Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Муриной О.Л., Поповченко А.А., рассмотрев материалы дела N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - инспекция) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2006 по делу N А12-10850/06-с60 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу.
Рассмотрев заявление и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки представленных закрытым акционерным обществом "Бишофит-Авангард" (далее - общество) налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль, март 2006 года.
Инспекцией было установлено, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых обществом был неправомерно применен понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке, поскольку по состоянию на 01.07.2001 общество не было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
По результатам проверки инспекцией приняты решения от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125, которыми обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2006 года в сумме 2468 рублей и, соответственно, за март 2006 года в сумме 1511 рублей.
Общество не согласилось с этими решениями и обжаловало их в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2006 заявленные требования общества удовлетворены, решения инспекции от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125 признаны недействительными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.02.2007 судебные акты Арбитражного суда Волгоградской области оставил без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Судебные инстанции установив, что общество осуществляло в 2006 году за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, посчитали, что обществом был правомерно применен понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.
По мнению судов содержащееся в статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) условие об освобождении по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы относится только к тем налогоплательщикам, которые полностью возместили все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых.
На налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, это условие не распространяется, и они могут воспользоваться понижающим коэффициентом независимо от наличия у них освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 01.07.2001.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора инспекция указывает, что общество не имеет права на применение понижающего коэффициента, поскольку у него отсутствовало освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. По мнению инспекции, право на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, которые осуществили поиск и разведку разрабатываемых месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств либо полностью возместили расходы государству на их поиск и разведку, причем, и первые и вторые по состоянию на 01.07.2001 должны были иметь освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей усматривает, что выводы судов являются ошибочными.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с пользователей недр до введения в действие главы 26 Кодекса взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со статьей 44 этого Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы освобождались осуществляющие добычу полезных ископаемых пользователи недр, возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, и пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых.
При этом условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть указаны в лицензии (статья 12 Закона).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" (пункт 19) решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимались органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами по согласованию с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти.
С 01.01.2002 было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и Кодексом введена уплата налога на добычу полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, в 2000 году обществом была получена лицензия на право пользования недрами N 00759 серия ВЛГ вид ТП от 18.08.2000 с целью геологического изучения Наримановского месторождения бишофита.
В разделе 7 лицензионного соглашения, прилагаемого к лицензии указано, что общество обязуется производить регулярные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5 процентов от стоимости первого товарного продукта, получаемого и реализованного из фактически добытого и реализованного бишофита.
Согласно пункту 2 статьи 342 Кодекса налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в силу норм федерального закона от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из приведенной нормы следует, что правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 имеют право и налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых, и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 были освобождены в силу норм федерального закона от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
Поскольку общество не имело освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы выводы судов об обоснованном применении им в 2006 году понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых являются неправомерными.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 299, 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2006 по делу N А12-10850/06-с60 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 20 июня 2007 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 18.05.2007 N 3803/07 ПО ДЕЛУ N А12-10850/06-С60
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2007 г. N 3803/07
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Муриной О.Л., Поповченко А.А., рассмотрев материалы дела N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - инспекция) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2006 по делу N А12-10850/06-с60 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу.
Рассмотрев заявление и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки представленных закрытым акционерным обществом "Бишофит-Авангард" (далее - общество) налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль, март 2006 года.
Инспекцией было установлено, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых обществом был неправомерно применен понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке, поскольку по состоянию на 01.07.2001 общество не было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
По результатам проверки инспекцией приняты решения от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125, которыми обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2006 года в сумме 2468 рублей и, соответственно, за март 2006 года в сумме 1511 рублей.
Общество не согласилось с этими решениями и обжаловало их в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2006 заявленные требования общества удовлетворены, решения инспекции от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125 признаны недействительными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.02.2007 судебные акты Арбитражного суда Волгоградской области оставил без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Судебные инстанции установив, что общество осуществляло в 2006 году за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, посчитали, что обществом был правомерно применен понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.
По мнению судов содержащееся в статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) условие об освобождении по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы относится только к тем налогоплательщикам, которые полностью возместили все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых.
На налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, это условие не распространяется, и они могут воспользоваться понижающим коэффициентом независимо от наличия у них освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 01.07.2001.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора инспекция указывает, что общество не имеет права на применение понижающего коэффициента, поскольку у него отсутствовало освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. По мнению инспекции, право на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, которые осуществили поиск и разведку разрабатываемых месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств либо полностью возместили расходы государству на их поиск и разведку, причем, и первые и вторые по состоянию на 01.07.2001 должны были иметь освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей усматривает, что выводы судов являются ошибочными.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с пользователей недр до введения в действие главы 26 Кодекса взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со статьей 44 этого Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы освобождались осуществляющие добычу полезных ископаемых пользователи недр, возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, и пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых.
При этом условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть указаны в лицензии (статья 12 Закона).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" (пункт 19) решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимались органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами по согласованию с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти.
С 01.01.2002 было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и Кодексом введена уплата налога на добычу полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, в 2000 году обществом была получена лицензия на право пользования недрами N 00759 серия ВЛГ вид ТП от 18.08.2000 с целью геологического изучения Наримановского месторождения бишофита.
В разделе 7 лицензионного соглашения, прилагаемого к лицензии указано, что общество обязуется производить регулярные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5 процентов от стоимости первого товарного продукта, получаемого и реализованного из фактически добытого и реализованного бишофита.
Согласно пункту 2 статьи 342 Кодекса налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в силу норм федерального закона от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из приведенной нормы следует, что правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 имеют право и налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых, и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 были освобождены в силу норм федерального закона от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
Поскольку общество не имело освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы выводы судов об обоснованном применении им в 2006 году понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых являются неправомерными.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 299, 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А12-10850/06-с60 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2006 по делу N А12-10850/06-с60 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 20 июня 2007 года.
Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА
М.Г.ЗОРИНА
Судья
О.Л.МУРИНА
О.Л.МУРИНА
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
А.А.ПОПОВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)