Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2005 N Ф04-601/2005(8729-А75-31)

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 28 февраля 2005 года Дело N Ф04-601/2005(8729-А75-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту на решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3346-А/04 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) от 21.06.2004 N 165/02 в части доначисления акциза по нефти, пеней по акцизам, штрафа за его неуплату, начисления земельного налога, начисления штрафа за непредставление документов.
До принятия решения заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнил требования требованием о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления 9585880 руб. налога на имущество предприятий.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом неправомерно отказано в применении льготы по акцизу на нефть, добываемую из бездействующих по состоянию на 01.01.99 скважин и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах; земельный налог заявитель считает начисленным в нарушение вступивших в законную силу судебных актов, постановивших исчислять земельный налог за 2001 год без повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете, заявитель также ссылается на то, что начислением земельного налога за 2003 год он повторно привлечен к налоговой ответственности за одно и то же деяние; необоснованным доначислением налога на имущество без применения льготы в размере 50 процентов, на которую налогоплательщик имел право.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления акциза в размере 123855826 руб., начисления штрафа в размере 24771165 руб. и пеней в размере 35596726 руб.; в части начисления земельного налога за 2001 год в размере 4984194 руб.; в части начисления штрафа в размере 1550 руб. за непредставление документов; начисления 9585880 руб. налога на имущество предприятий за 2001 и 2003 годы. В требовании о признании недействительным оспариваемого решения в части начисления земельного налога за 2003 год в размере 20706429 руб. отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обжаловала их в кассационном порядке.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворенных требований ОАО "Сургутнефтегаз" по акцизу за 2001 год (налог, пени и штраф), а также земельному налогу за 2001 год и принять новый судебный акт в указанной части - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Требование мотивировано незаконностью придания обратной силы норме, предусматривающей льготу в виде освобождения от уплаты акцизов реализации нефти, добытой из вводимых скважин, и доначислением земельного налога по результатам выездной налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз", опровергая доводы налоговой инспекции, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В связи с проведенной реорганизацией и в соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции произвел замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сургутнефтегаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 и с 01.01.2003 по 31.12.2003, результаты которой оформлены актом от 27.05.2004 N 165/02.
Налоговой проверкой выявлены в числе других нарушения, выразившиеся в неисчислении акциза на нефть, добываемую из бездействовавших на 01.01.99 скважин, исчисление земельного налога за 2001 и 2003 годы без применения к ставкам налога повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений ОАО "Сургутнефтегаз" налоговой инспекцией вынесено решение от 21.06.2004 N 165/02 о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату доначисленных акцизов и земельного налога, взыскании доначисленных сумм налогов и соответствующих сумм пеней.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей в 2001 году редакции) освобождается от налогообложения акцизами реализация нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин, перечень которых утверждается в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" данная льгота применена к реализации нефти, добытой в 2001 году из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах.
Относительно скважин, бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99, и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах, объема добытой из таких скважин и реализованной в 2001 году нефти разногласия между сторонами отсутствуют.
Доначисление суммы акцизов произведено в связи с тем, что налоговая инспекция полагает, что распространение льготы на реализацию нефти, добытой из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах, является приданием закону обратной силы.
Частично удовлетворяя требования заявителя, суд обеих инстанций, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что обратной силы заявителем подпункту 14 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не придавалось, поскольку ОАО "Сургутнефтегаз" данную льготу применило к реализации нефти, добытой в 2001 году из бездействовавших по состоянию на 01.01.99 скважин. Вследствие чего льгота обществом применена правомерно, в соответствии с условиями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что приданием обратной силы закона было бы освобождение от уплаты акцизов реализации нефти, добытой в 1999 - 2000 годах из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах.
Обоснованным также является вывод судебных инстанций относительно признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции в части начисления земельного налога за 2001 год.
Установленная статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательность вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда означает, что урегулированные судебным актом отношения не могут быть кем-либо изменены без изменения судебного акта.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правомерному выводу о том, что в данной части решение налогового органа является незаконным, поскольку вступившим в законную силу постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 по делу N А75-1135-А/02, сторонами по которому являлись ОАО "Сургутнефтегаз" и Налоговая инспекция по г. Сургуту, был установлен факт неправомерного применения в 2001 году к ставке земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральных бюджетах. Следовательно, доначисление налоговым органом заявителю 4984194 руб. земельного налога представляет собой неисполнение судебных актов и влечет признание оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части недействительным.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3346-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 февраля 2005 года Дело N Ф04-601/2005(8729-А75-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту на решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3346-А/04 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) от 21.06.2004 N 165/02 в части доначисления акциза по нефти, пеней по акцизам, штрафа за его неуплату, начисления земельного налога, начисления штрафа за непредставление документов.
До принятия решения заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнил требования требованием о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления 9585880 руб. налога на имущество предприятий.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом неправомерно отказано в применении льготы по акцизу на нефть, добываемую из бездействующих по состоянию на 01.01.99 скважин и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах; земельный налог заявитель считает начисленным в нарушение вступивших в законную силу судебных актов, постановивших исчислять земельный налог за 2001 год без повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете, заявитель также ссылается на то, что начислением земельного налога за 2003 год он повторно привлечен к налоговой ответственности за одно и то же деяние; необоснованным доначислением налога на имущество без применения льготы в размере 50 процентов, на которую налогоплательщик имел право.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления акциза в размере 123855826 руб., начисления штрафа в размере 24771165 руб. и пеней в размере 35596726 руб.; в части начисления земельного налога за 2001 год в размере 4984194 руб.; в части начисления штрафа в размере 1550 руб. за непредставление документов; начисления 9585880 руб. налога на имущество предприятий за 2001 и 2003 годы. В требовании о признании недействительным оспариваемого решения в части начисления земельного налога за 2003 год в размере 20706429 руб. отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обжаловала их в кассационном порядке.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворенных требований ОАО "Сургутнефтегаз" по акцизу за 2001 год (налог, пени и штраф), а также земельному налогу за 2001 год и принять новый судебный акт в указанной части - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Требование мотивировано незаконностью придания обратной силы норме, предусматривающей льготу в виде освобождения от уплаты акцизов реализации нефти, добытой из вводимых скважин, и доначислением земельного налога по результатам выездной налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз", опровергая доводы налоговой инспекции, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В связи с проведенной реорганизацией и в соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции произвел замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сургутнефтегаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 и с 01.01.2003 по 31.12.2003, результаты которой оформлены актом от 27.05.2004 N 165/02.
Налоговой проверкой выявлены в числе других нарушения, выразившиеся в неисчислении акциза на нефть, добываемую из бездействовавших на 01.01.99 скважин, исчисление земельного налога за 2001 и 2003 годы без применения к ставкам налога повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений ОАО "Сургутнефтегаз" налоговой инспекцией вынесено решение от 21.06.2004 N 165/02 о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату доначисленных акцизов и земельного налога, взыскании доначисленных сумм налогов и соответствующих сумм пеней.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей в 2001 году редакции) освобождается от налогообложения акцизами реализация нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин, перечень которых утверждается в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" данная льгота применена к реализации нефти, добытой в 2001 году из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах.
Относительно скважин, бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99, и введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах, объема добытой из таких скважин и реализованной в 2001 году нефти разногласия между сторонами отсутствуют.
Доначисление суммы акцизов произведено в связи с тем, что налоговая инспекция полагает, что распространение льготы на реализацию нефти, добытой из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах, является приданием закону обратной силы.
Частично удовлетворяя требования заявителя, суд обеих инстанций, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что обратной силы заявителем подпункту 14 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не придавалось, поскольку ОАО "Сургутнефтегаз" данную льготу применило к реализации нефти, добытой в 2001 году из бездействовавших по состоянию на 01.01.99 скважин. Вследствие чего льгота обществом применена правомерно, в соответствии с условиями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что приданием обратной силы закона было бы освобождение от уплаты акцизов реализации нефти, добытой в 1999 - 2000 годах из бездействовавших, контрольных и находившихся в консервации по состоянию на 01.01.99 скважин, введенных в эксплуатацию в 1999 - 2000 годах.
Обоснованным также является вывод судебных инстанций относительно признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции в части начисления земельного налога за 2001 год.
Установленная статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательность вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда означает, что урегулированные судебным актом отношения не могут быть кем-либо изменены без изменения судебного акта.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правомерному выводу о том, что в данной части решение налогового органа является незаконным, поскольку вступившим в законную силу постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 по делу N А75-1135-А/02, сторонами по которому являлись ОАО "Сургутнефтегаз" и Налоговая инспекция по г. Сургуту, был установлен факт неправомерного применения в 2001 году к ставке земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральных бюджетах. Следовательно, доначисление налоговым органом заявителю 4984194 руб. земельного налога представляет собой неисполнение судебных актов и влечет признание оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части недействительным.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3346-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)