявителю НДПИ в сумме 5971592 руб. послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом установленной пп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса ставки 0% по НДПИ к добытому полезному ископаемому - щебню, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых, добываемых из вскрышных пород, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, не утверждены.
Доначисляя обществу НДПИ в сумме 34433 руб. налоговый орган исходил из неправомерного применения заявителем пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса в части превышения нормативных потерь добытого полезного ископаемого.
Полагая, что решение инспекции от 13.05.2005 N 02-51 в указанной части принято незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество не является плательщиком НДПИ в отношении добываемого им в отсутствие соответствующей лицензии щебня, который в свою очередь является продуктом переработки добываемых заявителем титаномагнетитовых руд, а не первым по своему качеству продуктом добычи.
Между тем, при рассмотрении спора судами не учтено следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса, объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Обложение НДПИ производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче:
- полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых (пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса). При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
- полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса).
В соответствии с п. 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (п. 2 указанных Правил).
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией на право пользования недрами от 13.03.1997 СВЕ00560ТЭ, выданной обществу на срок до 25.08.2013, и уточненными условиями недропользования добыча полезных ископаемых осуществляется по проекту разработки, согласованному с государственными контролирующими органами, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно п. 2.1.1 рабочего проекта разработки месторождения титаномагнетитовых руд, после переработки горной массы на дробильно-обогатительной фабрике получаются железорудный концентрат, дробленый щебень и просыпь от дробления. Ежегодные объемы добычи и показатели извлечения из недр определяются годовыми планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора. Условиями недропользования установлены рекомендуемая производительность по добыче железной руды - 2000 тыс. тонн в год, по добыче щебня - 2000 тыс. тонн в год.
Нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки Первоуральского месторождения титаномагнетитовых руд при добыче обществом скальной вскрыши, утверждены Министерством природных ресурсов Российской Федерации на 2003 г. в размере 2%.
Протоколом заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Уральском комитете по геологии и использованию недр от 30.05.1996 N 6 утверждены запасы полезных ископаемых в виде щебня в скальных вмещающих породах.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что условиями недропользования не предусмотрена добыча полезного ископаемого - щебня, получаемого в результате переработки, в связи с чем общество не является налогоплательщиком по данному полезному ископаемому, противоречат материалам дела.
Кроме того, в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Кодекса в случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту его разработки. Таким образом, суду для разрешения данного спора следовало привлечь к участию в деле Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Свердловской области и специалистов Уральского управления Госгортехнадзора Российской Федерации, осуществляющих выдачу лицензий на право пользования недрами и контроль за недропользованием.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Уральского округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 Кодекса с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении арбитражному суду для определения условий недропользования следует привлечь к участию в деле Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Свердловской области и Уральское управление Госгортехнадзора Российской Федерации. В соответствии с установленными обстоятельствами выяснить обоснованность применения обществом ставки 0% по НДПИ, предусмотренной пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 Кодекса, и правомерность оспариваемого решения инспекции в части доначисления налога, пеней и привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение суда первой инстанции от 17.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15724/05 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2006 N Ф09-6057/05-С7 ПО ДЕЛУ N А60-15724/05
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2006 г. Дело N Ф09-6057/05-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Первухина В.М., судей Дубровского В.И., Глазыриной Т.Ю. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 17.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15724/05.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Анисимова А.В. (доверенность от 20.06.2005 N 11/02-05), Назаров Е.В. (доверенность от 17.01.2005 N 11/01); открытого акционерного общества "Первоуральское рудоуправление" (далее - общество, заявитель) - Абрамов А.Б. (доверенность от 10.01.2005 N 34а), Рудич В.В. (доверенность от 10.01.2005 N 34р), Кучерук Н.В. (доверенность от 01.01.2006 б/н), Логиновских С.К. (доверенность от 01.01.2006 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 13.05.2005 N 02-51.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2005 (судья Куричев Ю.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 (судьи Тимофеева А.Д., Гавриленко О.Л., Севастьянова М.А.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 41 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 337, пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением налогового органа, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 1201205 руб., ему доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за 2002 - 2003 г. в сумме 6006025 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 2671632 руб. 21 коп.
Основанием для доначисления заявителю НДПИ в сумме 5971592 руб. послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом установленной пп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса ставки 0% по НДПИ к добытому полезному ископаемому - щебню, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых, добываемых из вскрышных пород, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, не утверждены.
Доначисляя обществу НДПИ в сумме 34433 руб. налоговый орган исходил из неправомерного применения заявителем пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса в части превышения нормативных потерь добытого полезного ископаемого.
Полагая, что решение инспекции от 13.05.2005 N 02-51 в указанной части принято незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество не является плательщиком НДПИ в отношении добываемого им в отсутствие соответствующей лицензии щебня, который в свою очередь является продуктом переработки добываемых заявителем титаномагнетитовых руд, а не первым по своему качеству продуктом добычи.
Между тем, при рассмотрении спора судами не учтено следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса, объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Обложение НДПИ производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче:
- полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых (пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса). При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
- полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса).
В соответствии с п. 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (п. 2 указанных Правил).
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией на право пользования недрами от 13.03.1997 СВЕ00560ТЭ, выданной обществу на срок до 25.08.2013, и уточненными условиями недропользования добыча полезных ископаемых осуществляется по проекту разработки, согласованному с государственными контролирующими органами, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно п. 2.1.1 рабочего проекта разработки месторождения титаномагнетитовых руд, после переработки горной массы на дробильно-обогатительной фабрике получаются железорудный концентрат, дробленый щебень и просыпь от дробления. Ежегодные объемы добычи и показатели извлечения из недр определяются годовыми планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора. Условиями недропользования установлены рекомендуемая производительность по добыче железной руды - 2000 тыс. тонн в год, по добыче щебня - 2000 тыс. тонн в год.
Нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки Первоуральского месторождения титаномагнетитовых руд при добыче обществом скальной вскрыши, утверждены Министерством природных ресурсов Российской Федерации на 2003 г. в размере 2%.
Протоколом заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Уральском комитете по геологии и использованию недр от 30.05.1996 N 6 утверждены запасы полезных ископаемых в виде щебня в скальных вмещающих породах.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что условиями недропользования не предусмотрена добыча полезного ископаемого - щебня, получаемого в результате переработки, в связи с чем общество не является налогоплательщиком по данному полезному ископаемому, противоречат материалам дела.
Кроме того, в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Кодекса в случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту его разработки. Таким образом, суду для разрешения данного спора следовало привлечь к участию в деле Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Свердловской области и специалистов Уральского управления Госгортехнадзора Российской Федерации, осуществляющих выдачу лицензий на право пользования недрами и контроль за недропользованием.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Уральского округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 Кодекса с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении арбитражному суду для определения условий недропользования следует привлечь к участию в деле Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Свердловской области и Уральское управление Госгортехнадзора Российской Федерации. В соответствии с установленными обстоятельствами выяснить обоснованность применения обществом ставки 0% по НДПИ, предусмотренной пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 Кодекса, и правомерность оспариваемого решения инспекции в части доначисления налога, пеней и привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 17.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15724/05 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ПЕРВУХИН В.М.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ПЕРВУХИН В.М.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)