Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2008 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Белозерцевой И.А.
судей Зверевой Е.А., Волкова С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) - М. - дов. N АБ/036 от 03.03.2008, Б. - ген. директор - протокол N 9/05 от 22.07.2005 г.
от ответчика - Федеральной службы по финансовым рынкам - Г. - дов. N 08-ВМ-05/17251 от 14.08.2008 г., П. - дов. N 08-СХ-05/2530 от 14.02.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании 14 октября 2008 г. кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам
на решение от 13.05.2008 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиным Л.В.
постановление от 29.07.2007 г. N 09АП-8058/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Веклич Б.С.
по делу N А40-11055/08-146-155
по иску (заявлению) ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ)
к Федеральной службе по финансовым рынкам
о признании недействительным приказа
ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам России о:
- - признании недействительным Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 февраля 2008 г. N 08-277/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ);
- - признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации";
- - обязании ФСФР России произвести государственную регистрацию Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) в количестве 140.000 штук номинальной стоимостью 0,02 рубля, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый приказ не соответствует статьям 25 и 28 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статье 26 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункту 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н, подпунктам 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 г. N 45; при издании приказа нарушены также абз. 2 пункта 7 статьи 25, статьи 42 - 44 Закона о рынке ценных бумаг, пункты 2.5.2, 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, пункты 2.4, 2.8 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 требования ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) удовлетворены. Суд первой инстанции:
- - признал недействительным Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 февраля 2008 года N 08-277/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО, "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ), признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации";
- - обязал Федеральную службу по финансовым рынкам произвести государственную регистрацию Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) в количестве 140 000 штук номинальной стоимостью 0.02 рубля, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и не соответствует статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.97 N 45, и нарушает права заявителя на привлечение дополнительных инвестиций, увеличение уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 г. N 09АП-8058/2008-АК, решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 оставлено без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Федеральная служба по финансовым рынкам не согласилось с указанными судебными актами, полагая, что данные судебные акты вынесены с нарушением процессуального и материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155; и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 г.; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Федеральной службы по финансовым рынкам поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Институт механизированного инструмента" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, на заседании Совета директоров ОАО ВНИИСМИ 15.12.2005 г. приняты, в том числе, решения:
- - рекомендовать общему собранию акционеров ОАО ВНИИСМИ принять решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения посредством закрытой подписки следующих дополнительных акций: 89 928 штук обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, и 140 000 штук привилегированных именных акций, номинальной стоимостью 0,02 рубля каждая;
- - созвать по инициативе Совета директоров внеочередное общее собрание акционеров ОАО ВНИИСМИ 10 января 2006 года.
На внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ 10.01.2006 г. принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения 140 000 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 0,02 рубля, способ размещения - закрытая подписка, о чем составлен протокол N 1/06 от 10.01.2006 г.
Решение о выпуске привилегированных именных бездокументарных акций утверждено Советом директоров ОАО ВНИИСМИ на заседании 16.02. 2006 г., о чем составлен протокол N 4/06 от 16.02.2006 г.
ОАО ВНИИСМИ 07.04. 2006 г. представило в Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе пакет документов, предусмотренных законодательством, для государственной регистрации выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ в количестве 140 000 штук, номинальной стоимостью 02 копейки, способ размещения - закрытая подписка (принят за вх. N 08-03/12465 от 07.04.2006 г.).
Приказом руководителя РО ФСФР России в ЦФО N 1371 от 14.06.2006 г. зарегистрирован выпуск акций привилегированных именных бездокументарных ОАО ВНИИСМИ в количестве 140 000 штук, номинальной стоимостью 02 копейки, способ размещения - закрытая подписка, государственный регистрационный номер 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., о чем заявителю сообщено Уведомлением от 15.06.2006 г. N 08-08/12654.
В порядке и сроки, установленные зарегистрированным Решением о выпуске ценных бумаг, ОАО ВНИИСМИ заключило договор купли-продажи 140 000 штук привилегированных акций N 1/06-ЗП/ПА от 28.06.2006 г., размещаемых по закрытой подписке, и представило регистратору - ОАО "Центральный московский депозитарий" - документы для внесения в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО ВНИИСМИ записи о переходе прав на указанные ценные бумаги. Соответствующая приходная запись в Реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО ВНИИСМИ о зачислении размещаемых ценных бумаг на лицевой счет их первого владельца произведена 30.06.2006 года внесена запись, таким образом, размещение выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ завершено.
ОАО ВНИИСМИ 13.07.2006 г. представило в РО ФСФР России в ЦФО комплект документов для государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года (приняты за вх. N 08-07/27517 от 13.07.2006 г.).
Письмом от 26 июля 2006 года N 08-08/15610 РО ФСФР России в ЦФО уведомило эмитента о передаче вопросов, связанных с эмиссиями обыкновенных и привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, а также всех поступивших эмиссионных документов ОАО ВНИИСМИ, в центральный аппарат ФСФР России.
Заявителю направлено Уведомление ФСФР России от 03.08.2006 г. N 06-ВГ-03/12215 о приостановлении эмиссии привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ приказом ФСФР России N 06-1768/пз-и от 01.08. 2006 г.
Приказом ФСФР России от 06.02. 2007 г. N 07-221/пз-и отказано в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций заявителя, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г.; указанный выпуск признан несостоявшимся, его государственная регистрация аннулирована (Уведомление ФСФР России от 12.02.2007 г. N 07-ВГ-03/2665 в связи с обнаружением в документах, на основании которых зарегистрирован выпуск привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, недостоверной информации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.04 2007 г. по делу N А40-7198/07-72-65, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 г., Приказ от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и признан незаконным и отменен как несоответствующий ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 "Положения о порядке приостановления эмиссии и признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 года N 45, в связи с тем, что ФСФР России не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
В качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, на ФСФР России возложена обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ на основании документов заявителя, представленных в РО ФСФР России в ЦФО.
По результатам повторного рассмотрения вопроса о государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций заявителя, Приказом ФСФР России от 15.05. 2007 г. N 07-1025пз-и отказано в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года: указанный выпуск признан несостоявшимся, его государственная регистрация аннулирована также в связи с обнаружением в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, недостоверной информации.
Судами также установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2007 г. по делу N А40-35362/07-152-229, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 г. N 09АП-15574/07-АК и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2008 г., Приказ ФСФР России от 15.05.2007 г. N 07-1025/пз-и признан незаконным и отменен, на ФСФР России возложена обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ на основании всех представленных Заявителем в РО ФСФР России в ЦФО документов.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2007 года по делу N А40-35362/07-152-229 вступило в законную силу 28.11.2007 г. Приказ ФСФР России от 12.02.2008 г. N 08-277/пз-и принят по результатам повторного рассмотрения заинтересованным лицом вопроса о государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО ВНИИСМИ, в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2007 г. по делу N А40-35362/07-152-229.
Оспариваемым приказом ФСФР России отказала в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "ВНИИСМИ" в связи с обнаружением в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии эмиссии требованиям статей 2 и 25 Закона об акционерных обществах, выразившихся в нарушении основополагающего принципа акционерного общества, согласно которому объем прав акционера зависит от его имущественного вклада.
Регистрирующий орган пришел к выводу, что в результате размещения эмитентом привилегированных акций по цене размещения 0,2 руб., которая в пять раз меньше номинальной стоимости ранее размещенных эмитентом обыкновенных акций, их приобретатель без предоставления эмитенту вклада, равного вкладу в уставный капитал, который был предоставлен эмитенту владельцами ранее размещенных обыкновенных акций, может получить в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах, объем прав, равный объему прав, предоставляемых владельцам ранее размещенных обыкновенных акций эмитента.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что приказ 12.02. 2008 г. N 08-277/пз-и не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 25 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно Уведомлению ФСФР России от 15.02.2008 г. N 08-ЕК-03/2630 "Об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ), признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации" (получено ОАО ВНИИСМИ 27.02.2008 г.), основанием для отказа явилось обнаружение в документах представленных ОАО ВНИИСМИ для государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций эмитента, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии эмиссии требованиям статей 2 и 25 Закона об акционерных обществах, выразившемся в нарушении основополагающего принципа акционерного общества, согласно которому объем прав акционера зависит от его имущественного вклада.
Абзацем 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.97 N 45, установлены следующие основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации и обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг является заключительным этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, исходя из содержания ст. ст. 2, 25 Закона о рынке ценных бумаг, является документом, подтверждающим соблюдение эмитентом порядка и условий размещения ценных бумаг, установленных в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг.
Исчерпывающий перечень основании для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и признания такого выпуска несостоявшимся установлены в ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, подпункте 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Согласно статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:
- - нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;
- - обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
Согласно пункту 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, решение об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае:
а) нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
б) невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
в) уменьшения эмитентом в течение срока размещения облигаций размера уставного капитала, в результате которого сумма номинальных стоимостей непогашенных эмитентом облигаций превышает размер уставного капитала и/или величину (размер) обеспечения, предоставленного третьим лицом, в случае, когда соответствующие ограничения по объему выпуска облигаций установлены законодательством Российской Федерации;
г) расторжения или прекращения по иным основаниям сделки по предоставлению обеспечения по облигациям или уменьшения размера предоставленного обеспечения по облигациям до величины, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;
д) нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленного пунктом 2.6.1 настоящих Стандартов;
е) непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо измененных и (или) дополненных документов;
ж) несоответствие документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах, выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", настоящих Стандартов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
з) внесение в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);
и) не размещение ни одной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) либо установленной в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных путем подписки, доли ценных бумаг, при не размещении которой их выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерны пришли к выводу о несостоятельности довода ФСФР России о том, что при приобретении гражданином О. 140 000 штук привилегированных акций по цене размещения 0,2 руб. в случае, указанном в п. 5 ст. 32 Закона об акционерных обществах (приобретение владельцами привилегированных акций прав, аналогичных права владельцев голосующих акций в случае в том числе невыплаты дивидендов) ему предоставляется объем прав акционера значительно больший по сравнению с другими акционерами при внесении меньшей доли в уставный капитал акционерного общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона об акционерных обществах, открытое Общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг Общества, конвертируемых в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона об акционерных обществах размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Пунктом 6.2.5 Стандартов эмиссии установлено, что если ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки, в решении о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должен быть определен круг лиц, среди которых эмитент намерен их разместить в соответствии с решением об их размещении.
Следовательно, условия эмиссии акций выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., в том числе конкретное лицо, приобретающее указанные акции, согласованы и приняты акционерами Общества.
В соответствии с п. 6.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, решением о размещении дополнительных акций путем подписки является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона об акционерных обществах, решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций может быть принято либо общим собранием акционеров, либо советом директоров (наблюдательным советом) Общества, если в соответствии с Уставом Общества ему предоставлено право принимать такое решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8, пп. 6 пунктом 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 41 Устава ОАО ВНИИСМИ принятие решения об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций отнесено к компетенции общего собрания акционеров и не входит в компетенцию Совета директоров Общества.
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения 140 000 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 0,02 рубля, способ размещения закрытая подписка, принято на внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ 10 января 2006 года.
Согласно Протоколу счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании акционеров Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) 10.01.2006 г. во внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ приняли участие акционеры и их представители, обладающие в совокупности 7464 голосов, что составляет 66,3998% от общего числа голосующих акций Общества.
На заседании Совета директоров общества от 06.02.2006 (протокол N 4/06) в порядке, установленном ст. ст. 2.2, 2.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утверждено решение о выпуске ценных бумаг, представляющее собой документ, форма которого регламентирована Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации и регистрации проспектов ценных бумаг (Приложение 4(4)), а содержание соответствует решениям, принятым внеочередным общим собранием акционеров 10.01.2006 г. по четвертому вопросу повестки дня.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об акционерных обществах, акционеры Общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Таким образом, как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанций, акционеры, не принимавшие участие в собрании, не лишены возможности защиты своих прав иными предусмотренными Законом об акционерных обществах способами.
Пунктом 1 статьи 102 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 25 Закона об акционерных обществах, установлено, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества. Общие требования к определению цены размещения акций установлены в ст. ст. 36 и 77 Закона об акционерных обществах, согласно которым в том числе оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров Общества а соответствии со ст. 77 указанного Закона, но не ниже их номинальной стоимости (абз. 2 п. 1 ст. 36 Закона об акционерных обществах).
Приведенные ограничения при принятии решения внеочередного общего собрания акционеров заявителя 10.01.2006 г. соблюдены. В силу пункта 2 статьи 77 и пункта 1 статьи 75 Закона об акционерных обществах, обязанность по проведению независимой оценки для определения цены размещения акций в рассматриваемом случае отсутствует.
Положения о правах акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций общества, содержатся в статье 10 Устава ОАО ВНИИСМИ в новой редакции, утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО ВНИИСМИ 10.01.2006 г., зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке Межрайонной инспекцией ФНС России N 13 по Московской области 23.01.2006 г., а также в Решении о выпуске ценных бумаг, зарегистрированном РО ФСФР России в ЦФО 14.06.2006 г.
Оценив в совокупности доказательства по делу с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу, что оспариваемый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и не соответствует статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.97 N 45, и нарушает права заявителя на привлечение дополнительных инвестиций и увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций.
Довод ФСФР России, что сумма, полученная Обществом от выпуска 140 000 штук привилегированных акций, составляет всего 28 000 рублей и не может быть расценена как дополнительные инвестиции, поскольку не оказывает влияние на экономику Общества и его предпринимательскую деятельность, правомерно не принят судами, поскольку объемы инвестиций и выкупная цена акций устанавливаются по усмотрению эмитента его органами управления с учетом нормативно установленным ограничений, оценка целесообразности принятия таких решений не входит в компетенцию ФСФР России.
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо в кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 г. N 09АП-8058/2008-ГК по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 13.05.2008 г. принятое определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2008 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2008 N КГ-А40/9626-08 ПО ДЕЛУ N А40-11055/08-146-155
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2008 г. N КГ-А40/9626-08
Дело N А40-11055/08-146-155
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2008 г.Полный текст постановления изготовлен 20.10.2008 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Белозерцевой И.А.
судей Зверевой Е.А., Волкова С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) - М. - дов. N АБ/036 от 03.03.2008, Б. - ген. директор - протокол N 9/05 от 22.07.2005 г.
от ответчика - Федеральной службы по финансовым рынкам - Г. - дов. N 08-ВМ-05/17251 от 14.08.2008 г., П. - дов. N 08-СХ-05/2530 от 14.02.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании 14 октября 2008 г. кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам
на решение от 13.05.2008 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиным Л.В.
постановление от 29.07.2007 г. N 09АП-8058/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Веклич Б.С.
по делу N А40-11055/08-146-155
по иску (заявлению) ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ)
к Федеральной службе по финансовым рынкам
о признании недействительным приказа
установил:
ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам России о:
- - признании недействительным Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 февраля 2008 г. N 08-277/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ);
- - признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации";
- - обязании ФСФР России произвести государственную регистрацию Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) в количестве 140.000 штук номинальной стоимостью 0,02 рубля, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый приказ не соответствует статьям 25 и 28 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статье 26 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункту 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н, подпунктам 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 г. N 45; при издании приказа нарушены также абз. 2 пункта 7 статьи 25, статьи 42 - 44 Закона о рынке ценных бумаг, пункты 2.5.2, 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, пункты 2.4, 2.8 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 требования ОАО "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) удовлетворены. Суд первой инстанции:
- - признал недействительным Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 февраля 2008 года N 08-277/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО, "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ), признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации";
- - обязал Федеральную службу по финансовым рынкам произвести государственную регистрацию Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) в количестве 140 000 штук номинальной стоимостью 0.02 рубля, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и не соответствует статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.97 N 45, и нарушает права заявителя на привлечение дополнительных инвестиций, увеличение уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 г. N 09АП-8058/2008-АК, решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 оставлено без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Федеральная служба по финансовым рынкам не согласилось с указанными судебными актами, полагая, что данные судебные акты вынесены с нарушением процессуального и материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155; и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 г.; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Федеральной службы по финансовым рынкам поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Институт механизированного инструмента" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, на заседании Совета директоров ОАО ВНИИСМИ 15.12.2005 г. приняты, в том числе, решения:
- - рекомендовать общему собранию акционеров ОАО ВНИИСМИ принять решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения посредством закрытой подписки следующих дополнительных акций: 89 928 штук обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, и 140 000 штук привилегированных именных акций, номинальной стоимостью 0,02 рубля каждая;
- - созвать по инициативе Совета директоров внеочередное общее собрание акционеров ОАО ВНИИСМИ 10 января 2006 года.
На внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ 10.01.2006 г. принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения 140 000 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 0,02 рубля, способ размещения - закрытая подписка, о чем составлен протокол N 1/06 от 10.01.2006 г.
Решение о выпуске привилегированных именных бездокументарных акций утверждено Советом директоров ОАО ВНИИСМИ на заседании 16.02. 2006 г., о чем составлен протокол N 4/06 от 16.02.2006 г.
ОАО ВНИИСМИ 07.04. 2006 г. представило в Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе пакет документов, предусмотренных законодательством, для государственной регистрации выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ в количестве 140 000 штук, номинальной стоимостью 02 копейки, способ размещения - закрытая подписка (принят за вх. N 08-03/12465 от 07.04.2006 г.).
Приказом руководителя РО ФСФР России в ЦФО N 1371 от 14.06.2006 г. зарегистрирован выпуск акций привилегированных именных бездокументарных ОАО ВНИИСМИ в количестве 140 000 штук, номинальной стоимостью 02 копейки, способ размещения - закрытая подписка, государственный регистрационный номер 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., о чем заявителю сообщено Уведомлением от 15.06.2006 г. N 08-08/12654.
В порядке и сроки, установленные зарегистрированным Решением о выпуске ценных бумаг, ОАО ВНИИСМИ заключило договор купли-продажи 140 000 штук привилегированных акций N 1/06-ЗП/ПА от 28.06.2006 г., размещаемых по закрытой подписке, и представило регистратору - ОАО "Центральный московский депозитарий" - документы для внесения в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО ВНИИСМИ записи о переходе прав на указанные ценные бумаги. Соответствующая приходная запись в Реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО ВНИИСМИ о зачислении размещаемых ценных бумаг на лицевой счет их первого владельца произведена 30.06.2006 года внесена запись, таким образом, размещение выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ завершено.
ОАО ВНИИСМИ 13.07.2006 г. представило в РО ФСФР России в ЦФО комплект документов для государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций, размещенных путем закрытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года (приняты за вх. N 08-07/27517 от 13.07.2006 г.).
Письмом от 26 июля 2006 года N 08-08/15610 РО ФСФР России в ЦФО уведомило эмитента о передаче вопросов, связанных с эмиссиями обыкновенных и привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, а также всех поступивших эмиссионных документов ОАО ВНИИСМИ, в центральный аппарат ФСФР России.
Заявителю направлено Уведомление ФСФР России от 03.08.2006 г. N 06-ВГ-03/12215 о приостановлении эмиссии привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ приказом ФСФР России N 06-1768/пз-и от 01.08. 2006 г.
Приказом ФСФР России от 06.02. 2007 г. N 07-221/пз-и отказано в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций заявителя, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г.; указанный выпуск признан несостоявшимся, его государственная регистрация аннулирована (Уведомление ФСФР России от 12.02.2007 г. N 07-ВГ-03/2665 в связи с обнаружением в документах, на основании которых зарегистрирован выпуск привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, недостоверной информации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.04 2007 г. по делу N А40-7198/07-72-65, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 г., Приказ от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и признан незаконным и отменен как несоответствующий ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 "Положения о порядке приостановления эмиссии и признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 года N 45, в связи с тем, что ФСФР России не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
В качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, на ФСФР России возложена обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ на основании документов заявителя, представленных в РО ФСФР России в ЦФО.
По результатам повторного рассмотрения вопроса о государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций заявителя, Приказом ФСФР России от 15.05. 2007 г. N 07-1025пз-и отказано в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 года: указанный выпуск признан несостоявшимся, его государственная регистрация аннулирована также в связи с обнаружением в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ, недостоверной информации.
Судами также установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2007 г. по делу N А40-35362/07-152-229, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 г. N 09АП-15574/07-АК и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2008 г., Приказ ФСФР России от 15.05.2007 г. N 07-1025/пз-и признан незаконным и отменен, на ФСФР России возложена обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных акций ОАО ВНИИСМИ на основании всех представленных Заявителем в РО ФСФР России в ЦФО документов.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2007 года по делу N А40-35362/07-152-229 вступило в законную силу 28.11.2007 г. Приказ ФСФР России от 12.02.2008 г. N 08-277/пз-и принят по результатам повторного рассмотрения заинтересованным лицом вопроса о государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО ВНИИСМИ, в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2007 г. по делу N А40-35362/07-152-229.
Оспариваемым приказом ФСФР России отказала в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "ВНИИСМИ" в связи с обнаружением в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии эмиссии требованиям статей 2 и 25 Закона об акционерных обществах, выразившихся в нарушении основополагающего принципа акционерного общества, согласно которому объем прав акционера зависит от его имущественного вклада.
Регистрирующий орган пришел к выводу, что в результате размещения эмитентом привилегированных акций по цене размещения 0,2 руб., которая в пять раз меньше номинальной стоимости ранее размещенных эмитентом обыкновенных акций, их приобретатель без предоставления эмитенту вклада, равного вкладу в уставный капитал, который был предоставлен эмитенту владельцами ранее размещенных обыкновенных акций, может получить в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах, объем прав, равный объему прав, предоставляемых владельцам ранее размещенных обыкновенных акций эмитента.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что приказ 12.02. 2008 г. N 08-277/пз-и не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 25 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно Уведомлению ФСФР России от 15.02.2008 г. N 08-ЕК-03/2630 "Об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ), признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации" (получено ОАО ВНИИСМИ 27.02.2008 г.), основанием для отказа явилось обнаружение в документах представленных ОАО ВНИИСМИ для государственной регистрации Отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций эмитента, государственный регистрационный номер выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии эмиссии требованиям статей 2 и 25 Закона об акционерных обществах, выразившемся в нарушении основополагающего принципа акционерного общества, согласно которому объем прав акционера зависит от его имущественного вклада.
Абзацем 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.97 N 45, установлены следующие основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации и обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг является заключительным этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, исходя из содержания ст. ст. 2, 25 Закона о рынке ценных бумаг, является документом, подтверждающим соблюдение эмитентом порядка и условий размещения ценных бумаг, установленных в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг.
Исчерпывающий перечень основании для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и признания такого выпуска несостоявшимся установлены в ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, подпункте 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Согласно статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:
- - нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;
- - обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
Согласно пункту 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, решение об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае:
а) нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
б) невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
в) уменьшения эмитентом в течение срока размещения облигаций размера уставного капитала, в результате которого сумма номинальных стоимостей непогашенных эмитентом облигаций превышает размер уставного капитала и/или величину (размер) обеспечения, предоставленного третьим лицом, в случае, когда соответствующие ограничения по объему выпуска облигаций установлены законодательством Российской Федерации;
г) расторжения или прекращения по иным основаниям сделки по предоставлению обеспечения по облигациям или уменьшения размера предоставленного обеспечения по облигациям до величины, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;
д) нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленного пунктом 2.6.1 настоящих Стандартов;
е) непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо измененных и (или) дополненных документов;
ж) несоответствие документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах, выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", настоящих Стандартов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
з) внесение в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);
и) не размещение ни одной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) либо установленной в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных путем подписки, доли ценных бумаг, при не размещении которой их выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерны пришли к выводу о несостоятельности довода ФСФР России о том, что при приобретении гражданином О. 140 000 штук привилегированных акций по цене размещения 0,2 руб. в случае, указанном в п. 5 ст. 32 Закона об акционерных обществах (приобретение владельцами привилегированных акций прав, аналогичных права владельцев голосующих акций в случае в том числе невыплаты дивидендов) ему предоставляется объем прав акционера значительно больший по сравнению с другими акционерами при внесении меньшей доли в уставный капитал акционерного общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона об акционерных обществах, открытое Общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг Общества, конвертируемых в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона об акционерных обществах размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Пунктом 6.2.5 Стандартов эмиссии установлено, что если ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки, в решении о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должен быть определен круг лиц, среди которых эмитент намерен их разместить в соответствии с решением об их размещении.
Следовательно, условия эмиссии акций выпуска 2-01-03853-А от 14.06.2006 г., в том числе конкретное лицо, приобретающее указанные акции, согласованы и приняты акционерами Общества.
В соответствии с п. 6.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, решением о размещении дополнительных акций путем подписки является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона об акционерных обществах, решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций может быть принято либо общим собранием акционеров, либо советом директоров (наблюдательным советом) Общества, если в соответствии с Уставом Общества ему предоставлено право принимать такое решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8, пп. 6 пунктом 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 41 Устава ОАО ВНИИСМИ принятие решения об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций отнесено к компетенции общего собрания акционеров и не входит в компетенцию Совета директоров Общества.
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения 140 000 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 0,02 рубля, способ размещения закрытая подписка, принято на внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ 10 января 2006 года.
Согласно Протоколу счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании акционеров Открытого акционерного общества "Институт механизированного инструмента" (ВНИИСМИ) 10.01.2006 г. во внеочередном общем собрании акционеров ОАО ВНИИСМИ приняли участие акционеры и их представители, обладающие в совокупности 7464 голосов, что составляет 66,3998% от общего числа голосующих акций Общества.
На заседании Совета директоров общества от 06.02.2006 (протокол N 4/06) в порядке, установленном ст. ст. 2.2, 2.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утверждено решение о выпуске ценных бумаг, представляющее собой документ, форма которого регламентирована Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации и регистрации проспектов ценных бумаг (Приложение 4(4)), а содержание соответствует решениям, принятым внеочередным общим собранием акционеров 10.01.2006 г. по четвертому вопросу повестки дня.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об акционерных обществах, акционеры Общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Таким образом, как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанций, акционеры, не принимавшие участие в собрании, не лишены возможности защиты своих прав иными предусмотренными Законом об акционерных обществах способами.
Пунктом 1 статьи 102 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 25 Закона об акционерных обществах, установлено, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества. Общие требования к определению цены размещения акций установлены в ст. ст. 36 и 77 Закона об акционерных обществах, согласно которым в том числе оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров Общества а соответствии со ст. 77 указанного Закона, но не ниже их номинальной стоимости (абз. 2 п. 1 ст. 36 Закона об акционерных обществах).
Приведенные ограничения при принятии решения внеочередного общего собрания акционеров заявителя 10.01.2006 г. соблюдены. В силу пункта 2 статьи 77 и пункта 1 статьи 75 Закона об акционерных обществах, обязанность по проведению независимой оценки для определения цены размещения акций в рассматриваемом случае отсутствует.
Положения о правах акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций общества, содержатся в статье 10 Устава ОАО ВНИИСМИ в новой редакции, утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО ВНИИСМИ 10.01.2006 г., зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке Межрайонной инспекцией ФНС России N 13 по Московской области 23.01.2006 г., а также в Решении о выпуске ценных бумаг, зарегистрированном РО ФСФР России в ЦФО 14.06.2006 г.
Оценив в совокупности доказательства по делу с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу, что оспариваемый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.02.2007 г. N 07-221/пз-и не соответствует статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.97 N 45, и нарушает права заявителя на привлечение дополнительных инвестиций и увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций.
Довод ФСФР России, что сумма, полученная Обществом от выпуска 140 000 штук привилегированных акций, составляет всего 28 000 рублей и не может быть расценена как дополнительные инвестиции, поскольку не оказывает влияние на экономику Общества и его предпринимательскую деятельность, правомерно не принят судами, поскольку объемы инвестиций и выкупная цена акций устанавливаются по усмотрению эмитента его органами управления с учетом нормативно установленным ограничений, оценка целесообразности принятия таких решений не входит в компетенцию ФСФР России.
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо в кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 г. по делу N А40-11055/08-146-155 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 г. N 09АП-8058/2008-ГК по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 13.05.2008 г. принятое определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2008 г.
Председательствующий
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВА
Судьи
Е.А.ЗВЕРЕВА
С.В.ВОЛКОВ
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВА
Судьи
Е.А.ЗВЕРЕВА
С.В.ВОЛКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)