Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.10.2004, 14.10.2004 ПО ДЕЛУ N А19-20699/04-15

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


21 октября 2004 г. Дело N А19-20699/04-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителей Назаренко Ю.Ю., специалиста 1 категории отдела выездных проверок (по доверенности от 02.06.2004 N 05-34/301-2707), Ханжиной Ю.А., специалиста 1 категории юридического отдела (по доверенности от 26.05.2004 N 05-34/262-2410),
от муниципального образовательного учреждения "Средняя школа N 32" - директора Ивановой С.Е. (приказ от 04.07.2003 N 24-82-372/3), главного бухгалтера Новицкой С.Г. (паспорт 25 03 N 844010, выдан Октябрьским РОВД г. Иркутска 03.06.2003, по доверенности от 11.10.2004 N 172), начальника "ЦБ N 4" Михайловой В.Н. (паспорт 25 04 N 085519, выдан Октябрьским ОВД г. Иркутска 29.04.2004, по доверенности от 11.10.2004 N 173), главного бухгалтера "ЦБ N 4" Сенотрусовой Т.И. (паспорт 25 03 N 847823, выдан ОВД г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области 13.10.2003, по доверенности от 11.10.2004 N 175),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции МНС РФ по Октябрьскому округу г. Иркутска Иркутской области о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Средняя школа N 32" 76197 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Иркутска Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Средняя школа N 32" 76197 руб., составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9 часов 14 октября 2004 года.
Представитель налогового органа Ханжина заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Также пояснила суду, что школа N 32 с марта 2003 г. собственных счетов в банках не имела до сентября 2003 г., в этот период налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов работников, перечислялся в бюджет централизованной бухгалтерией. Пояснила, что правонарушение совершено впервые.
Директор школы N 32 Иванова требования признала в части взыскания штрафа в сумме 216 руб.
Частичное признание заявленных требований принять судам.
Представитель Сенотрусова пояснила, что перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в период с марта по сентябрь 2003 г. производилось на основании договора Централизованной бухгалтерией N 4.




В представленном отзыве муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа N 32" указало, что перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц производилось Центральной бухгалтерией N 4, расчетного счета в банке школа N 32 не имела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа N 32" (далее по тексту - учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации г. Иркутска 18.02.1998, свидетельство о государственной регистрации серии ИРП N 0313.
Инспекцией МНС РФ по Октябрьскому округу г. Иркутска Иркутской области проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц с 01.01.2001 по 31.12.2003.
В ходе проведенной выездной налоговой проверки установлено следующее.
За проверяемый период 2001 - 2003 гг. учреждение удержало налог на доходы физических лиц в сумме 1724229 руб., перечислило в бюджет - 1344324 руб., т.е. учреждением не перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 379905 руб.
За 2001 - 2003 гг. учреждением неправомерно предоставлены работникам стандартные налоговые вычеты без учета доходов, полученных по прежнему месту работы (отсутствуют справки о полученном доходе с прежнего места работы), в сумме 1080 руб., в том числе за 2001 г. в сумме 612 руб., за 2003 г. в сумме 468 руб.
Обстоятельства допущенных учреждением нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 15.03.2004 N 13-35/66.
В установленный п. 5 ст. 100 НК РФ срок возражения по акту проверки учреждением не представлялись.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 30.03.2004 N 13-37/34 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 гг. учреждение привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 76197 руб. ((379905 руб. + 1080 руб.) x 20%).
Требование от 08.04.2004 N 1906 об уплате налоговых санкций направлено учреждению заказным письмом, срок исполнения требования истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.
Заявитель в соответствии со ст. 104 НК РФ просил взыскать с учреждения 76197 руб. налоговых санкций в судебном порядке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 216 руб.
Директор школы N 32 Иванова требования признала в части взыскания штрафа в сумме 216 руб. в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 гг.
Признание принято арбитражным судом.
В соответствии с п. 4 ст. 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
В части привлечения учреждения к налоговой ответственности за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 гг. в сумме 379905 руб. суд считает действия налогового органа необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия N 4 по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска", зарегистрированным 05.11.2001 N 2762-ИРП, и согласно заключенному договору в 2001 - 2002 гг. Централизованная бухгалтерия N 4 производила начисление и перечисление налоговых платежей в целом за 41 образовательное учреждение, в том числе за муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа N 32".
Судом при рассмотрении дела установлено, что учреждение в 2001 - 2002 гг. не имело своих счетов, ведение бухгалтерского учета, уплата налогов и представление отчетности в налоговые органы осуществлялось через муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 4 по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска".
Таким образом, учреждение фактически не могло самостоятельно исполнять обязанности налогоплательщика.
Факт перечисления в бюджет удержанного с работников школы налога на доходы физических лиц подтверждается представленными учреждением и Централизованной бухгалтерией N 4 платежными поручениям и мемориальными ордерами. Более того, факт перечисления налога за учреждение Централизованной бухгалтерией N 4 признан налоговым органом.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о необоснованности привлечения учреждения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 гг. в виде штрафа в сумме 75981 руб.
Ходатайство учреждения об освобождении от уплаты госпошлины судом отклоняется как не основанное на законе.
В соответствии с ч. 4 ст. 102 АПК РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Освобождение арбитражным судом лица, участвующего в деле, от уплаты госпошлины законодательством не предусмотрено.
Учреждение обратилось с заявлением о снижении размера налоговых санкций в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность: учреждение финансируется из городского бюджета и не занимается предпринимательской деятельностью.
Ходатайство о снижении размера штрафа судом отклоняется, так как финансирование учреждения из городского бюджета и отсутствие предпринимательской деятельности сами по себе не являются обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанностей налогового агента.
На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на учреждение возлагаются расходы по государственной пошлине пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 8 руб. 18 коп., от уплаты которой заявитель освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения "Средняя школа N 32", место нахождения: г. Иркутск, свидетельство о государственной регистрации серии ИРП N 0313, выданное Регистрационной палатой администрации г. Иркутска, 216 руб. налоговой санкции с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета - государственную пошлину в сумме 8 руб. 18 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)