Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 октября 2004 года Дело N А56-41678/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Ленжилпромкомплект" Парохиной Н.Б. (доверенность от 25.10.04 N 8), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Борисовой Е.В. (доверенность от 04.06.04 N 03/11282), рассмотрев 25.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.04 по делу N А56-41678/03 (судья Савицкая И.Г.),
Открытое акционерное общество "Ленжилпромкомплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного обществом в 2000 - 2002 годах земельного налога, а также об обязании налоговой инспекции зачесть 187604 руб. 24 коп. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу.
Решением суда от 23.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.04 решение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 16.06.04 бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроведении зачета 10601 руб. 51 коп. излишне уплаченного обществом в 2000 - 2002 годах земельного налога, признано незаконным. Налоговый орган обязан зачесть указанную сумму излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 16.06.04 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговая ставка с учетом поправочных коэффициентов должна применяться с начала налогового периода, каковым по земельному налогу является один год.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате в 2000 - 2002 годах земельного налога общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом города Санкт-Петербурга.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным налоговым декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, с применением коэффициентов "1,2" и "2" в 2000 и 2002 годах соответственно. Налоговый орган оставил заявление налогоплательщика без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статье 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб заинтересованных лиц на нарушение приведенными нормативными положениями их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации указал в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, что период в один месяц может рассматриваться в качестве отчетного, а закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. В данных судебных актах изложена правовая позиция высшего судебного органа России, согласно которой порядок исчисления земельного налога в 2000 и 2002 годах с учетом коэффициентов "1,2" и "2" должен применяться соответственно с 01.03.2000 и 01.02.02.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, толкование названных правовых норм, изложенное Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, является обязательным как для налогоплательщиков, так и для налоговых и судебных органов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.04 по делу N А56-41678/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2004 N А56-41678/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2004 года Дело N А56-41678/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Ленжилпромкомплект" Парохиной Н.Б. (доверенность от 25.10.04 N 8), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Борисовой Е.В. (доверенность от 04.06.04 N 03/11282), рассмотрев 25.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.04 по делу N А56-41678/03 (судья Савицкая И.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ленжилпромкомплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного обществом в 2000 - 2002 годах земельного налога, а также об обязании налоговой инспекции зачесть 187604 руб. 24 коп. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу.
Решением суда от 23.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.04 решение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 16.06.04 бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроведении зачета 10601 руб. 51 коп. излишне уплаченного обществом в 2000 - 2002 годах земельного налога, признано незаконным. Налоговый орган обязан зачесть указанную сумму излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 16.06.04 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговая ставка с учетом поправочных коэффициентов должна применяться с начала налогового периода, каковым по земельному налогу является один год.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате в 2000 - 2002 годах земельного налога общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом города Санкт-Петербурга.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным налоговым декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, с применением коэффициентов "1,2" и "2" в 2000 и 2002 годах соответственно. Налоговый орган оставил заявление налогоплательщика без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статье 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб заинтересованных лиц на нарушение приведенными нормативными положениями их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации указал в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, что период в один месяц может рассматриваться в качестве отчетного, а закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. В данных судебных актах изложена правовая позиция высшего судебного органа России, согласно которой порядок исчисления земельного налога в 2000 и 2002 годах с учетом коэффициентов "1,2" и "2" должен применяться соответственно с 01.03.2000 и 01.02.02.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, толкование названных правовых норм, изложенное Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, является обязательным как для налогоплательщиков, так и для налоговых и судебных органов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.04 по делу N А56-41678/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)