Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2008 ПО ДЕЛУ N А14-11837/2007537/28

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2008 г. по делу N А14-11837/2007537/28


Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2008.
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Л-му району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2007 года по делу N А14-11837/2007/537/28,
установил:

ООО З. обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИФНС России по Л-му району г. Воронежа о признании незаконными ее действий, выразившихся в письменном отказе (письмо от 05.06.2007 г.) в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и не выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2007 г. заявленные требования удовлетворены. Действия ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившиеся в письменном отказе (письмо от 05.06.2007 г.) в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и не выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, признаны незаконными.
ИФНС России по Л-му району г. Воронежа не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 18.03.2008 г. объявлялся перерыв до 21.03.2008 г.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО З. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений. Срок действия лицензии - до 24.09.2009 г.
ООО З. в лице обособленного подразделения было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа 25.05.2007 г. по адресу: г. Воронеж, ул. К., подземный переход.
16.05.2007 г. в адрес ИФНС России по Л-му району г. Воронежа ООО З. было направлено заявление о постановке на налоговый учет 43 объектов обложения налогом на игорный бизнес - игровые автоматы, находящиеся по адресу: г. Воронеж, ул. В., д. N; г. Воронеж, подземный переход у Ц.; г. Воронеж, ул. К., д. N; г. Воронеж, ул. О., д. N.
Письмом N 11-03/11014 от 05.06.2007 г. налоговый орган отказал ООО З. в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, руководствуясь при этом ч. 4 ст. 5 ФЗ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Считая действия ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившиеся в отказе произвести регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, необоснованными и противоречащими налоговому законодательству, 02.08.2007 г. ООО З. обратилось с жалобой в УФНС России по Воронежской области с просьбой признать бездействия налогового органа незаконными.
Решением N 25-16/13822 от 13.09.2007 г. УФНС России по Воронежской области указанную жалобу оставило без удовлетворения, в связи с чем, ООО З. обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными действия ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившиеся в письменном отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и не выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что ФЗ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", на который ссылается налоговый орган, не содержит указаний на то, что нарушение его требований влечет отказ в регистрации объектов игорного бизнеса в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
При этом судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), который определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 5 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр и исключительно в игорных заведениях, в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 4 указанной статьи игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
В соответствии с п. 5 и п. 11 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, а игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Таким образом, с 01.01.2007 г. организация и проведение азартных игр возможно исключительно юридическими лицами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям Закона N 244-ФЗ. Причем данный Закон предъявляет требования, как к организаторам азартных игр, так и к игорным заведениям.
Игорное заведение, которое было открыто до 01.07.2007 г. вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года, приведя свою деятельность в соответствии с требованиями Закона N 244-ФЗ, в противном случае, деятельность таких игорных заведений должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Открытие новых игорных заведений возможно исключительно в игорных зонах.
Как видно из материалов дела, ООО З. в соответствии с уведомлением о постановке на налоговый учет 25.05.2007 г. поставлено на налоговый учет в ИФНС РФ по Л-му району г. Воронежа по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Воронеж, улица К., подземный переход.
16.05.2007 г. ООО З. направило в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа заявление о постановке на налоговый учет 43 объектов обложения налогом на игорный бизнес - игровые автоматы, находящиеся по адресу: г. Воронеж, ул. В., д. N; г. Воронеж, подземный переход у Ц.; г. Воронеж, ул. К., д. N; г. Воронеж, ул. О., д. N.
Судом апелляционной инстанции представителю ООО З. было предложено представить доказательства того, что по указанным адресам у налогоплательщика до 01.01.2007 г. функционировали игорные заведения, а также что после 01.01.2007 г. деятельность таких заведений соответствует требованиям Закона N 244-ФЗ, в связи с чем, в судебном заседании 18.03.2008 г. объявлялся перерыв.
Такие доказательства суду апелляционной инстанции не представлены.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
Порядок расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр для целей настоящего Федерального закона установлен Приказом Минфина РФ от 2 мая 2007 г. N 29н. Согласно п. 1 Порядка стоимость чистых активов организатора азартных игр определяется путем вычитания из суммы активов организатора азартных игр, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
В судебном заседании представитель Общества пояснил, что документы, подтверждающие наличие у ООО З. необходимой величины активов, у Общества отсутствуют (протокол судебного заседания от 18.03.2008 г. - 21.03.2008 г.).
Из имеющихся в материалах дела документов видно, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.08.2007 г. по делу N А54-509/2007/с6 ООО З. г. Рязань признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.
Из содержания указанного решения следует, что согласно данных бухгалтерского баланса ООО З. по состоянию на 01.01.2007 г. стоимость внеоборотных активов составляет 1 356 000 рублей, оборотные активы отсутствуют.
Кредиторская задолженность ООО З., как составная часть пассивов, принимаемых к расчету, составляет 7 669 000 рублей.
Таким образом, у ООО З. не только отсутствует необходимая величина стоимости чистых активов, а она имеет отрицательное значение (1356000 минус 7669000 = минус 6313000).
Следовательно, ООО З. как организатор азартных игр не соответствует требованиям ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо одновременное наличие 2 условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) должна не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку ООО З. не подтвердило свое соответствие требованиям установленным ч. 6 ст. 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не может нарушать права и законные интересы такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление данной деятельности запрещено законом.
В силу п. 3 ст. 16 Закона N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований возложен на органы Федеральной налоговой службы России.
При таких обстоятельствах, отсутствие в ст. 366 НК РФ оснований для отказа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по мотиву нарушения требований Закона N 244-ФЗ не влечет безусловной обязанности налогового органа осуществить регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в случае, если будет установлено, что такая деятельность осуществляется незаконно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ИФНС России по Л-му району г. Воронежа подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2007 г. отмене.
В удовлетворении требований ООО З. о признании незаконными действий ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившихся в письменном отказе (письмо от 05.06.2007 г.) в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и не выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения следует отказать.
С учетом результатов рассмотрения дела и в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО З. и подлежат взысканию с него в пользу ИФНС России по Л-му району г. Воронежа.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

апелляционную жалобу ИФНС России по Л-му району г. Воронежа удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2007 года по делу N А14-11837/2007/537/28 отменить.
В удовлетворении требований ООО З. о признании незаконными действий ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившихся в письменном отказе (письмо от 05.06.2007 г.) в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и не выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес отказать.
Взыскать с ООО З., г. Рязань, ИНН N в пользу ИФНС России по Л-му району г. Воронежа государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 761 от 21.12.2007 г.
На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)