Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
14 июня 2007 г. Дело N А60-8626/2007-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 30.05.2007 - 06.06.2007 в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - А.И. Тутынин, директор, паспорт; О.С. Грачева, паспорт, доверенность от 04.06.2007; от заинтересованного лица - А.И. Киселева, удостоверение УР N 086339, доверенность N 25691; А.Д. Балакаев, паспорт, доверенность N 252 от 10.01.2007.
Объявлен состав суда. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 30.05.2007 объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 05.06.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. Заявитель обратился с ходатайством о принятии обеспечительных мер. 05.06.2007 заявитель обратился с ходатайством об уточнении обеспечительной меры. В судебном заседании 05.06.2007 объявлен перерыв до 16 часов 10 минут 06.06.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. В судебном заседании 06.06.2007 заявитель обратился с ходатайством об уточнении обеспечительной меры. Определением от 06.06.2007 в удовлетворении ходатайства об обеспечении отказано. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007.
Заинтересованное лицо в своем отзыве N 04-13/26096 от 04.06.2007 с заявленными требованиями не согласилось, считает, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга проведена выездная налоговая проверка ООО "Гарант-СТ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 12-09/422 от 14.12.2006.
Рассмотрев материалы проверки, заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга вынесено решение N 12-09/422 от 19.01.2007, которым ООО "Гарант-СТ" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2004 - 2005 г. в виде взыскания штрафа в размере 4975 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по земельному налогу за 2004 г. и 2005 г. в виде штрафа в размере 51531 руб. Кроме этого, заявителю предложено уплатить земельный налог за 2003 - 2005 г. в сумме 35644 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2003 - 2005 г. в размере 11745 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО "Гарант-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным данного решения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ст. 1, 3 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, п. 7 ст. 1 и ст. 99 Областного закона "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" N 40-ОЗ от 29.12.1995 использование земли в Российской Федерации, а также в Свердловской области является платным и не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности землепользователей.
Одной из форм платы за землю при отсутствии договора арендной платы за землю является земельный налог, которым облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Статьей 7 Федерального закона "О плате за землю" предусмотрено, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владения или пользовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земли и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
Статья 110 Областного закона "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" N 40-ОЗ от 29.12.1995 указывает, что систематическое невнесение платежей за землю на территории Свердловской области является нарушением земельного законодательства, что влечет определенную ответственность.
Согласно п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 23, ст. 44, 52, 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет объектов налогообложения, в самостоятельном порядке представлять в налоговый орган налоговые декларации, исчислять сумму земельного налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и уплачивать исчисленный земельный налог.
Кроме того, обязанность по уплате налога в силу ст. 45, 52 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Статьей 16 ФЗ "О плате за землю" также предусмотрена обязанность по исчислению и уплате земельного налога в самостоятельном порядке непосредственно теми юридическими лицами, в пользовании которых находятся земельные участки.
На основании ст. 15 Федерального закона "О плате за землю" и ст. 11 Областного закона "О плате за землю на территории Свердловской области" от 16.10.1995 N 23-ОЗ основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
В соответствии с п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 11 Областных законов N 36-ОЗ от 24.11.2000, N 37-ОЗ от 27.11.2003 в случае, если права пользования на землю не оформлены соответствующим образом, установление платы за землю возможно на основании материалов по обмеру земельных участков, градостроительной документации, имеющейся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, справок бюро технической инвентаризации, технических паспортов, актов приема-передачи, материалов инвентаризации и т.д., т.е. по фактическому использованию земли.
Согласно п. 7 ст. 5 Областного закона N 23-ОЗ от 16.10.1995 плата за землю владельцами (собственниками и пользователями) нежилых помещений в жилищном фонде производится по полной ставке соответствующей зоны пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Статья 25 Земельного кодекса РФ определяет, что права на земельные участки возникают также по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ.
Статьей 652 Гражданского кодекса РФ устанавливаются права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения.
Пунктом 2 ст. 652 ГК РФ предусмотрено, что если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для использования в соответствии с его назначением. Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае служит договор аренды имущества, подтверждающий фактическое землепользование.
В соответствии со статьей 655 Гражданского кодекса РФ здание считается переданным во временное пользование с момента подписания передаточного акта, а договор аренды является документом на основании и по условиям которого передается арендованное имущество.
Таким образом, договор аренды объекта нежилого назначения и передаточный акт являются теми документами, которые подтверждают фактическое использование налогоплательщиком не только нежилых помещений, но и той части земельного участка, которая непосредственно необходима ему для организации нормальной производственной деятельности.
В силу того, что использование земли в Российской Федерации является платным, то отсутствие надлежащим образом оформленных документов на землю не является основанием для освобождения лица от обязанности уплаты земельного налога, так как их отсутствие не меняет статус организации как фактического пользователя земельным участком и как пользователя (собственника) недвижимости, расположенной на этом земельном участке.
Своевременное оформление права пользования либо арендного пользования земельными участками зависит от добросовестного выполнения обязанностей самого землепользователя, следовательно, несвоевременное получение документа о праве пользования землей либо уклонение от своевременного получения сведений о размере используемого земельного участка для целей налогообложения позволяет осуществлять бесплатное землепользование, а значит не может служить основанием для освобождения фактического пользователя землей от уплаты налога на землю.
В противном случае, затягивая оформление правоустанавливающих документов на землю при фактическом ее использовании, в бюджет не будут поступать соответствующий земельный налог или арендная плата за землю.
В случае, если землепользователь не знает о налогообложении земли, то ему следует в письменной форме (либо в устной) обращаться за разъяснениями в тот орган, на который возлагается контроль за правильностью исчисления и уплаты земельного налога, т.е. в налоговый орган.
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант-СТ" с Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом был заключен договор аренды объекта муниципального жилого фонда г. Екатеринбурга N 76900229 от 03.01.2001 с ежегодной пролонгацией на нежилое помещение площадью 249,4 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева 5. Согласно акту приемки-передачи муниципального имущества, утвержденному заместителем председателя Комитета по управлению городским имуществом, передача помещения произведена 03.01.2001.
Фактическое землепользование обществом земельного участка под нежилым помещением подтверждается материалами инвентаризации земель Чкаловского района г. Екатеринбурга, утвержденными постановлением Главы города Екатеринбурга N 1385 от 26.12.2002 из которых следует, что в фактическом пользовании общества находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, 5, площадью 344 кв. м.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение действующего в период спорных правоотношений ООО "Гарант-СТ" не исчисляло земельный налог с 01.01.2003 по 31.12.2005, налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган за 2003 - 2005 г. не представляло и в бюджеты различного уровня в самостоятельном порядке земельный налог не уплачивало, тем самым осуществляло бесплатное землепользование под встроенным нежилым помещением по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, 5.
За период 2004 г., по данным проверки, в результате занижения налоговой базы установлена неуплата земельного налога в сумме 11847 руб. За период 2005 г., по данным проверки, в результате занижения налоговой базы установлена неуплата земельного налога в сумме 13029 руб. Названные действия содержат признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, - неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Таким образом, сумма штрафных санкций за неуплату земельного налога за 2004 г. составляет 2369 руб. (31847 x 20%), за 2005 г. - 2606 руб.
Кроме этого, за проверяемый период заявитель не представлял в налоговый орган декларации по земельному налогу. Названные действия содержат признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, - непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока предоставления декларации.
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, сумма штрафных санкций за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2004 г. составляет 31987 руб. (11847 x 30% + 11847 x 10% x 24 мес.), за 2005 г. - 19544 руб. (13029 x 30% + 13029 x 10% x 12 мес.).
Судом не принимается довод заявителя о том, что в арендную плату (в расчет) включена плата за землю, так как основан на неверном толковании п. 2 ст. 654 Гражданского кодекса РФ и не соответствует фактическим обстоятельствам. Так из текста неотъемлемой части договора аренды муниципального помещения, а именно из расчета арендной платы, следует, что плата исчислена только за аренду помещения, сумма аренды за пользование соответствующей частью земельного участка в расчет не включена.
Законодательство, действовавшее в период спорных правоотношений, в 2003 г., 2004 г., принцип платности пользования земельным участком не ставило в зависимость от формы оформления права пользования соответствующим земельным участком. При отсутствии договора аренды на используемый земельный участок подлежит уплате земельный налог. Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2005 г., в данном случае не распространяется на заявителя на 2005 год, поскольку договор аренды земельного участка у налогоплательщика не заключен, в таком случае и в 2005 году, исходя из принципа платности пользования земельным участком, обществом подлежал уплате земельный налог.
Таким образом, при отсутствии арендной платы за землю в 2003, 2004 и 2005 г. подлежит уплате земельный налог.
При таких обстоятельствах в удовлетворении ООО "Гарант-СТ" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007 следует отказать.
Согласно квитанции от 01.06.2007 заявитель за подачу заявления об обеспечении заявленных требований уплатил госпошлину в размере 2000 рублей. Вместе с тем в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска подлежит уплате госпошлина в размере 1000 рублей, в связи с чем госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная обществом по квитанции от 01.06.2007, подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007 отказать.
2. Возвратить ООО "Гарант-СТ" из федерального бюджета 1000 рублей как излишне уплаченную госпошлину согласно квитанции от 01.06.2007.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.06.2007, 06.06.2007 ПО ДЕЛУ N А60-8626/2007-С5
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 июня 2007 г. Дело N А60-8626/2007-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 30.05.2007 - 06.06.2007 в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - А.И. Тутынин, директор, паспорт; О.С. Грачева, паспорт, доверенность от 04.06.2007; от заинтересованного лица - А.И. Киселева, удостоверение УР N 086339, доверенность N 25691; А.Д. Балакаев, паспорт, доверенность N 252 от 10.01.2007.
Объявлен состав суда. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 30.05.2007 объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 05.06.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. Заявитель обратился с ходатайством о принятии обеспечительных мер. 05.06.2007 заявитель обратился с ходатайством об уточнении обеспечительной меры. В судебном заседании 05.06.2007 объявлен перерыв до 16 часов 10 минут 06.06.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. В судебном заседании 06.06.2007 заявитель обратился с ходатайством об уточнении обеспечительной меры. Определением от 06.06.2007 в удовлетворении ходатайства об обеспечении отказано. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007.
Заинтересованное лицо в своем отзыве N 04-13/26096 от 04.06.2007 с заявленными требованиями не согласилось, считает, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга проведена выездная налоговая проверка ООО "Гарант-СТ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 12-09/422 от 14.12.2006.
Рассмотрев материалы проверки, заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга вынесено решение N 12-09/422 от 19.01.2007, которым ООО "Гарант-СТ" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2004 - 2005 г. в виде взыскания штрафа в размере 4975 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по земельному налогу за 2004 г. и 2005 г. в виде штрафа в размере 51531 руб. Кроме этого, заявителю предложено уплатить земельный налог за 2003 - 2005 г. в сумме 35644 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2003 - 2005 г. в размере 11745 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО "Гарант-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным данного решения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ст. 1, 3 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, п. 7 ст. 1 и ст. 99 Областного закона "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" N 40-ОЗ от 29.12.1995 использование земли в Российской Федерации, а также в Свердловской области является платным и не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности землепользователей.
Одной из форм платы за землю при отсутствии договора арендной платы за землю является земельный налог, которым облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Статьей 7 Федерального закона "О плате за землю" предусмотрено, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владения или пользовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земли и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
Статья 110 Областного закона "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" N 40-ОЗ от 29.12.1995 указывает, что систематическое невнесение платежей за землю на территории Свердловской области является нарушением земельного законодательства, что влечет определенную ответственность.
Согласно п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 23, ст. 44, 52, 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет объектов налогообложения, в самостоятельном порядке представлять в налоговый орган налоговые декларации, исчислять сумму земельного налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и уплачивать исчисленный земельный налог.
Кроме того, обязанность по уплате налога в силу ст. 45, 52 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Статьей 16 ФЗ "О плате за землю" также предусмотрена обязанность по исчислению и уплате земельного налога в самостоятельном порядке непосредственно теми юридическими лицами, в пользовании которых находятся земельные участки.
На основании ст. 15 Федерального закона "О плате за землю" и ст. 11 Областного закона "О плате за землю на территории Свердловской области" от 16.10.1995 N 23-ОЗ основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
В соответствии с п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 11 Областных законов N 36-ОЗ от 24.11.2000, N 37-ОЗ от 27.11.2003 в случае, если права пользования на землю не оформлены соответствующим образом, установление платы за землю возможно на основании материалов по обмеру земельных участков, градостроительной документации, имеющейся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, справок бюро технической инвентаризации, технических паспортов, актов приема-передачи, материалов инвентаризации и т.д., т.е. по фактическому использованию земли.
Согласно п. 7 ст. 5 Областного закона N 23-ОЗ от 16.10.1995 плата за землю владельцами (собственниками и пользователями) нежилых помещений в жилищном фонде производится по полной ставке соответствующей зоны пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Статья 25 Земельного кодекса РФ определяет, что права на земельные участки возникают также по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ.
Статьей 652 Гражданского кодекса РФ устанавливаются права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения.
Пунктом 2 ст. 652 ГК РФ предусмотрено, что если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для использования в соответствии с его назначением. Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае служит договор аренды имущества, подтверждающий фактическое землепользование.
В соответствии со статьей 655 Гражданского кодекса РФ здание считается переданным во временное пользование с момента подписания передаточного акта, а договор аренды является документом на основании и по условиям которого передается арендованное имущество.
Таким образом, договор аренды объекта нежилого назначения и передаточный акт являются теми документами, которые подтверждают фактическое использование налогоплательщиком не только нежилых помещений, но и той части земельного участка, которая непосредственно необходима ему для организации нормальной производственной деятельности.
В силу того, что использование земли в Российской Федерации является платным, то отсутствие надлежащим образом оформленных документов на землю не является основанием для освобождения лица от обязанности уплаты земельного налога, так как их отсутствие не меняет статус организации как фактического пользователя земельным участком и как пользователя (собственника) недвижимости, расположенной на этом земельном участке.
Своевременное оформление права пользования либо арендного пользования земельными участками зависит от добросовестного выполнения обязанностей самого землепользователя, следовательно, несвоевременное получение документа о праве пользования землей либо уклонение от своевременного получения сведений о размере используемого земельного участка для целей налогообложения позволяет осуществлять бесплатное землепользование, а значит не может служить основанием для освобождения фактического пользователя землей от уплаты налога на землю.
В противном случае, затягивая оформление правоустанавливающих документов на землю при фактическом ее использовании, в бюджет не будут поступать соответствующий земельный налог или арендная плата за землю.
В случае, если землепользователь не знает о налогообложении земли, то ему следует в письменной форме (либо в устной) обращаться за разъяснениями в тот орган, на который возлагается контроль за правильностью исчисления и уплаты земельного налога, т.е. в налоговый орган.
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант-СТ" с Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом был заключен договор аренды объекта муниципального жилого фонда г. Екатеринбурга N 76900229 от 03.01.2001 с ежегодной пролонгацией на нежилое помещение площадью 249,4 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева 5. Согласно акту приемки-передачи муниципального имущества, утвержденному заместителем председателя Комитета по управлению городским имуществом, передача помещения произведена 03.01.2001.
Фактическое землепользование обществом земельного участка под нежилым помещением подтверждается материалами инвентаризации земель Чкаловского района г. Екатеринбурга, утвержденными постановлением Главы города Екатеринбурга N 1385 от 26.12.2002 из которых следует, что в фактическом пользовании общества находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, 5, площадью 344 кв. м.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение действующего в период спорных правоотношений ООО "Гарант-СТ" не исчисляло земельный налог с 01.01.2003 по 31.12.2005, налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган за 2003 - 2005 г. не представляло и в бюджеты различного уровня в самостоятельном порядке земельный налог не уплачивало, тем самым осуществляло бесплатное землепользование под встроенным нежилым помещением по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, 5.
За период 2004 г., по данным проверки, в результате занижения налоговой базы установлена неуплата земельного налога в сумме 11847 руб. За период 2005 г., по данным проверки, в результате занижения налоговой базы установлена неуплата земельного налога в сумме 13029 руб. Названные действия содержат признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, - неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Таким образом, сумма штрафных санкций за неуплату земельного налога за 2004 г. составляет 2369 руб. (31847 x 20%), за 2005 г. - 2606 руб.
Кроме этого, за проверяемый период заявитель не представлял в налоговый орган декларации по земельному налогу. Названные действия содержат признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, - непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока предоставления декларации.
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, сумма штрафных санкций за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2004 г. составляет 31987 руб. (11847 x 30% + 11847 x 10% x 24 мес.), за 2005 г. - 19544 руб. (13029 x 30% + 13029 x 10% x 12 мес.).
Судом не принимается довод заявителя о том, что в арендную плату (в расчет) включена плата за землю, так как основан на неверном толковании п. 2 ст. 654 Гражданского кодекса РФ и не соответствует фактическим обстоятельствам. Так из текста неотъемлемой части договора аренды муниципального помещения, а именно из расчета арендной платы, следует, что плата исчислена только за аренду помещения, сумма аренды за пользование соответствующей частью земельного участка в расчет не включена.
Законодательство, действовавшее в период спорных правоотношений, в 2003 г., 2004 г., принцип платности пользования земельным участком не ставило в зависимость от формы оформления права пользования соответствующим земельным участком. При отсутствии договора аренды на используемый земельный участок подлежит уплате земельный налог. Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2005 г., в данном случае не распространяется на заявителя на 2005 год, поскольку договор аренды земельного участка у налогоплательщика не заключен, в таком случае и в 2005 году, исходя из принципа платности пользования земельным участком, обществом подлежал уплате земельный налог.
Таким образом, при отсутствии арендной платы за землю в 2003, 2004 и 2005 г. подлежит уплате земельный налог.
При таких обстоятельствах в удовлетворении ООО "Гарант-СТ" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007 следует отказать.
Согласно квитанции от 01.06.2007 заявитель за подачу заявления об обеспечении заявленных требований уплатил госпошлину в размере 2000 рублей. Вместе с тем в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска подлежит уплате госпошлина в размере 1000 рублей, в связи с чем госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная обществом по квитанции от 01.06.2007, подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Гарант-СТ" требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 12-09/422 от 19.01.2007 отказать.
2. Возвратить ООО "Гарант-СТ" из федерального бюджета 1000 рублей как излишне уплаченную госпошлину согласно квитанции от 01.06.2007.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
САБИРОВА М.Ф.
САБИРОВА М.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)