Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 мая 2006 г. Дело N А41-К2-26253/05
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С.. протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседаний дело по иску ОАО "Красная лента" к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании решения недействительным, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
ОАО "Красная лента" обратилось в Арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Ногинску (с учетом уточнения) о признании недействительным отказа ИФНС РФ по г. Ногинску N 254 от 05.09.05 о возврате (зачете) переплаты, обязании возвратить из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002, 2003, 2004 гг. в размере 4143863 руб.
Истец иск поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
11.08.2005 заявителем в ИФНС России по г. Ногинску были поданы уточненные декларации по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.
ИФНС России по г. Ногинску заявителю отказано в возврате переплаты - отказ N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты.
Отказ ИФНС России по г. Ногинску N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты является незаконными по следующим основаниям: решения совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29, устанавливающие ставки земельного налога на 2002, 2003 и 2004 годы, указанные в первоначальных декларациях по земельному налогу, частично противоречат федеральному законодательству; указанные в уточненных декларациях по земельному налогу ставки земельного налога определены в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, суммы земельного налога определены верно; у заявителя имеется переплата по земельному налогу за период с 2002 по 2004 годы.
Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 "Об утверждении на 2002 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 10,36.
Решением Совета депутатов Ногинского района М.О. N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 18,65.
Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 "Об утверждении на 2004 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 20,52.
Указанные ставки земельного налога были рассчитаны следующим образом:
- - на 2002 год: 1,8 x 1,44 x 2,5 x 1,6 = 10,36;
- - на 2003 год: 1,8 x 2,59 x 2,5 x 1,6 = 18,65;
- - на 2004 год: 1,8 x 2,85 x 2,5 x 1,6 = 20,52,
где: 1,8 - средняя ставка земельного налога, установленная ст. 8 и таблицей 1 Приложения N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", для поселений, расположенных в Центральном экономическом районе, численностью населения не более 250 тыс. чел.; 1,44; 2,59; 2,85 - коэффициенты индексации, рассчитываемые в соответствии с действующим законодательством, соответственно для 2002, 2003 и 2004 годов (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается); - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО"; 1,5 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный ст. 9 и Приложением N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решения Совета депутатов Ногинского района, утверждающие ставки земельного налога в Ногинском районе, не могут противоречить Закону РФ "О плате за землю".
Таблицей 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Данные коэффициенты подлежат применению только для тех земельных участков, которые расположены в курортных зонах. Ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
Город Ногинск не отнесен в установленном законодательством порядке к курортным зонам.
Таким образом, коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО "О плате за землю в МО", не подлежит применению по отношению к земельным участкам заявителя в городе Ногинске.
Следовательно, решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежат применению в части коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - 2,5.
Данный вывод заявителя полностью соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу, что подтверждает постановление ФАС Московского округа от 16.02.2005 N КА-А41/475-05, постановление ФАС МО от 12.01.2005 N КА-А41/12416-04, постановление ФАС Московского округа от 24.08.2004 N КА-А41/7165-04, постановление ФАС Московского округа от 26.03.2004 N КА-А41/1529-04, постановление ФАС Московского округа от 11.03.2004 N АК-А41/1206-04, постановление ФАС Московского округа от 15.12.2003 N КА-А41/10004-03.
Более того, постановление ФАС МО от 16.02.2005 N КА-А41/475-05 непосредственно касается Ногинского района, а в постановлении ФАС МО от 12.01.2005 N КА-А41/12416-04 указано, что к землям в городе Ногинск не применяются коэффициенты для курортных зон.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в случае противоречия между Законом МО "О плате за землю в МО" и Законом РФ "О плате за землю" применению подлежит Закон РФ "О плате за землю".
Ст. 9 Закона МО "О плате за землю МО" средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", и статьей 2 настоящего Закона, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения (приложение N 7). Таблицей 3 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые подлежат применению только в отношении земельных участков, расположенных в столицах республик в составе РФ краевых и областных центров. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена дифференциация ставок земельного налога в зависимости от местоположения городов и поселков, следовательно, ст. 9 Закона МО "О плате за землю в МО" и приложение N 7 противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Следовательно, решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежат применению в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.
Поскольку решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2 от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/20 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю" в части применения к городу Ногинску указанных коэффициентов 2,5 и 1,6, то при заполнении деклараций по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы соответствующие решения совета депутатов Ногинского района в данной части заявителем не должны были применяться.
В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Поскольку Закон РФ "О плате за землю" имеет большую юридическую силу, чем решения Совета депутатов Ногинского района, то в данном случае подлежит применению Закон РФ "О плате за землю".
Приложениями N 1 к решениям Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога, соответственно, на 2002, 2003 и 2004 годы установлены коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам в зависимости от номера планировочной зоны.
При этом ни решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, опубликованными в соответствии с действующим законодательством, не установлены границы этих планировочных зон. Таким образом, невозможно определить к каким планировочным зонам относятся земельные участки, принадлежащие заявителю.
Следовательно, ссылка налогового органа на то, что заявителем должны были быть применены коэффициенты градостроительной ценности, необоснованна.
Более того, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что органы местного самоуправления городов могут дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" указал, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ разъяснил свою правовую позицию по данному вопросу, указав, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствий с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земля анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При установлении решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам предварительно не была произведена экономическая оценка территории, а именно не проводился анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Таким образом, коэффициенты градостроительной ценности территорий г. Ногинска согласно планировочным зонам установлены советом депутатов фактически произвольно, что как указал Конституционный Суд РФ не допустимо.
Таким образом, применение коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам, установленных решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 неправомерно, поскольку данные коэффициенты установлены с нарушением федерального законодательства и Постановления Конституционного Суда РФ, а также невозможно определить в каких именно планировочных зонах расположены земельные участки заявителя.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Заявителем указанные в уточненных декларациях по земельному налогу ставки земельного налога были рассчитаны в соответствии с действующим законодательством следующим образом.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Город Ногинск Московской области расположен в Центральном экономическом районе; численность населения г. Ногинск составляет около 100 тыс. человек.
Таким образом, согласно таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога, на основании которой следует устанавливать ставку земельного налога в г. Ногинске составляет 1 руб. 80 коп. за кв. м.
В соответствии с действующим федеральным законодательством средние ставки земельного налога подлежат ежегодной индексации. Коэффициент индексации на 2002 г. и составляет 1,44, на 2003 год - 2,592, на 2004 год - 2,8512. Таким образом, ставки земельного налога составляют:
- - на 2002 год - 2,59 (1,8 x 1,44 = 2,592);
- - на 2003 год - 4,67 (1,8 x 2,592 = 4,6656);
- - на 2004 год - 5,13 (1,8 x 2,8512 = 5,13216).
Следовательно, суммы земельного налога составляют:
- - за 2002 год - 143399 рублей;
- - за 2003 год - 258564 рублей;
- - за 2004 год - 284033 рублей.
Исходя из вышеизложенного, заявителем в уточненных декларациях по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы были применены правильные ставки земельного налога, рассчитанные в соответствии с действующим законодательством.
У заявителя имеется переплата по земельному налогу за период с 2002 по 2004 годы. Так, заявителем были уплачены следующие суммы земельного налога:
- за 2002 год - 1048436 руб.
- за 2003 год - 1984610 руб.
- за 2004 год - 2183083 руб.
Таким образом, у заявителя имеется переплата по земельному налогу в общем размере: 4530133 рублей, из которых 138213 руб. в федеральный бюджет, 2166010 руб. в бюджет Московской области, 2225910 руб. в бюджет Ногинского района.
Расчет излишне уплаченного земельного налога:
За 2002 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 1048436 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежное поручение N 113 от 20.02.2002, платежные ордера N 219 от 25.04.2002, N 219 от 26.04.2002, N 280 от 30.05.2002, N 280 от 31.05.2002, N 280 от 03.06.2002, N 280 от 04.06.2002, N 280 от 05.06.2002, N 280 от 06.06.2002, платежное поручение N 413 от 30.04.2002, платежные ордера N 488 от 19.08.2002, N 488 от 20.08.2002, N 579 от 20.09.2002, N 579 от 23.09.2002, N 579 от 24.09.2002, платежное поручение N 644 от 30.07.2002, платежные ордера N 718 от 13.11.2002, N 718 от 15.11.2002, N 718 от 18.11.2002, N 718 от 19.11.2002, N 718 от 20.11.2002, N 792 от 28.11.2002, N 792 от 29.11.2002, N 792 от 02.12.2002, N 819 от 25.12.2002, N 819 от 26.12.2002, N 819 от 27.12.2002. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2002 год земельный налог за 2002 год составил 143399 рублей.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2002 год составляет 905037 рублей (1048436 - 143399 = 905037). За 2003 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 1984607 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежные ордера N 121 от 04.04.2003, N 184 от 22.04.2003, N 184 от 23.04.2003, N 261 от 26.05.2003, N 261 от 27.05.2003, N 261 от 28.05.2003, N 205 от 17.06.2003, N 305 от 18.06.2003, N 419 от 18.07.2003, N 419 от 21.07.2003, N 430 от 23.07.2003, N 430 от 23.07.2003, N 430 от 24.07.2003, N 430 от 25.07.2003, N 430 от 28.07.2003, платежным поручением N 483 от 02.07.2003, платежным ордером N 652 от 10.09.2003, платежным поручением N 663 от 11.09.2003, платежным ордером N 652 от 11.09.2003, платежным поручением N 668 от 12.09.2003, платежным ордером N 652 от 12.09.2003, платежным поручением N 682 от 15.09.2003, платежными ордерами N 718 от 20.10.2003, N 718 от 21.10.2003, N 718 от 22.10.2003, N 718 от 23.10.2003, N 718 от 24.10.2003, N 719 от 11.11.2003, N 719 от 12.11.2003, N 793 от 25.12.2003, N 793 от 26.12.2003, N 793 от 29.12.2003, N 793 от 30.12.2003. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год земельный налог за 2003 год составил 258564 рубля.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2003 год составляет 1726043 рубля (1984607 - 258564 = 1726043). За 2004 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 2183083 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежные ордера N 104 от 24.03.2004, N 104 от 25.03.2004, N 104 от 26.03.2004, N 4 от 29.03.2004, N 104 от 30.03.2004, N 104 от 31.03.2004, N 104 от 01.04.2004, N 54 от 30.01.2004, N 124 от 06.05.2004, N 124 от 07.05.2004, N 124 от 12.05.2004, N 124 от 13.05.2004, N 124 от 14.05.2004, N 124 от 17.05.2004, N 124 от 18.05.2004, N 195 от 09.07.2004, N 195 от 12.07.2004, N 195 от 13.07.2004, N 195 от 14.07.2004, N 195 от 16.07.2004, N 195 от 19.07.2004, N 195 от 20.07.2004, N 195 от 21.07.2004, N 195 от 22.07.2004, N 195 от 23.07.2004, N 254 от 23.08.2004, N 254 от 24.08.2004, N 254 от 25.08.2004, N 254 от 26.08.2004, N 421 от 14.09.2004, N 421 от 15.09.2004, N 421 от 16.09.2004, N 421 от 17.09.2004, N 421 от 20.09.2004, N 468 от 06.10.2004, N 468 от 07.10.2004, N 468 от 08.10.2004, N 468 от 11.10.2004, N 479 от 03.11.2004, N 479 от 04.11.2004, N 479 от 05.11.2004, N 479 от 09.11.2004, N 479 от 10.11.2004, N 488 от 10.11.2004, N 488 от 11.11.2004, N 488 от 12.11.2004, N 488 от 15.11.2004, N 488 от 17.11.2004, N 488 от 18.11.2004, N 488 от 19.11.2004, N 556 от 25.11.2004, N 556 от 26.11.2004, N 556 от 29.11.2004, N 556 от 30.11.2004, N 556 от 02.12.2004, N 556 от 03.12.2004, N 556 от 06.12.2004, N 556 от 07.12.2004, N 556 от 08.12.2004, N 556 от 09.12.2004, N 561 от 14.12.2004, N 561 от 15.12.2004. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2004 год земельный налог за 2004 год составил 284033 рубля.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2004 год составляет 1899050 рублей (2183083 - 284033 = 1899050).
Итого общая переплата по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы составляет 4530130 рублей (905037 + 1726043 + 1899050 = 4530130).
В соответствии со ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заявление о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога было подано заявителем в ИФНС России по г. Ногинску 11.08.2005.
Таким образом, принятие ИФНС России по г. Ногинску отказа N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты является незаконным.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным отказ ИФНС РФ по г. Ногинску за N 254 от 05.09.05 о возврате (зачете) переплаты налога.
Обязать ИФНС РФ по г. Ногинску возвратить ОАО "Красная лента" из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002, 2003, 2004 гг. в размере 4143863 руб.
Выдать истцу справку на возврат госпошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.05.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-26253/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. Дело N А41-К2-26253/05
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С.. протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседаний дело по иску ОАО "Красная лента" к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании решения недействительным, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Красная лента" обратилось в Арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Ногинску (с учетом уточнения) о признании недействительным отказа ИФНС РФ по г. Ногинску N 254 от 05.09.05 о возврате (зачете) переплаты, обязании возвратить из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002, 2003, 2004 гг. в размере 4143863 руб.
Истец иск поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
11.08.2005 заявителем в ИФНС России по г. Ногинску были поданы уточненные декларации по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.
ИФНС России по г. Ногинску заявителю отказано в возврате переплаты - отказ N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты.
Отказ ИФНС России по г. Ногинску N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты является незаконными по следующим основаниям: решения совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29, устанавливающие ставки земельного налога на 2002, 2003 и 2004 годы, указанные в первоначальных декларациях по земельному налогу, частично противоречат федеральному законодательству; указанные в уточненных декларациях по земельному налогу ставки земельного налога определены в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, суммы земельного налога определены верно; у заявителя имеется переплата по земельному налогу за период с 2002 по 2004 годы.
Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 "Об утверждении на 2002 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 10,36.
Решением Совета депутатов Ногинского района М.О. N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 18,65.
Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 "Об утверждении на 2004 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 20,52.
Указанные ставки земельного налога были рассчитаны следующим образом:
- - на 2002 год: 1,8 x 1,44 x 2,5 x 1,6 = 10,36;
- - на 2003 год: 1,8 x 2,59 x 2,5 x 1,6 = 18,65;
- - на 2004 год: 1,8 x 2,85 x 2,5 x 1,6 = 20,52,
где: 1,8 - средняя ставка земельного налога, установленная ст. 8 и таблицей 1 Приложения N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", для поселений, расположенных в Центральном экономическом районе, численностью населения не более 250 тыс. чел.; 1,44; 2,59; 2,85 - коэффициенты индексации, рассчитываемые в соответствии с действующим законодательством, соответственно для 2002, 2003 и 2004 годов (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается); - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО"; 1,5 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный ст. 9 и Приложением N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решения Совета депутатов Ногинского района, утверждающие ставки земельного налога в Ногинском районе, не могут противоречить Закону РФ "О плате за землю".
Таблицей 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Данные коэффициенты подлежат применению только для тех земельных участков, которые расположены в курортных зонах. Ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
Город Ногинск не отнесен в установленном законодательством порядке к курортным зонам.
Таким образом, коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО "О плате за землю в МО", не подлежит применению по отношению к земельным участкам заявителя в городе Ногинске.
Следовательно, решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежат применению в части коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - 2,5.
Данный вывод заявителя полностью соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу, что подтверждает постановление ФАС Московского округа от 16.02.2005 N КА-А41/475-05, постановление ФАС МО от 12.01.2005 N КА-А41/12416-04, постановление ФАС Московского округа от 24.08.2004 N КА-А41/7165-04, постановление ФАС Московского округа от 26.03.2004 N КА-А41/1529-04, постановление ФАС Московского округа от 11.03.2004 N АК-А41/1206-04, постановление ФАС Московского округа от 15.12.2003 N КА-А41/10004-03.
Более того, постановление ФАС МО от 16.02.2005 N КА-А41/475-05 непосредственно касается Ногинского района, а в постановлении ФАС МО от 12.01.2005 N КА-А41/12416-04 указано, что к землям в городе Ногинск не применяются коэффициенты для курортных зон.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в случае противоречия между Законом МО "О плате за землю в МО" и Законом РФ "О плате за землю" применению подлежит Закон РФ "О плате за землю".
Ст. 9 Закона МО "О плате за землю МО" средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", и статьей 2 настоящего Закона, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения (приложение N 7). Таблицей 3 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые подлежат применению только в отношении земельных участков, расположенных в столицах республик в составе РФ краевых и областных центров. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена дифференциация ставок земельного налога в зависимости от местоположения городов и поселков, следовательно, ст. 9 Закона МО "О плате за землю в МО" и приложение N 7 противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Следовательно, решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежат применению в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.
Поскольку решения Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2 от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/20 об утверждении ставок земельного налога соответственно на 2002, 2003 и 2004 годы противоречат Закону РФ "О плате за землю" в части применения к городу Ногинску указанных коэффициентов 2,5 и 1,6, то при заполнении деклараций по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы соответствующие решения совета депутатов Ногинского района в данной части заявителем не должны были применяться.
В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Поскольку Закон РФ "О плате за землю" имеет большую юридическую силу, чем решения Совета депутатов Ногинского района, то в данном случае подлежит применению Закон РФ "О плате за землю".
Приложениями N 1 к решениям Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 об утверждении ставок земельного налога, соответственно, на 2002, 2003 и 2004 годы установлены коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам в зависимости от номера планировочной зоны.
При этом ни решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, опубликованными в соответствии с действующим законодательством, не установлены границы этих планировочных зон. Таким образом, невозможно определить к каким планировочным зонам относятся земельные участки, принадлежащие заявителю.
Следовательно, ссылка налогового органа на то, что заявителем должны были быть применены коэффициенты градостроительной ценности, необоснованна.
Более того, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что органы местного самоуправления городов могут дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" указал, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ разъяснил свою правовую позицию по данному вопросу, указав, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствий с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земля анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При установлении решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам предварительно не была произведена экономическая оценка территории, а именно не проводился анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Таким образом, коэффициенты градостроительной ценности территорий г. Ногинска согласно планировочным зонам установлены советом депутатов фактически произвольно, что как указал Конституционный Суд РФ не допустимо.
Таким образом, применение коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам, установленных решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2, от 27.12.2002 N 85/14, от 28.12.2003 N 168/29 неправомерно, поскольку данные коэффициенты установлены с нарушением федерального законодательства и Постановления Конституционного Суда РФ, а также невозможно определить в каких именно планировочных зонах расположены земельные участки заявителя.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Заявителем указанные в уточненных декларациях по земельному налогу ставки земельного налога были рассчитаны в соответствии с действующим законодательством следующим образом.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Город Ногинск Московской области расположен в Центральном экономическом районе; численность населения г. Ногинск составляет около 100 тыс. человек.
Таким образом, согласно таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога, на основании которой следует устанавливать ставку земельного налога в г. Ногинске составляет 1 руб. 80 коп. за кв. м.
В соответствии с действующим федеральным законодательством средние ставки земельного налога подлежат ежегодной индексации. Коэффициент индексации на 2002 г. и составляет 1,44, на 2003 год - 2,592, на 2004 год - 2,8512. Таким образом, ставки земельного налога составляют:
- - на 2002 год - 2,59 (1,8 x 1,44 = 2,592);
- - на 2003 год - 4,67 (1,8 x 2,592 = 4,6656);
- - на 2004 год - 5,13 (1,8 x 2,8512 = 5,13216).
Следовательно, суммы земельного налога составляют:
- - за 2002 год - 143399 рублей;
- - за 2003 год - 258564 рублей;
- - за 2004 год - 284033 рублей.
Исходя из вышеизложенного, заявителем в уточненных декларациях по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы были применены правильные ставки земельного налога, рассчитанные в соответствии с действующим законодательством.
У заявителя имеется переплата по земельному налогу за период с 2002 по 2004 годы. Так, заявителем были уплачены следующие суммы земельного налога:
- за 2002 год - 1048436 руб.
- за 2003 год - 1984610 руб.
- за 2004 год - 2183083 руб.
Таким образом, у заявителя имеется переплата по земельному налогу в общем размере: 4530133 рублей, из которых 138213 руб. в федеральный бюджет, 2166010 руб. в бюджет Московской области, 2225910 руб. в бюджет Ногинского района.
Расчет излишне уплаченного земельного налога:
За 2002 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 1048436 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежное поручение N 113 от 20.02.2002, платежные ордера N 219 от 25.04.2002, N 219 от 26.04.2002, N 280 от 30.05.2002, N 280 от 31.05.2002, N 280 от 03.06.2002, N 280 от 04.06.2002, N 280 от 05.06.2002, N 280 от 06.06.2002, платежное поручение N 413 от 30.04.2002, платежные ордера N 488 от 19.08.2002, N 488 от 20.08.2002, N 579 от 20.09.2002, N 579 от 23.09.2002, N 579 от 24.09.2002, платежное поручение N 644 от 30.07.2002, платежные ордера N 718 от 13.11.2002, N 718 от 15.11.2002, N 718 от 18.11.2002, N 718 от 19.11.2002, N 718 от 20.11.2002, N 792 от 28.11.2002, N 792 от 29.11.2002, N 792 от 02.12.2002, N 819 от 25.12.2002, N 819 от 26.12.2002, N 819 от 27.12.2002. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2002 год земельный налог за 2002 год составил 143399 рублей.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2002 год составляет 905037 рублей (1048436 - 143399 = 905037). За 2003 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 1984607 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежные ордера N 121 от 04.04.2003, N 184 от 22.04.2003, N 184 от 23.04.2003, N 261 от 26.05.2003, N 261 от 27.05.2003, N 261 от 28.05.2003, N 205 от 17.06.2003, N 305 от 18.06.2003, N 419 от 18.07.2003, N 419 от 21.07.2003, N 430 от 23.07.2003, N 430 от 23.07.2003, N 430 от 24.07.2003, N 430 от 25.07.2003, N 430 от 28.07.2003, платежным поручением N 483 от 02.07.2003, платежным ордером N 652 от 10.09.2003, платежным поручением N 663 от 11.09.2003, платежным ордером N 652 от 11.09.2003, платежным поручением N 668 от 12.09.2003, платежным ордером N 652 от 12.09.2003, платежным поручением N 682 от 15.09.2003, платежными ордерами N 718 от 20.10.2003, N 718 от 21.10.2003, N 718 от 22.10.2003, N 718 от 23.10.2003, N 718 от 24.10.2003, N 719 от 11.11.2003, N 719 от 12.11.2003, N 793 от 25.12.2003, N 793 от 26.12.2003, N 793 от 29.12.2003, N 793 от 30.12.2003. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год земельный налог за 2003 год составил 258564 рубля.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2003 год составляет 1726043 рубля (1984607 - 258564 = 1726043). За 2004 год заявителем был уплачен земельный налог в размере 2183083 рублей, что подтверждается следующими платежными документами: платежные ордера N 104 от 24.03.2004, N 104 от 25.03.2004, N 104 от 26.03.2004, N 4 от 29.03.2004, N 104 от 30.03.2004, N 104 от 31.03.2004, N 104 от 01.04.2004, N 54 от 30.01.2004, N 124 от 06.05.2004, N 124 от 07.05.2004, N 124 от 12.05.2004, N 124 от 13.05.2004, N 124 от 14.05.2004, N 124 от 17.05.2004, N 124 от 18.05.2004, N 195 от 09.07.2004, N 195 от 12.07.2004, N 195 от 13.07.2004, N 195 от 14.07.2004, N 195 от 16.07.2004, N 195 от 19.07.2004, N 195 от 20.07.2004, N 195 от 21.07.2004, N 195 от 22.07.2004, N 195 от 23.07.2004, N 254 от 23.08.2004, N 254 от 24.08.2004, N 254 от 25.08.2004, N 254 от 26.08.2004, N 421 от 14.09.2004, N 421 от 15.09.2004, N 421 от 16.09.2004, N 421 от 17.09.2004, N 421 от 20.09.2004, N 468 от 06.10.2004, N 468 от 07.10.2004, N 468 от 08.10.2004, N 468 от 11.10.2004, N 479 от 03.11.2004, N 479 от 04.11.2004, N 479 от 05.11.2004, N 479 от 09.11.2004, N 479 от 10.11.2004, N 488 от 10.11.2004, N 488 от 11.11.2004, N 488 от 12.11.2004, N 488 от 15.11.2004, N 488 от 17.11.2004, N 488 от 18.11.2004, N 488 от 19.11.2004, N 556 от 25.11.2004, N 556 от 26.11.2004, N 556 от 29.11.2004, N 556 от 30.11.2004, N 556 от 02.12.2004, N 556 от 03.12.2004, N 556 от 06.12.2004, N 556 от 07.12.2004, N 556 от 08.12.2004, N 556 от 09.12.2004, N 561 от 14.12.2004, N 561 от 15.12.2004. Согласно уточненной декларации по земельному налогу за 2004 год земельный налог за 2004 год составил 284033 рубля.
Таким образом, переплата по земельному налогу за 2004 год составляет 1899050 рублей (2183083 - 284033 = 1899050).
Итого общая переплата по земельному налогу за 2002, 2003 и 2004 годы составляет 4530130 рублей (905037 + 1726043 + 1899050 = 4530130).
В соответствии со ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заявление о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога было подано заявителем в ИФНС России по г. Ногинску 11.08.2005.
Таким образом, принятие ИФНС России по г. Ногинску отказа N 254 от 05.09.2005 по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты является незаконным.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным отказ ИФНС РФ по г. Ногинску за N 254 от 05.09.05 о возврате (зачете) переплаты налога.
Обязать ИФНС РФ по г. Ногинску возвратить ОАО "Красная лента" из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002, 2003, 2004 гг. в размере 4143863 руб.
Выдать истцу справку на возврат госпошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)