Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-13474/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Карнавал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительными решений инспекции от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189. Также общество просит обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп. (с учетом дополнений к заявленным требованиям).
Решением суда от 28.01.2008 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения инспекции от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189 о доначислении налога на игорный бизнес по игровым столам и соответствующих сумм штрафа за налоговые периоды с января 2004 г. по октябрь 2006 г. Инспекция обязана произвести возврат налога на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 (судьи Малышев М.Б., Баканов В.В., Тимохин О.Б.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество отзыв на кассационную жалобу инспекции не представило.
Как следует из материалов дела, общество 14.10.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица. На основании лицензии N 002443 сроком действия с 25.08.2003 по 25.08.2008. налогоплательщик имеет право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. Налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций общества по налогу на игорный бизнес за январь 2004 г. - октябрь 2006 г. приняты решения от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189, по которым обществу доначислен налог на игорный бизнес по игровым столам и игровым автоматам в сумме 6 993 000 руб. и суммы штрафов.
В ходе проверки указанных налоговых деклараций налоговым органом сделан вывод о неполной уплате обществом налога на игорный бизнес за проверяемые периоды в связи с неправильным исчислением в результате необоснованного применения ставки в размере 1500 руб. за один игровой автомат, 40 000 руб. за один игровой стол. По мнению налогового органа, налогоплательщик не имеет оснований для применения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), и соответственно в спорный налоговый период должен исчислить налог на игорный бизнес, исходя из ставки 7500 руб. за каждый игровой автомат и 125 000 за каждый игровой стол.
Считая решения инспекции о доначислении налога на игорный бизнес незаконными в части доначисления налога по игровым столам, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога на игорный бизнес по игровым столам, поскольку налог, подлежащий уплате по спорным объектам налогообложения, исчислен и уплачен налогоплательщиком в полном объеме по ставкам, действующим в налоговых периодах с января 2004 г. по октябрь 2006 г., правомерности применения обществом ставки налога по игровым столам, установленной на момент государственной регистрации, согласно представленным уточненным декларациям, а также исходя из наличия факта излишней уплаты налога по игровым столам и оснований для возврата излишне уплаченного налога.
Согласно Закону Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-з "О налоге на игорный бизнес" ставка налога на территории Республики Башкортостан за каждый игровой автомат составляла 1500 руб. и 40 000 руб. за каждый игровой стол.
Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О налоге на игорный бизнес" ставка налога на территории Республики Башкортостан за каждый игровой автомат установлена в размере 7500 руб. и 125 000 руб. за каждый игровой стол.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.10.2002 и, как установлено судами, относится к субъектам малого предпринимательства.
На момент государственной регистрации общества действовала ставка 1500 руб. за каждый игровой автомат и 40 000 руб. за каждый игровой стол.
Ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, в связи чем, у налогоплательщика сохраняется право воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и право уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент регистрации.
Указанные обстоятельства являются основанием для признания недействительными оспариваемых решений налогового органа.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Согласно п. 7 названной статьи возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено данным Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлен факт наличия у общества переплаты по налогу на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп., а также то, что налогоплательщиком соблюден порядок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога. Доказательств, свидетельствующих о наличии задолженности у общества по налогам перед бюджетом, проведении налоговым органом зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам инспекцией не представлено и таковых материалы дела не содержат.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в возврате указанной суммы налога на игорный бизнес, и соответственно правомерно возвратили налогоплательщику излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-13474/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2008 N Ф09-5444/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-13474/07
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. N Ф09-5444/08-С3
Дело N А07-13474/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-13474/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Карнавал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительными решений инспекции от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189. Также общество просит обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп. (с учетом дополнений к заявленным требованиям).
Решением суда от 28.01.2008 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения инспекции от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189 о доначислении налога на игорный бизнес по игровым столам и соответствующих сумм штрафа за налоговые периоды с января 2004 г. по октябрь 2006 г. Инспекция обязана произвести возврат налога на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 (судьи Малышев М.Б., Баканов В.В., Тимохин О.Б.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество отзыв на кассационную жалобу инспекции не представило.
Как следует из материалов дела, общество 14.10.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица. На основании лицензии N 002443 сроком действия с 25.08.2003 по 25.08.2008. налогоплательщик имеет право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. Налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций общества по налогу на игорный бизнес за январь 2004 г. - октябрь 2006 г. приняты решения от 10.07.2007 N 4472, 4488, 4491, 4492, 4493, 4494, 4495, 4496, 4497, 4498, 4500, 4501, 4502, 4503, 4504, 4505, 4506, 4507, 4508, 4509, 4510, 4511, 4512, 4513, 4514, 18181, 4515, 18182, 18183, 18185, 18186, 18187, 18188, 18189, по которым обществу доначислен налог на игорный бизнес по игровым столам и игровым автоматам в сумме 6 993 000 руб. и суммы штрафов.
В ходе проверки указанных налоговых деклараций налоговым органом сделан вывод о неполной уплате обществом налога на игорный бизнес за проверяемые периоды в связи с неправильным исчислением в результате необоснованного применения ставки в размере 1500 руб. за один игровой автомат, 40 000 руб. за один игровой стол. По мнению налогового органа, налогоплательщик не имеет оснований для применения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), и соответственно в спорный налоговый период должен исчислить налог на игорный бизнес, исходя из ставки 7500 руб. за каждый игровой автомат и 125 000 за каждый игровой стол.
Считая решения инспекции о доначислении налога на игорный бизнес незаконными в части доначисления налога по игровым столам, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога на игорный бизнес по игровым столам, поскольку налог, подлежащий уплате по спорным объектам налогообложения, исчислен и уплачен налогоплательщиком в полном объеме по ставкам, действующим в налоговых периодах с января 2004 г. по октябрь 2006 г., правомерности применения обществом ставки налога по игровым столам, установленной на момент государственной регистрации, согласно представленным уточненным декларациям, а также исходя из наличия факта излишней уплаты налога по игровым столам и оснований для возврата излишне уплаченного налога.
Согласно Закону Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-з "О налоге на игорный бизнес" ставка налога на территории Республики Башкортостан за каждый игровой автомат составляла 1500 руб. и 40 000 руб. за каждый игровой стол.
Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О налоге на игорный бизнес" ставка налога на территории Республики Башкортостан за каждый игровой автомат установлена в размере 7500 руб. и 125 000 руб. за каждый игровой стол.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.10.2002 и, как установлено судами, относится к субъектам малого предпринимательства.
На момент государственной регистрации общества действовала ставка 1500 руб. за каждый игровой автомат и 40 000 руб. за каждый игровой стол.
Ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, в связи чем, у налогоплательщика сохраняется право воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и право уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент регистрации.
Указанные обстоятельства являются основанием для признания недействительными оспариваемых решений налогового органа.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Согласно п. 7 названной статьи возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено данным Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлен факт наличия у общества переплаты по налогу на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп., а также то, что налогоплательщиком соблюден порядок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога. Доказательств, свидетельствующих о наличии задолженности у общества по налогам перед бюджетом, проведении налоговым органом зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам инспекцией не представлено и таковых материалы дела не содержат.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в возврате указанной суммы налога на игорный бизнес, и соответственно правомерно возвратили налогоплательщику излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 4 660 394 руб. 56 коп.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-13474/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)