Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2004 N А56-50848/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 июля 2004 года Дело N А56-50848/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" Безбородова И.А. (доверенность от 16.02.2004 N 6), рассмотрев 26.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2004 по делу N А56-50848/03,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - УФПС, управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 04.09.2003 N 05-08/8040 об отказе в возврате из бюджета 25101 руб. 93 коп. излишне уплаченного налога на землю за 2000 - 2002 годы и за 1-е полугодие 2003 года филиалу УФПС - Лужскому районному узлу почтовой связи и обязании возвратить названную сумму налога.
Решением суда от 31.03.2004 заявленные УФПС требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, считая неправильным вывод суда о праве заявителя на льготу по земельному налогу, просит отменить решение от 31.03.2004 и принять новое. Налоговая инспекция считает, что при наличии оснований для использования льготы по земельному налогу УФПС необходимо было представить уточненную налоговую декларацию по названному налогу. Оспариваемое письмо, по мнению подателя жалобы, вынесено в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" государственные предприятия связи освобождаются от уплаты земельного налога только в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 2 Областного закона от 17.03.98 N 2-ОЗ "О государственной поддержке организаций федеральной почтовой связи, расположенных на территории Ленинградской области" названные организации освобождены от уплаты налога на земли, занятые жилищным фондом и объектами социальной инфраструктуры (отделениями и узлами связи), находящимися на балансе этих организаций в части, зачисляемой в областной бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, считая, что при его вынесении судом не нарушены нормы материального и процессуального права.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, управление в период с 2000 по 1-е полугодие 2003 года уплачивало налог на землю за земельные участки, занимаемые объектами почтовой связи. Не считая себя плательщиком земельного налога, 24.07.2003 оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 12 (л.д. 92) о возврате из бюджета 25101 руб. 93 коп. излишне уплаченного земельного налога за указанный период филиалу УФПС - Лужскому районному узлу почтовой связи.
Налоговая инспекция письмом от 04.09.2003 N 05-08/8040 (л.д. 93) отказала заявителю в возврате налога на землю, указав на отсутствие у него льготы по земельному налогу, поскольку Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты названного налога не предусмотрено.
Управление не согласилось с таким решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, правомерно основывался на следующем.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" к предприятиям, учреждениям и организациям связи (далее - предприятия связи) отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности. При этом государственным предприятием связи признается предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области является федеральным государственным унитарным предприятием связи, а следовательно, на основании пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобождается от уплаты земельного налога, в том числе и в части деятельности его структурного подразделения - Лужского районного узла почтовой связи.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Таким образом, уплаченный управлением почтовой связи земельный налог является излишне уплаченным и подлежит возврату.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Кроме того, согласно статье 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащих уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Налоговая инспекция не ссылается, а судом не установлено наличие у управления недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, а уточненная налоговая декларация представлена налогоплательщиком в налоговый орган 10.02.2004.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2004 по делу N А56-50848/03/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)