Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.12.2005 ПО ДЕЛУ N А40-68205/05-108-370

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 14 декабря 2005 г. Дело N А40-68205/05-108-370


Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2005 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Г.Ю.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципалитета внутригородского муниципального образования Царицыно в городе Москве к Инспекции ФНС России N 24 по г. Москве о признании незаконным решения, при участии: от заявителя - руководителя Н.З.В., приказ от 23.04.2004 N 131к, уд. б/д N 1; Е., доверенность от 07.12.2005, уд. б/д N 3, от ответчика - К.А.В., доверенность от 19.09.2005 N 05/21630-н, уд. УР 008964 от 15.09.2005,
УСТАНОВИЛ:

Муниципалитет внутригородского муниципального образования Царицыно в городе Москве обратился в суд с требованием признать незаконным решение Инспекции ФНС России N 24 по г. Москве от 08.09.2005 N 14/108.
В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.
На основании решения руководителя ИФНС N 24 по г. Москве от 15.07.2005 была проведена выездная налоговая проверка Муниципалитета Царицыно в г. Москве, что подтверждается актом проверки от 10 августа 2005 г. N 14/73.
В соответствии с решением ИФНС N 24 ЮАО г. Москвы от 08.09.2005 N 14/108 Муниципалитет внутригородского муниципального образования Царицыно в г. Москве привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - за неуплату или неполную уплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы, иного неправомерного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет; статьей 123 Налогового кодекса РФ - за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом, что влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет; пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ - за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган "Справок о доходах физического лица", предусмотренных ст. 230 Налогового кодекса РФ, что влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Согласно решению ИФНС общая сумма задолженности составляет:
- недоимка по налогам и взносам - 395 тысяч 296,16 руб.;
- пени - 94513,65 рубля;
- штрафы - 63104,85 рубля.
Всего по результатам проверки с Муниципалитета Царицыно подлежит взысканию 552 тысячи 914,66 руб.
С решением Инспекции ФНС N 24 по г. Москве от 08 сентября 2005 г. о привлечении Муниципалитета внутригородского муниципального образования Царицыно за совершение налогового правонарушения Муниципалитет не согласен по следующим основаниям.
В акте проверки и решении ответчик указал, что заявитель нарушил порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц:
- с оплаты компенсационных выплат в пользу сотрудников за санаторно-курортное лечение в 2003 г. на общую сумму 212729 рублей за 2003 г., с оплаты комплексного медицинского обслуживания сотрудников на общую сумму 771965 рублей в нарушение ст. 210, п. 1, ст. 217, п. 3, ст. 226 Налогового кодекса РФ; ст. 15, п. 3, ФЗ РФ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08.01.1998 N 8-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 217 НК РФ), в частности полная или частичная оплата отдыха работника и компенсации по оплате коммунальных и жилищных услуг.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Нормы на комплексное медицинское обслуживание, компенсационные выплаты на лечение законодательством РФ (Законом РФ от 08.01.1998 N 8 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") не установлены. Услуги, предоставленные работникам муниципалитета и членам их семей по договору N 4813 от 19.03.2003, следует рассматривать в качестве дополнительных услуг, которые не носят характер возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, т.е. не являются по своей сути компенсациями и подлежат включению в налоговую базу.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" не предусмотрены виды компенсационных выплат, поименованных в Законе города Москвы от 24.03.2004 "О муниципальной службе в г. Москве". Этим Законом установлены дополнительные гарантии муниципальному служащему, такие гарантии не могут рассматриваться в качестве компенсаций, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Расходы, связанные с предоставлением муниципальным служащим медицинского обслуживания, основанного на специальных договорах с медицинскими учреждениями, подлежат налогообложению ЕСН.
Данные выводы не соответствуют законодательству.
В соответствии со ст. 217, п. 3, Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением работником трудовых обязанностей. Перечень необлагаемых выплат не является закрытым и подлежит определению с учетом иных законодательных актов.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно ст. 165 Кодекса помимо общих гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.) работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" для муниципальных служащих установлен ряд гарантий, в число которых не входят предоставление ежегодной бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая денежная компенсация. Согласно п. 3 этой статьи субъекты Российской Федерации своими законами могут предоставлять дополнительные гарантии для муниципальных служащих. И данная гарантия установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 22 Закона города Москвы от 24.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах города Москвы". Порядок санаторно-курортного обеспечения государственных служащих г. Москвы и возмещения понесенных расходов, а также размер и порядок получения ими по месту работы компенсации, если государственные служащие не пользовались или частично пользовались путевками Московского лечебно-санаторного объединения Управления делами мэрии Москвы, установлены указом мэра Москвы от 05.03.2003 N 7-УМ.
П. 4 ст. 22 Закона г. Москвы от 24.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах г. Москвы" установлено, что указанные гарантии для муниципального служащего предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных служащих, замещающих должности, отнесенные к соответствующим группам должностей государственной службы г. Москвы.
В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 11.10.2002 N 27-05а/48147, разъяснениями МНС РФ от 16.04.2002 N 14-1-04/797-О654 "компенсационные выплаты, установленные трудовым законодательством, законодательством РФ о государственной службе, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц".
Эти разъяснения распространяются на компенсации, выплачиваемые муниципальным служащим г. Москвы.
Гарантия на медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи предусмотрена нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ". В рамках обеспечения данной гарантии на территории г. Москвы распоряжением мэра г. Москвы "О медицинском обслуживании государственных служащих и членов их семей", действие которого распространяется и на муниципальных служащих города Москвы, установлен порядок медицинского обслуживания государственных и муниципальных служащих санаторно-курортным объединением Управления делами мэрии Москвы. Согласии установленному порядку ежегодно при формировании городского бюджета предусматриваются затраты, связанные с обеспечением установленной действующим законодательством гарантии с учетом стоимости медицинского обслуживания и численности прикрепленных государственных и муниципальных служащих г. Москвы и членов их семей. Средства из бюджета города муниципалитетам на оплату медицинского обслуживания предусматриваются в расчете средств на содержание органов местного самоуправления на очередной финансовый год при определении финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. При этом в бюджете не предусмотрено средств на уплату ЕСН с данных расходов.
Перечисление муниципалитетами средств производится безналичным путем по договору с Московским лечебно-санаторным объединением Управления делами мэрии Москвы на количество работающих работников и членов их семей. В случае увольнения работника в течение года никаких выплат, оставшихся от перечисляемой суммы финансирования, сотруднику не производится, право на пользование оплаченными медицинскими услугами автоматически переходит к вновь принятому работнику. Кроме того, сумма, перечисляемая за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, носит вид абонентской платы, которая не зависит от количества и качества оказываемых услуг конкретному человеку. В случае нежелания сотрудника воспользоваться данной гарантией ее денежное возмещение не предусмотрено. Природа производимых перечислений как государственных гарантий обезличена и не может отождествляться с личным доходом или материальной выгодой конкретного физического лица, а следовательно, не может рассматриваться как объект обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, а также как база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Начисление пеней является неправомерным в связи с неправильным начислением неудержанного и неначисленного налога.
Налог на доходы физических лиц с компенсационных выплат в пользу сотрудников за санаторно-курортное лечение не начислялся и не удерживался, так как эти выплаты рассматривались как компенсационные, связанные с исполнением трудовых обязанностей.
Поскольку перечисления на медицинское обслуживание не являются материальной выгодой членов семей сотрудников, необходимость в представлении справок отпадает.
Указанные доводы были сформулированы истцом в разногласиях по акту проверки и направлены в налоговый орган, однако приняты во внимание не были.
Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы.
В результате выездной проверки налогоплательщика было установлено.
Налог на доходы физических лиц.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, выразившееся в неисчислении и неудержании налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ):
- - с оплаты компенсационных выплат в пользу сотрудников за санаторно-курортное лечение в сумме 212729 руб. за 2003 г., в т.ч.: п/п N 87 в сумме 24055,00 руб.; п/п N 115 от 26.05.03 в сумме 24500,00 руб.; п/п N 204 от 04.08.03 в сумме 36750,00 руб.; п/п N 140 от 24.06.03 в сумме 49000,00 руб.; п/п N 186 от 29.07.03 в сумме 12250,00 руб.; п/п N 340 от 19.12.03 в сумме 27383,00 руб.; п/п N 297 от 11.11.03 в сумме 38791,00 руб. (нарушение п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217, ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ); п. 3 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ));
- - с оплаты комплексного медицинского обслуживания сотрудников и членов их семей на общую сумму 771965,00 руб., в т.ч.: за 2003 г. - 284500,00 руб.; в т.ч.: п/п N 60 от 04.04.03 на сумму 58085,00 руб.; п/п N 357 от 24.12.2003 на сумму 71815,00 руб.;
- - за 2004 г. - 487465,00 руб. (п/п N 5 от 21.01.04 на сумму 143630,00 руб.; п/п N 308 от 17.09.2004 на сумму 47000,00 руб.; п/п N 230 от 08.07.2004 на сумму 149960,00 руб.; п/п N 505 от 27.12.2004 на сумму 146875,00 руб. (нарушение п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217, ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ); п. 3 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ)).




В соответствии с п. 3 ст. 217 части 2 не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. Нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" не предусмотрены компенсационные выплаты в связи с оплатой жилья, а также отсутствует понятие "компенсационные выплаты на лечение и страхование". Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ, кроме гарантий, предусмотренных этим Законом, установлена возможность предоставления муниципальным служащим на основе законов субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий. Однако согласно определениям Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) понятия гарантий и компенсаций несут различную смысловую нагрузку. Поэтому льготы по НДФЛ, установленные статьей 217 НК для компенсационных выплат, не должны распространяться на гарантии.
Нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ не предусмотрены компенсационные выплаты муниципальным служащим.
Согласно п. 3 статьи 15 вышеуказанного Закона законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Подпунктами 4, 5, 12, 13 статьи 27 Закона г. Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" установлены дополнительные гарантии муниципальному служащему и, следовательно, такие гарантии не могут рассматриваться в качестве компенсаций, установленных статьей 217 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 217 НК РФ), в частности полная или частичная оплата отдыха работника и компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с предоставлением муниципальным служащим гарантий, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В результате доначислен НДФЛ за 2003 г. - 2004 г. в сумме 102908,00 руб., в т.ч.: за 2003 г. - 58377,00 руб.; за 2004 г. - 44531,00 руб.
На момент проверки Г.Л.Г., Д. не являются сотрудниками организации. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, а именно с уволенных сотрудников, налоговый агент обязан в течение одного месяца сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог в сумме задолженности налогоплательщика - ст. 226, п. 5, НК РФ.
Всего сумма к удержанию налога по результатам проверки составляет 88634,00 руб. Также начислены пени на неудержанный налог (по состоянию на 25.08.2005) в сумме 23298,56 руб.
В неперечислении в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 18436,00 руб., что является нарушением ст. 226 НК РФ.
В неполном и несвоевременном перечислении в бюджет удержанных сумм НДФЛ за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 (нарушение ст. 75 НК РФ).
Начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ по сравнению с установленными сроками в сумме 4003,99 руб. (по состоянию на 25.08.05) в т.ч.: за 2003 г. - 738,87 руб.; за 2004 г. - 1304,62 руб.; за 2005 г. - 1960,50 руб.
Таким образом, налоговым агентом совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 123 НК РФ.
Непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган "Справок о доходах физических лиц" по форме N 2-НДФЛ в количестве 23 шт.: за 2003 г. - И., Ш., Г.Л.В., Я., А., Л.Т.Ю., Д.А.А., К.Е.С., Н.И.С., Ч., за 2004 г. - Я., К.А.Н., Л.Т.М., Д.Н.Т., Л.И.В.; В., С., Б., Г.Е.Н., З., К.Т.Н., Р., К.В.А.
Таким образом, налоговым агентом совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
По единому социальному налогу декларация, расчеты по авансовым платежам по ЕСН за проверяемый период представлены в полном объеме в установленные законодательством сроки (основание - п. п. 3, 7 ст. 243 НК РФ, ч. 2). Ставки налога применены верно.
Занижение налоговой базы для начисления ЕСН за 2003 - 2004 гг. на оплату комплексного медицинского обслуживания сотрудников и членов их семьи на общую сумму 771965,00 руб., в т.ч.:
- за 2003 г. - 284500,00 руб.; в т.ч.: п/п N 60 от 04.04.03 на сумму 141100,00 руб.; п/п N 139 от 21.06.03 на сумму 13500,00 руб.; п/п N 265 от 26.09.03 на сумму 58085,00 руб.; п/п N 357 от 24.12.03 на сумму 71815,00 руб.;
- за 2004 г. - 487465,00 руб.; в т.ч.: п/п N 5 от 21.01.04 на сумму 143630,00 руб.; п/п N 308 от 17.09.04 на сумму 47000,00 руб.; п/п N 230 от 08.07.04 на сумму 149960,00 руб.; п/п N 505 от 27.12.04 на сумму 146875,00 руб. (нарушение пп. 2 п. 1 ст. 238, п. 3 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ).
Нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", устанавливающего общие принципы организации муниципальной службы, не предусмотрены виды компенсационных выплат, поименованных в Законе города Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве". П. 3 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ, кроме гарантий, предусмотренных этим Законом, установлена возможность предоставления муниципальным служащим на основе законов субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий, однако согласно определениям Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) понятия гарантий и компенсаций несут различную смысловую нагрузку, поэтому льготы по ЕСН, установленные пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ для компенсаций, не должны распространяться на гарантии.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с предоставлением муниципальным служащим в частности на медицинское обслуживание, основанное на специальных договорах с медицинскими учреждениями, подлежат налогообложению ЕСН. В результате доначислен ЕСН за 2003 - 2004 гг. в сумме 206866,26 руб., в т.ч.:
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в федеральный бюджет в сумме 162703,80 руб.; единый социальный налог (взнос), зачисленный в Фонд социального страхования РФ в сумме 23243,40 руб.;
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 1162,17 руб.;
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 19756,89 руб.
Начислены пени на доначисленный единый социальный налог (по состоянию на 25.08.2005) в сумме 48482,27 руб., в т.ч.:
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в федеральный бюджет в сумме 38190,90 руб.; единый социальный налог (взнос), зачисленный в Фонд социального страхования РФ в сумме 5450,00 руб.;
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 268,96 руб.;
- единый социальный налог (взнос), зачисленный в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4572,40 руб.
Таким образом, налогоплательщиком совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ - 2.4. Обязательное пенсионное страхование.
Занижение налоговой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2003 - 2004 гг.:
на оплату комплексного медицинского обслуживания сотрудников и членов их семей на общую сумму 771965,00 руб., в т.ч.:
- - за 2003 г. - 284500,00 руб.; в т.ч.: п/п N 60 от 04.04.2003 на сумму 141100,00 руб.; п/п N 139 от 21.06.2003 на сумму 13500,00 руб.; п/п N 265 от 26.09.2003 на сумму 58085,00 руб.; п/п N 357 от 24.12.2003 на сумму 71815,00 руб.;
- - за 2004 г. - 487465,00 руб. (п/п N 5 от 21.01.2004 на сумму 143630,00 руб.; п/п N 308 от 17.09.2004 на сумму 47000,00 руб.; п/п N 230 от 08.07.2004 на сумму 149960,00 руб.; п/п N 505 от 27.12.2004 на сумму 146875,00 руб. (нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 15.12.01 N 167-ФЗ). Доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 - 2004 гг. в сумме 81359,90 руб., в т.ч.:
- на страховую часть трудовой пенсии - 81359,90 руб.;
- на накопительную часть трудовой пенсии - 0 руб.
Начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 25.08.2005 в сумме 18728,83 руб., в т.ч.:
- на страховую часть трудовой пенсии - 18728,83 руб.;
- на накопительную часть трудовой пенсии - 0,00 руб.
Таким образом, плательщиком страховых взносов совершены правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 217, п. 3, Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты, связанные в том числе с выполнением работником трудовых обязанностей. Перечень необлагаемых выплат не является закрытым и подлежит определению с учетом иных законодательных актов.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно ст. 165 Кодекса помимо общих гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.) работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" для муниципальных служащих установлен ряд гарантий, в число которых не входит предоставление ежегодной бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая денежная компенсация. Согласно п. 3 этой статьи субъекты Российской Федерации своими законами могут предоставлять дополнительные гарантии для муниципальных служащих. И данная гарантия установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 22 Закона города Москвы от 24.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах города Москвы". Порядок санаторно-курортного обеспечения государственных служащих г. Москвы и возмещения понесенных расходов, а также размер и порядок получения ими по месту работы компенсации, если государственные служащие не пользовались или частично пользовались путевками Московского лечебно-санаторного объединения Управления делами мэрии Москвы, установлен указом мэра Москвы от 05.03.2003 N 7-УМ.
П. 4 ст. 22 Закона г. Москвы от 24.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах г. Москвы" установлено, что указанные гарантии для муниципального служащего предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных служащих, замещающих должности, отнесенные к соответствующим группам должностей государственной службы г. Москвы.
В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 11.10.2002 N 27- 05а/48147, разъяснениями МНС РФ от 16.04.2002 N 14-1-04/797-О654 "компенсационные выплаты, установленные трудовым законодательством, законодательством РФ о государственной службе, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц".
Эти разъяснения распространяются на компенсации, выплачиваемые муниципальным служащим г. Москвы.
Гарантия на медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи предусмотрена нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ". В рамках обеспечения данной гарантии на территории г. Москвы распоряжением мэра г. Москвы "О медицинском обслуживании государственных служащих и членов их семей", действие которого распространяется и на муниципальных служащих города Москвы, установлен порядок медицинского обслуживания государственных и муниципальных служащих, санаторно-курортным объединением Управления делами мэрии Москвы. Согласии установленному порядку ежегодно при формировании городского бюджета предусматриваются затраты, связанные с обеспечением установленной действующим законодательством гарантии с учетом стоимости медицинского обслуживания и численности прикрепленных государственных и муниципальных служащих г. Москвы и членов их семей. Средства из бюджета города муниципалитетам на оплату медицинского обслуживания предусматриваются в расчете средств на содержание органов местного самоуправления на очередной финансовый год при определении финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. При этом в бюджете не предусмотрено средств на уплату ЕСН с данных расходов.
Перечисление муниципалитетами средств производится безналичным путем по договору Московским лечебно-санаторным объединением Управления делами мэрии Москвы на количество работающих работников и членов их семей. В случае увольнения работника в течение года никаких выплат, оставшихся от перечисляемой суммы финансирования, сотруднику не производится, право на пользование оплаченными медицинскими услугами автоматически переходит к вновь принятому работнику. Кроме того, сумма, перечисляемая за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, носит вид абонентской платы, которая не зависит от количества и качества оказываемых услуг конкретному человеку. В случае нежелания сотрудника воспользоваться данной гарантией ее денежное возмещение не предусмотрено. Природа производимых перечислений как государственных гарантий обезличена и не может отождествляться с личным доходом или материальной выгодой конкретного физического лица, а следовательно, не может рассматриваться как объект обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, а также как база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Начисление пеней является неправомерным в связи с неправильным начислением неудержанного и неначисленного налога.
"Начисление пени за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ за 2003 - 2004 гг."
Налог на доходы физических лиц с компенсационных выплат в пользу сотрудников за санаторно-курортное лечение не начислялся и не удерживался, так как эти выплаты рассматривались как компенсационные, связанные с исполнением трудовых обязанностей.
"Непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган "Справок о доходах физических лиц" по форме N 2-НДФЛ".
Поскольку перечисления на медицинское обслуживание не являются материальной выгодой членов семей сотрудников, необходимость в представлении справок отпадает.
Доводы ответчика судом отклоняются как не соответствующие перечисленным нормам НК РФ и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенным выше.
Согласно справкам, представленным в заседание, для представления справок о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ в отношении оплаты услуг нотариусов, оплаты за канцелярские товары, депутатам (проездные билеты), детям сотрудников, не состоявших в трудовых отношениях с заявителем, правовых оснований не имелось.
В связи с отсутствием события налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 123, 126, п. 1, ст. 122, п. 1, НК РФ, оснований для применения штрафных санкций и доначисления налога не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным проверенное на соответствие НК РФ решение ИФНС РФ N 24 по г. Москве от 08.09.05 N 14/108.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение месяца в Девятый апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)