Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.06.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-4094/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 26 июня 2006 г. Дело N А41-К2-4094/06

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Каширамебель" к МРИ МНС РФ N 18 о признании недействительным решения, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Каширамебель" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к МРИ ФНС РФ N 18 о признании недействительным решения N 123/13 от 27.01.06.
Истец поддержал свои требования.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В соответствии с решением N 123/13 от 27.01.2006, вынесенным МИФНС России N 18 по Московской области по результатам выездной налоговой проверки за 2002 - 2004 гг., ЗАО "Каширамебель" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде налоговой санкции за неполную уплату земельного налога в сумме 67860,67 руб. Также в решении предложено уплатить недоимку по налогу на землю в размере 706119 руб. и пени в сумме 169538,51 руб., всего на сумму 943518,18 руб.
В основу решения легли выводы о том, что налогоплательщик в уточненных декларациях за 2002 - 2004 годы, представленных в инспекцию 06.05.2005, неправильно применил ставки земельного налога, а именно, что истец не учел в расчетах налога на землю коэффициенты, установленные ст. 2, ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.06.95, а также повышающий коэффициент, установленный решением Совета депутатов муниципального образования "Каширский район" от 07.12.2001 N 155.
Инспекция применяет коэффициент "2,5", установленный ст. 2 Закона МО в соответствии с Приложением 2 таблицы N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Указанная таблица N 2 устанавливает повышающие коэффициенты к средней ставке земельного налога в курортных зонах. Ответчик считает, что вся Московская область отнесена к зоне отдыха г. Москвы и указывает об этом в пп. 1 п. 3 решения.
В пп. 2 п. 3 решения в обоснование своего вывода о применении в ставках налога коэффициента "1,5" ответчик ссылается на статью 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области". Согласно Приложению N 7 указанного Закона установлены коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков.
В подпункте 3 пункта 3 оспариваемого решения МИФНС указывает на обязательное применение при расчете налога за 2002 - 2004 годы коэффициента "1,3", установленного решением Совета депутатов муниципального образования "Каширский район" от 07.12.2001 N 155.
Суд считает, что решение МИФНС N 18 по Московской области противоречит действующему налоговому и земельному законодательству и нарушает права и законные интересы общества, поскольку незаконно возлагает обязанность уплачивать налоги в повышенном размере, с учетом коэффициентов, не подлежащих применению. В обоснование своих исковых требований истец считает необходимым указать на следующее.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
В течение 2002 - 2004 годов общество, при исчислении земельного налога за используемый земельный участок, применяло повышающие коэффициенты к средним ставкам налога на земли города Каширы, установленные ст. ст. 2 и 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", а также коэффициент "1,3", установленный решением Совета депутатов Каширского района N 155. Начисленные суммы налога были уплачены.
Считая ошибочным применение к используемому земельному участку коэффициента увеличения ставки в курортных зонах (2,5) и коэффициента увеличения ставки за счет статуса города и социально-культурного потенциала (1,5), общество 06.05.2005 представило в инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за указанный выше период с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в счет будущих платежей и возврате остающейся части.
Правовую основу расчета платы за землю в уточненных декларациях за 2002 - 2004 годы ЗАО "Каширамебель" составляют действующие в проверяемом периоде нормативные и законодательные акты:
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями); Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями); федеральные законы об индексации ставок земельного налога; Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.06.1995; решение Совета депутатов муниципального образования "Каширский район" N 155 от 07.12.2001; Инструкция МНС РФ от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".




Порядок исчисления и взимания земельного налога в проверяемый период регулировался Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1798-1 "О плате за землю".
Статьей 8 (ч. ч. 1, 2) этого Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Земельное законодательство не позволяет органам местного самоуправления увеличивать средние ставки налога, определенные Федеральным законом "О плате за землю", дифференциация производится в рамках средних ставок.
Согласно статье 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
В названной норме записано, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено их применение.
В частности, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. В Законе Российской Федерации "О плате за землю" не содержится определение понятий "Курортная зона и зона отдыха". Поэтому в силу ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
Земельный участок, на котором расположены производственные и административные объекты ЗАО "Каширамебель", не является ни курортным районом, ни зоной отдыха г. Москвы. Ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области земли, занимаемые ЗАО "Каширамебель", не отнесены к курортным зонам или зонам отдыха.
Повышающий коэффициент "1,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", общество не применило при расчете земельного налога в уточненных декларациях, руководствуясь следующим.
В соответствии с указанной статьей Закона Московской области средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (Приложение N 7). Приложением N 7 для г. Каширы установлен коэффициент увеличения "1,5".
Между тем, аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселений с численностью населения до 100 тыс. человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Численность населения города Каширы Московской области составляет чуть более 50 тыс. человек, поэтому истец считает, что применение указанного коэффициента "1,5" в расчете налога на землю не требуется.
Коэффициент "1,3" градостроительной ценности территории для 2-ой зоны, установленный решением Совета депутатов муниципального образования "Каширский район" от 07.12.2001 N 155, ЗАО "Каширамебель" применило только в расчете земельного налога за 2002 год, поскольку он был установлен на 2002 год.
Исходя из буквального смысла п. 1 решения Совета депутатов Каширского района N 155 от 07.12.2001 установлены временные коэффициенты градостроительной ценности территорий к ставкам земельного налога по г. Кашире на 2002 год. По сути, указанный коэффициент является повышающим коэффициентом к средней ставке земельного налога, а не дифференцированной средней ставкой, что противоречит Закону РФ "О плате за землю".
Закон Российской Федерации "О плате за землю" предоставил органам местного самоуправления право дифференцировать средние ставки налога за городские (поселковые) земли.
Согласно ч. 2 ст. 8 этого Закона средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон (столбцы 3, 4, 5 таблицы 2), а дифференциация по местоположению только для населенных пунктов с численностью от 100 тыс. человек (столбцы 2 - 9 таблицы 3).
Названный Закон не предоставляет органам местного самоуправления право повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Вывод Инспекции об обязательном применении коэффициента 1,3 во всех проверяемых периодах, т.е. в 2002 - 2004 годах, суд считает неправомерным.
Таким образом, ЗАО "Каширамебель" произвело расчет земельного налога, без применения указанных коэффициентов, в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 по применению Закона РФ "О плате за землю" (пункты 12, 15) за 2002 - 2004 гг. по ставкам: за 2002 г. - 2,808 руб./кв. м; (2,16 руб./кв. м без коэф. "1,3", уст. решением Совета депутатов N 155) за 2003 г. - 3,89 руб./кв. м; за 2004 г. - 4,279 руб./кв. м.
Сумма начисленного налога составила: за 2002 год - 50319 руб.; за 2003 год - 69709 руб.; за 2004 год - 76680 руб. Всего 196708 рублей.
ЗАО "Каширамебель" уплатило в бюджет за 2002 - 2004 гг. земельный налог в размере 381834,87 рубля, из которых излишне уплаченный налог составил 185126,87 руб.
Из таблицы, приведенной в оспариваемом решении МИФНС (стр. 4), видно, что инспекция при исчислении земельного налога применила ставки, превышающие в несколько раз средние ставки земельного налога, установленные ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" согласно Приложению N 2 (таблица 1) и проиндексированные на коэффициенты в соответствии с федеральными законами: за 2002 год - 3,75 раза; за 2003 год - 4,87 раза; за 2004 год - 4,87 раза.
Привлечение истца к уплате сумм земельного налога, пеней и налоговых санкций, исчисленных по завышенным ставкам, не соответствует требованиям НК РФ, которые обязывают уплачивать только законно установленные налоги.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АС МО

РЕШИЛ:

признать решение МРИ ФНС РФ N 18 по МО за N 123/13 от 27.01.06 недействительным.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)