Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2004 N Ф04-6988/2004(А70-5036-25)

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 29 сентября 2004 года Дело N Ф04-6988/2004(А70-5036-25)


Индивидуальный предприниматель Жихарев Евгений Александрович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИМНС России по г. Тюмени N 3, выразившихся в непредоставлении возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании ИМНС России по г. Тюмени N 3 выдать ему уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации.
Требования заявителя мотивированы тем, что в связи с введением в действие с 01.01.2004 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок постановки на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей не определен. Вместе с тем право индивидуального предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения предусмотрено статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает подачу заявления на переход на упрощенную систему налогообложения с момента подачи заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе. Заявитель усматривает в такой ситуации противоречие законодательных актов о налогах и сборах, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Решением от 29.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и в иске заявителю отказать. Так, по мнению ответчика, индивидуальным предпринимателем не исполнено требование в части соблюдения сроков представления заявлений согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации: о постановке на учет в налоговых органах (с 01.01.2004 - заявление о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица) и о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом решения суда.
Как видно из материалов дела, Жихарев Е.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИМНС России по г. Тюмени N 3 28.01.2004, о чем ему 29.01.2004 выдано свидетельство о государственной регистрации.
29.01.2004 предпринимателем было подано заявление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.
30.01.2004 такое заявление было им подано повторно, а также подано заявление о постановке на налоговый учет.
26.02.2004 предпринимателем было получено уведомление налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что такое заявление предпринимателем было подано не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.




Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения.
Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей условием перехода на упрощенную систему налогообложения статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации называет подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе.
Согласно статье 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.




В соответствии с данным порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 26.02.2004 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей", постановка индивидуальных предпринимателей на налоговый учет осуществляется на основании данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подачи заявления о постановке на налоговый учет предпринимателем по месту его жительства не требуется.
Однако статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает подачу заявления о применении упрощенной системы налогообложения лицом, уже зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Кассационная инстанция считает правильными выводы арбитражного суда о том, что в данном случае в нормах законодательства о налогах и сборах, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, возникли неясности и противоречия, которые в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, Жихарев Е.А. обратился в регистрирующий орган - ИМНС России по г. Тюмени N 3 - с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя после вступления в силу Федерального закона N 185-ФЗ от 23.12.2003, но до принятия Правительством Российской Федерации Постановления N 110 от 26.02.2004 - 22.01.2004.
Таким образом, как обоснованно указано арбитражным судом, непредоставление в данном случае налоговым органом заявителю права использовать упрощенную систему налогообложения затрагивает его интересы и нарушает охраняемое законом право - право налогоплательщика выбирать применяемую им систему налогообложения. Действия (бездействие) налогового органа в данном случае противоречат положениям статей 346.11, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено.
В связи с чем доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3859/7-2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 сентября 2004 года Дело N Ф04-6988/2004(А70-5036-25)


Индивидуальный предприниматель Жихарев Евгений Александрович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИМНС России по г. Тюмени N 3, выразившихся в непредоставлении возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании ИМНС России по г. Тюмени N 3 выдать ему уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации.
Требования заявителя мотивированы тем, что в связи с введением в действие с 01.01.2004 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок постановки на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей не определен. Вместе с тем право индивидуального предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения предусмотрено статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает подачу заявления на переход на упрощенную систему налогообложения с момента подачи заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе. Заявитель усматривает в такой ситуации противоречие законодательных актов о налогах и сборах, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Решением от 29.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и в иске заявителю отказать. Так, по мнению ответчика, индивидуальным предпринимателем не исполнено требование в части соблюдения сроков представления заявлений согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации: о постановке на учет в налоговых органах (с 01.01.2004 - заявление о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица) и о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом решения суда.
Как видно из материалов дела, Жихарев Е.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИМНС России по г. Тюмени N 3 28.01.2004, о чем ему 29.01.2004 выдано свидетельство о государственной регистрации.
29.01.2004 предпринимателем было подано заявление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.
30.01.2004 такое заявление было им подано повторно, а также подано заявление о постановке на налоговый учет.
26.02.2004 предпринимателем было получено уведомление налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что такое заявление предпринимателем было подано не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.




Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения.
Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей условием перехода на упрощенную систему налогообложения статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации называет подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе.
Согласно статье 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.




В соответствии с данным порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 26.02.2004 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей", постановка индивидуальных предпринимателей на налоговый учет осуществляется на основании данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подачи заявления о постановке на налоговый учет предпринимателем по месту его жительства не требуется.
Однако статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает подачу заявления о применении упрощенной системы налогообложения лицом, уже зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Кассационная инстанция считает правильными выводы арбитражного суда о том, что в данном случае в нормах законодательства о налогах и сборах, регулирующих порядок перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, возникли неясности и противоречия, которые в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, Жихарев Е.А. обратился в регистрирующий орган - ИМНС России по г. Тюмени N 3 - с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя после вступления в силу Федерального закона N 185-ФЗ от 23.12.2003, но до принятия Правительством Российской Федерации Постановления N 110 от 26.02.2004 - 22.01.2004.
Таким образом, как обоснованно указано арбитражным судом, непредоставление в данном случае налоговым органом заявителю права использовать упрощенную систему налогообложения затрагивает его интересы и нарушает охраняемое законом право - право налогоплательщика выбирать применяемую им систему налогообложения. Действия (бездействие) налогового органа в данном случае противоречат положениям статей 346.11, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено.
В связи с чем доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3859/7-2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)