Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2003 N А56-33954/02

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 апреля 2003 года Дело N А56-33954/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Почечуева И.П., Хохлова Д.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 29.08.02), от акционерного общества открытого типа "Торгбыттранс" Овчинниковой Г.К. (доверенность от 10.01.03), рассмотрев 22.04.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.02 по делу N А56-33954/02 (судья Никитушева М.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество открытого типа "Торгбыттранс" (далее - АООТ "Торгбыттранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 10.10.2000 N 46 об уплате земельного налога за 2000 год. Кроме того, заявитель просил обязать налоговую инспекцию вернуть ему из бюджета 432695,27 руб. излишне уплаченного земельного налога.
Решением от 25.12.02 заявление АООТ "Торгбыттранс" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 25.12.02, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель АООТ "Торгбыттранс" просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
АООТ "Торгбыттранс" уплатило земельный налог за 2000 год по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", с применением предусмотренных федеральными законами о бюджетах Российской Федерации на 1999 и 2000 годы повышающих коэффициентов "2" и "1,2". Полагая, что при исчислении земельного налога за 2000 год к ставке земельного налога ошибочно применен коэффициент "2", установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", АООТ "Торгбыттранс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.08.02 о возврате 432695,27 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, представив уточненную налоговую декларацию. Расчет налога в этой декларации произведен заявителем исходя из ставки 7,615 руб. за один квадратный метр земли в год с применением повышающего коэффициента "1,2", предусмотренного статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Заявление АООТ "Торгбыттранс" о возврате излишне уплаченного налога оставлено налоговым органом без удовлетворения, а по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации доначислено 432695,27 руб. земельного налога за 2000 год и направлено требование от 10.10.02 N 46 об уплате недоимки.
Кассационная инстанция считает, что решение суда от 25.12.02 о признании недействительным указанного требования и о понуждении налогового органа к возврату излишне уплаченного налога является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом. Следовательно, установление ставок земельного налога в Санкт-Петербурге относится к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Как следует из статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю", размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Установленные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" дифференцированные ставки земельного налога являются стабильными платежами. Индексирующие коэффициенты, ежегодно определяемые федеральными законами о бюджете Российской Федерации, не влияют на ставку земельного налога, а Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, которым принят названный выше закон, ставки земельного налога в установленном порядке не изменило. Поэтому АООТ "Торгбыттранс" правомерно заявило налоговой инспекции требование о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, применив к ставке (7,615 руб. за один квадратный метр земли в год) повышающий коэффициент "1,2", предусмотренный статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Доводы налоговой инспекции о необходимости применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы, противоречат содержанию приведенных выше норм и смыслу бюджетных законов, регламентирующих условия формирования бюджетов на определенный финансовый год. Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, а следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм.
Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет ставку земельного налога.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.02 по делу N А56-33954/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
ХОХЛОВ Д.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)