Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2012 ПО ДЕЛУ N А55-17333/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. по делу N А55-17333/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В., Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары - Константинова О.М., доверенность от 15.11.2011 года N 05-13/31448,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Казанцев М.В., доверенность от 27.12.2011 года N Д05-01/4038,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2012 года по делу N А55-17333/2011 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о взыскании 15663,43 руб.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара задолженности по требованию N 850 - пени по земельному налогу в размере 15663,43 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2012 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент является плательщиком земельного налога.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что, исходя из того, что у Департамента отсутствует обязанность по уплате земельного налога, начисление пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога является незаконным.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям
При удовлетворении заявленных налоговым органом требований о взыскании пени суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик направил в налоговый орган расчет по земельному налогу за 2 квартал 2008 г. с суммой, подлежащей уплате в бюджет 223665 руб. (л.д. 55 - 56), расчет по земельному налогу за 3 квартал 2008 г. с суммой, подлежащей уплате в бюджет 238148 руб. (л.д. 48 - 49), расчет по земельному налогу, взимаемый по ставке 0,3% прочие начисления за 2008 г. с суммой подлежащей уплате в бюджет 238905 руб. (л.д. 35 - 36).
В установленный срок налог не был уплачен в бюджет.
В соответствии с положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент является плательщиком земельного налога.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ ФЗ по состоянию на 13.05.2011 года налогоплательщику начислены пени по земельному налогу.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Из указанной нормы следует, что представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы.
Земельный налог на территории городского округа Самара введен Постановлением Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога". Также данным Постановлением установлены порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ городского округа Самара.
Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2007 N 417 Постановление от 24.11.2005 N 188 было дополнено пунктом 6.2. следующего содержания: освободить от уплаты земельного налога органы местного самоуправления городского округа Самара - в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения возложенных на них функций.
Решение Думы городского округа Самара от 26.04.2007 N 417 вступило в силу с 01.01.2008 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
Согласно ст. 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Земельный участок, являющийся согласно решению суда объектом налогообложения, находится у Департамента в постоянном (бессрочном) пользовании в рамках осуществления им жилищного строительства, то есть полномочий по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, что следует из постановления Главы г. Самары N 602 от 15.03.2004 г. и постановления Главы г. Самара N 456 от 31.03.2005 г.
Таким образом, Департамент строительства и архитектуры с 1.01.2007 г. освобожден от уплаты земельного налога, обязанность по уплате земельного налога за 2 и 3 кварталы 2008 г. по указанному участку у него отсутствовала.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ.
Исходя из того, что у Департамента отсутствует обязанность по уплате земельного налога, начисление пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога является незаконным, и, соответственно, требования налогового органа о взыскании пеней удовлетворению не подлежат.
В связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение суда согласно пп. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить и в удовлетворении заявленных налоговым органом требований о взыскании пени отказать.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2012 года по делу N А55-17333/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)