Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2008 N Ф09-9713/08-С3 ПО ДЕЛУ N А60-8465/08

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2008 г. N Ф09-9713/08-С3


Дело N А60-8465/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет им. А.М. Горького" (далее - учреждение) и Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2008 по делу N А60-8465/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Карпенко О.Т. (доверенность от 01.02.2008);
- учреждения - Елисеева Л.Б. (доверенность от 01.09.2008).

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с учреждения 2 698 445 руб. 12 коп., в том числе, недоимку по налогу на прибыль за 2003 - 2004 гг. в сумме 1 958 521 руб., пени в сумме 444 268 руб. 12 коп., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 295 656 руб. на основании решения от 09.11.2007 N 175-12 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2008 (судья Пономарева О.А.) заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взысканы пени по налогу на прибыль в сумме 3 658 руб. 51 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 (резолютивная часть объявлена 08.10.2008; судьи Сафонова С.Н., Грибиниченко О.Г., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит решение суда оставить в силе, изменить постановление суда апелляционной инстанции в части оснований отказа в удовлетворении требований, признав средства, полученные от аренды, средствами целевого финансирования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 247, п. 4 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция указывает на обоснованность доначисления учреждению налога на прибыль в связи с отсутствием документально подтвержденных фактов осуществления коммерческих расходов.

Как следует из материалов дела, в 2003 - 2005 гг. учреждением были заключены договоры аренды федерального имущества. Полагая, что доход в рамках названных договоров не является объектом обложения налогом на прибыль, учреждение не включило данные средства в облагаемую базу по налогу.
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки хозяйственной деятельности учреждения вынесено решение от 09.11.2007 N 175-12, которым учреждению, в том числе, доначислен налог на прибыль за 2003 - 2005 гг. в сумме 1 984 307 руб., начислены пени в сумме 440 609 руб. 61 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 298 065 руб.
Основанием для доначисления налога явились выводы инспекции о занижении учреждением базы по налогу на прибыль за 2003 - 2005 гг. путем невключения в состав внереализационных доходов сумм, поступивших от сдачи в аренду федерального имущества.
Инспекцией в адрес учреждения направлено требование N 1059 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 30.11.2007, исполненное учреждением частично: уплачен налог на прибыль в сумме 25 786 руб., штраф в сумме 2 412 руб., что послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что спорные доходы не признаны прибылью учреждения, являются доходами федерального бюджета и имеют статус дополнительного бюджетного финансирования, следовательно, обложению налогом на прибыль не подлежат. Кроме того, в ходе проверки инспекцией учтен только доход, полученный от передачи в аренду имущества, и в нарушение ст. 247 Кодекса не учтены расходы должника, связанные с содержанием этого имущества.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доходы учреждения от сдачи федерального имущества в аренду являются его внереализационными доходами и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Между тем суд указал, что ошибочные выводы суда в данной части не привели к принятию неправильного решения, поскольку инспекция при доначислении налога на прибыль не учла расходы налогоплательщика, связанные с содержанием имущества, сданного в аренду, размер которых незначительно меньше доходов.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций установлен гл. 25 Кодекса. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций возникает у лица в случае, если он является плательщиком данного налога и у него имеется объект налогообложения.
В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 Кодекса для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которой бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном указанной главой Кодекса.
Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет источников, и расходы, производимые за счет этих средств.




В соответствии с п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Средства, полученные бюджетным учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в качестве неналоговых доходов бюджета.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом РФ в п. 4 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ", Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.10.2007 по делу N 7657/07, а также требованиям по исчислению налога на прибыль организаций, изложенным в гл. 25 Кодекса.
В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Исходя из указанных положений, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доходы учреждения от сдачи федерального имущества в аренду являются его внереализационными доходами и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Суд отметил, что в силу прямого указания закона данные суммы подлежат включению в доход федерального бюджета и подлежат отражению на лицевых счетах бюджетных учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования бюджетного учреждения только после уплаты предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов.
Согласно ст. 252 Кодекса налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В целях гл. 25 Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности - признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Таким образом, суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (суммы арендной платы) должны быть учтены бюджетным учреждением при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в виде внереализационных доходов, которые подлежат уменьшению налогоплательщиком на соответствующие расходы, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение доходов.
В случае возникновения налоговой базы (превышения полученной суммы дохода от реализации услуг над суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности), подлежит исчислению налог на прибыль в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса, затем оставшаяся после налогообложения часть полностью зачисляется в доход соответствующего бюджета и доводится до бюджетного учреждения в качестве дополнительного бюджетного финансирования.
Из представленных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам за 2003 - 2005 гг. фактические расходы учреждения по коду 530 (аренда) составили 8 069 161 руб. 44 коп.
Судами установлено, что инспекцией при проведении проверки и при доначислении налога на прибыль учтен только доход, полученный от передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности в размере 8 160 514 руб. 44 коп. (акт выездной проверки от 05.10.2007 N 138-25)
В нарушение положений ст. 247 Кодекса расходы учреждения, связанные с содержанием имущества, сданного в аренду, инспекцией не учтены, сумма и состав спорных расходов не исследовался, требование о предоставлении первичных документов, подтверждающих расходы, учреждению не выставлялось.
При этом судами обоснованно отклонен довод инспекции о несоответствии требованиям ст. 252 Кодекса сметы доходов и расходов, поскольку включение доходов от сдачи в аренду имущества в налогооблагаемую базу и доначисление налога на прибыль произведено ею на основании названных документов.
Таким образом, с учетом неправомерного невключения инспекцией в налогооблагаемую базу расходов учреждения суды обоснованно отказали во взыскании налога на прибыль в сумме 1 958 521 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2008 по делу N А60-8465/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет им. А.М. Горького" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ПЕРВУХИН В.М.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)