Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2003 N А44-1591/02-С9

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 11 марта 2003 года Дело N А44-1591/02-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Новгородской области Ваниной О.Г. (доверенность от 28.02.2003 N 21-03/691) и Вихровой Т.Ю. (доверенность от 28.02.2003 N 21-03/691), рассмотрев 03.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сори" на решение от 03.09.2002 (судья Куропова Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2002 (судьи Духнов В.П., Анисимова З.С., Ларина И.Г.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1591/02-С9,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Сори" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция) в возврате из бюджета 294099 руб. 90 коп. лесных податей и 15315 руб. земельного налога и об обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета указанные суммы.
По мнению заявителя, Общество, являющееся субъектом малого предпринимательства и применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно которой уплата совокупности установленных законом налогов и сборов заменяется уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности, уже уплатило налог за пользование лесным фондом, купив патент, а следовательно, не должно вносить платежи за пользование лесным фондом - лесные подати и земельный налог.
Определением суда от 08.08.2002 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Демянский лесхоз.
Решением арбитражного суда от 03.09.2002 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая на нарушение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению заявителя, согласно требованиям Закона Российской Федерации от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" платежи за пользование лесным фондом, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом являются налоговыми платежами. Поэтому вывод суда о том, что арендная плата за пользование лесным фондом не относится к налоговым платежам, противоречит требованиям части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 23.11.99 Общество заключило с Демянским лесхозом Новгородского управления лесами договор аренды участков лесного фонда сроком на 4 года, в соответствии с которым лесхоз выписывал лесорубочные билеты и извещения на перечисление лесных податей, земельного налога и арендной платы.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.03.2002 N 55 о возврате как ошибочно перечисленных 294099 руб. 90 коп. лесных податей и 15315 руб. 04 коп. земельного налога.
Налоговая инспекция письмом от 10.07.2002 N 2.6-15/1530 сообщила, что лесные подати уплачены правильно, так как положения пункта 6 раздела 2 Инструкции N 25 от 19.04.94 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" не подлежат применению к субъектам малого предпринимательства.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал на то, что за пользование лесом Общество уплачивало не лесные подати и земельный налог, а арендную плату на основании договора. Арендные платежи перечислялись в соответствующие бюджеты в размере, установленном этим договором. Несмотря на то что в счета-фактурах и платежных поручениях часть арендных платежей поименована как лесные подати и земельный налог, Общество не перечисляло никаких сумм сверх предусмотренных договором аренды платежей.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам, а подпунктом "б" пункта 1 статьи 20 лесной доход - к региональным налогам.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, названные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, данные платежи носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьям 79, 80, 103 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации лесопользование в Российской Федерации является платным.
В соответствии со своими конституционными полномочиями Правительство Российской Федерации может предусматривать в нормативных правовых актах обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему соответствующим федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 283-О).
Таким образом, Правительство Российской Федерации устанавливает размер сбора за право пользования лесным фондом в виде минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, на основе которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются ставки лесных податей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1199 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" указанные минимальные ставки включают в себя налог на земли лесного фонда (пункт 2 Общих указаний), который согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" составляет 5 процентов их величины.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей за все виды лесопользования, включая заготовку древесины при краткосрочном пользовании участками лесного фонда независимо от того, осуществляется ли лесопользование с изъятием лесных ресурсов или без такового.
При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов, в протоколе которых указываются размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения. Эти данные указываются и в лесорубочном билете в соответствии с требованиями статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 68 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.98 N 551.
Пунктом 21 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог исчисляется с суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Согласно статье 53 названного кодекса федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы, которые уполномочены заключать договоры аренды участков лесного фонда.
В силу статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
Ежегодный размер арендной платы - это сумма платежей за весь расчетный годовой объем ликвидной древесины, возможной к отпуску на корню для заготовки в порядке рубок главного пользования. Годовой размер арендной платы исчисляется по каждой древесной породе, представленной в расчетном объеме ликвидной древесины. Сумма арендной платы не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
Сумма арендной платы состоит из сумм лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам, налога на земли лесного фонда, а также сумм превышения лесных податей сверх минимальных ставок. Расчет суммы арендной платы по конкретному арендатору участка лесного фонда с указанием сроков уплаты производится органом управления лесным хозяйством и оформляется обеими сторонами в виде протокола (соглашения, уточненного расчета и т.п.) к договору аренды лесов.
Обязанность истца вносить арендные платежи за лесопользование установлена договорами на аренду участков лесного фонда, заключенными между государственным органом управления лесным хозяйством - Демянским лесхозом и Обществом.
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и согласно пункту 26 Положения об аренде при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
На основании изложенного можно сделать вывод, что отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде. Указанными правилами определяется минимальный размер арендной платы. В части же, его превышающей, размер арендной платы согласовывается сторонами.
Истец в жалобе и иске указывает на то, что в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.99 N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" арендная плата за пользование лесным фондом является платежом за пользование природными ресурсами и включена в состав налоговых доходов.
Вместе с тем в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ) доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году наряду с другими источниками, формируются также за счет доходов от использования лесного фонда - в размере 100% доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством.
В статье 17 Закона N 194-ФЗ определен состав этих доходов. Зачисление в федеральный бюджет доходов от использования лесного фонда осуществляется за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда.
В приложении 4 к Закону N 194-ФЗ приведен перечень доходов федерального бюджета в 2002 году. Доходы от использования лесного фонда отнесены к неналоговым доходам, им присвоен код 2020000 бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно статье 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2001 N 14-О указано, что "платежи за пользование природными ресурсами, находящимися в государственной собственности" являются по своей правовой природе не налогом, а сбором. Плательщики же и порядок определения этих платежей устанавливаются соответствующим отраслевым законодательством.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательством предусмотрены два вида обязательных платежей за предоставление государством разрешения (лицензии) на пользование лесным фондом, правовое регулирование и способы внесения которых в соответствующие бюджеты различны.
При этом до введения в действие главы "Лесной налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации истец обязан уплачивать арендную плату, при этом Демянскому лесхозу как специально уполномоченному государственному органу предоставлено право применять соответствующие меры к пользователям, нарушающим порядок внесения в соответствующие бюджеты и непосредственно лесхозу арендной платы за пользование участками лесного фонда, полученными в аренду от государства в порядке статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2002 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1591/02-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сори" - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ШЕВЧЕНКО А.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)