Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 октября 2005 г. Дело N А19-1505/05-5-Ф02-5143/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Тыретский солерудник" - Дворового А.В. (доверенность N 29/05 от 11.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 4 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1505/05-5 (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Архипенко А.А., Белоножко Т.В.),
Федеральное государственное унитарное предприятие "Тыретский солерудник" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 6 декабря 2004 года N 02-41/4363 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Иркутской области, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 549166 рублей.
Решением суда от 4 апреля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в судебных актах, принятых по настоящему делу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению налогоплательщика, суд пришел к ошибочному выводу о правомерности применения налогоплательщиком при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку на момент представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации нормативы потерь не утверждены в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции предприятие возражает против ее удовлетворения, полагая, что судебные акты законны и обоснованны.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 72791 от 30.09.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов жалобы налоговой инспекции, ссылаясь на их необоснованность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителя предприятия и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 6 декабря 2004 года N 02-41/4363 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 549166 рублей за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 2745832 рублей. Данным решением налогоплательщику, помимо указанных сумм налога и налоговой санкции, предложено уплатить сумму пени в размере 348584 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании данного решения частично незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности за неуплату сумм налога на добычу полезных ископаемых за счет, по мнению налоговой инспекции, необоснованного применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Согласно пункту 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году (пункт 3 Правил).
Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Как следует из материалов дела, разработанный предприятием расчет нормативов эксплуатационных потерь на 2004 год согласован Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России, что подтверждается протоколом технического совещания по рассмотрению планов горных работ и нормативов потерь на 2004 год от 19.11.2003 N 17.
Нормативы на 2004 год в отношении предприятия в согласованных размерах утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.01.2005 N 15.
Таким образом, данным Приказом подтверждена правомерность применения предприятием налоговой ставки в размере 0 процентов при добыче полезных ископаемых в пределах установленных нормативов потерь.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам с учетом обстоятельств дела не может влиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты изменению или отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 4 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1505/05-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2005 N А19-1505/05-5-Ф02-5143/05-С1
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 октября 2005 г. Дело N А19-1505/05-5-Ф02-5143/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Тыретский солерудник" - Дворового А.В. (доверенность N 29/05 от 11.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 4 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1505/05-5 (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Архипенко А.А., Белоножко Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Тыретский солерудник" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 6 декабря 2004 года N 02-41/4363 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Иркутской области, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 549166 рублей.
Решением суда от 4 апреля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в судебных актах, принятых по настоящему делу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению налогоплательщика, суд пришел к ошибочному выводу о правомерности применения налогоплательщиком при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку на момент представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации нормативы потерь не утверждены в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции предприятие возражает против ее удовлетворения, полагая, что судебные акты законны и обоснованны.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 72791 от 30.09.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов жалобы налоговой инспекции, ссылаясь на их необоснованность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителя предприятия и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 6 декабря 2004 года N 02-41/4363 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 549166 рублей за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 2745832 рублей. Данным решением налогоплательщику, помимо указанных сумм налога и налоговой санкции, предложено уплатить сумму пени в размере 348584 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании данного решения частично незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности за неуплату сумм налога на добычу полезных ископаемых за счет, по мнению налоговой инспекции, необоснованного применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Согласно пункту 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году (пункт 3 Правил).
Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Как следует из материалов дела, разработанный предприятием расчет нормативов эксплуатационных потерь на 2004 год согласован Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России, что подтверждается протоколом технического совещания по рассмотрению планов горных работ и нормативов потерь на 2004 год от 19.11.2003 N 17.
Нормативы на 2004 год в отношении предприятия в согласованных размерах утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.01.2005 N 15.
Таким образом, данным Приказом подтверждена правомерность применения предприятием налоговой ставки в размере 0 процентов при добыче полезных ископаемых в пределах установленных нормативов потерь.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам с учетом обстоятельств дела не может влиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты изменению или отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1505/05-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)