Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2012 ПО ДЕЛУ N А52-1323/2011

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2012 г. по делу N А52-1323/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Боглачевой Е.В. и Корабухиной Л.И., при участии: предпринимателя Маркова Аркадия Сергеевича (паспорт), его представителя Орлова Н.П. (доверенность от 29.02.2012 N 1), представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Петрищева А.В. (доверенность от 25.01.2012 N 71), рассмотрев 09.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Маркова Аркадия Сергеевича на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.09.2011 (судья Манясева Г.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А52-1323/2011,

установил:

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, Марков Аркадий Сергеевич обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 22.06.2010 N 16-06/154.
Решением суда первой инстанции заявленные предпринимателем Марковым А.С. требования удовлетворены частично; решение Инспекции признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в сумме 279 485 руб. 20 коп. (пункты 1.1 - 1.6 решения Инспекции), за неуплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2007 год и 2008 год - 193 425 руб. 80 коп. (пункты 1.7 - 1.8 решения Инспекции), за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН) за 2007 год и 2008 год - 27 520 руб. 40 коп. (пункты 1.9 - 1.14 решения Инспекции); к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неуплату ЕСН (налоговый агент) в сумме 20 923 руб. 20 коп. (пункты 1.15 - 1.18 решения Инспекции); в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок деклараций: по НДС за 3 - 4-й кварталы 2007 года и 1 - 4-й кварталы 2008 года в сумме 444 227 руб. 80 коп. (пункт 1.19 решения Инспекции), по НДФЛ за 2007 - 2008 годы - в сумме 15 138 руб. 70 коп. (пункт 1.20 решения Инспекции), по ЕСН (налоговый агент) - в сумме 8100 руб. 10 коп. (пункт 1.22 решения Инспекции), по ЕСН - в сумме 51 780 руб. 60 коп. (пункт 1.21 решения Инспекции), по пункту 1 статьи 126 НК РФ - в сумме 150 руб. (пункт 1.23 решения Инспекции); в части начисления пеней за неуплату в установленный срок: НДФЛ в сумме 1767 руб. 10 коп. (пункт 2.2 решения Инспекции), ЕСН - в сумме 1864 руб. 99 коп. (пункт 2.3 решения Инспекции), ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет (далее - ЕСН ФБ), - в сумме 215 руб. 76 коп. (пункт 2.3 решения Инспекции); в части предложения уплатить недоимку по НДФЛ за 2007 в сумме 7981 руб.; за 2008 год в сумме 26 269 руб. (пункт 3.1.2 решения Инспекции); ЕСН, зачисляемого в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ЕСН ТФОМС), за 2007 год в сумме 478 руб. (пункт 3.1.3), ЕСН, зачисляемого в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ЕСН ФФОМС), за 2007 год в сумме 53 руб., ЕСН ТФОМС за 2008 год в сумме 715 руб., ЕСН ФФОМС за 2008 год в сумме 79 руб., ЕСН ФБ в сумме 1640 руб. (пункт 3.1.3 решения Инспекции). В удовлетворении остальной части заявленных предпринимателем требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Марков А.С. просит отменить решение и постановление. Податель жалобы считает, что поскольку работы по установке и обслуживанию домофонов не поименованы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 ОК 002-93), то на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ и пункта 9 Положения о применении общероссийских классификаторов предприниматель был вправе самостоятельно определить, к какой группе услуг населению относятся данные работы. Предприниматель также указывает, что судом первой инстанции было проигнорировано его требование о полном пересчете акта проверки, поскольку имеется "умышленное занижение налогооблагаемой базы в части НДС в пользу Инспекции" и что в решении суда первой инстанции имеются арифметические ошибки.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции отклонил их, считая судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Маркова А.С., по результатам которой принято решение от 22.06.2010 N 16-06/154 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 122 и 126 НК РФ; названным решение предпринимателю Маркову А.С. также предложено уплатить НДС, НДФЛ, ЕСН, ЕСН (налоговый агент) и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 16.08.2010 N 08-08/4866, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя, решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Основанием для доначисления налогов и пеней, а также для привлечения к налоговой ответственности явилось неправомерное, по мнению Инспекции, применение предпринимателем в 2007 и 2008 годах системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) в отношении деятельности по оказанию услуг по установке и техническому обслуживанию домофонов. Налоговый орган полагает, что в данные налоговые периоды предприниматель Марков А.С. в отношении выручки от оказания услуг по установке и обслуживанию домофонов должен был применять общую систему налогообложения.
В представленных в Инспекцию декларациях по ЕНВД за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 предприниматель указал следующие виды деятельности: "Прочие услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения" - код ОКВЭД 29.24.9, "Производство строительных металлических конструкций и изделий" - код ОКВЭД 28.1, "Предоставление различных видов услуг" - код ОКВЭД 74.8.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Общероссийский классификатор ОК 002-93). Виды деятельности, относящиеся на основании Общероссийского классификатора ОК 002-93 к бытовым услугам, включены в группу 01 - "Бытовые услуги".
Суд кассационной инстанции обращает особое внимание на то, что в вышеприведенной норме права содержится прямое указание на применение Общероссийского классификатора ОК 002-93. Поэтому отклоняются доводы предпринимателя о том, что следует применять коды ОКВЭД, которые он указывал в налоговых декларациях.
На территории муниципального образования "Город Псков" система налогообложения в виде ЕНВД введена в действие с 01.01.2006 постановлением Псковской Городской Думы от 31.10.2005 N 494. В пункте 2 данного постановления также указано, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 002-93.
Услуги по установке домофонов для частных домовладений включены в перечень бытовых услуг, предусмотренный Общероссийским классификатором ОК 002-93, с 01.04.2011, приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст.
В проверенный инспекцией период времени (2007 - 2008 годы) предприниматель Марков А.С. осуществлял деятельность по установке металлических дверей и домофонов на основании заключенных им договоров; также он осуществлял техническое обслуживание домофонов, за что получал ежемесячную абонентскую плату. Кроме того, предприниматель осуществил поставку и монтаж систем видеонаблюдения обществам с ограниченной ответственностью "Спонсор" и "Островский рынок" в соответствии с договорами, заключенными с этими организациями.
Суд кассационной инстанции считает соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что названные виды деятельности не относятся к бытовым услугам.
Вместе с тем вывод суд о том, что индивидуальный предприниматель Марков А.С. должен был применять общую систему налогообложения, не соответствует обстоятельствам дела, поэтому принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
В материалах дела имеется информационное письмо Инспекции 27.12.2012 N 18-06/387 (форма N 26.2-7), из которого следует, что налогоплательщиком было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007. Указание на это обстоятельство также имеется в решении Инспекции от 22.06.2010 N 16-06/154 (том дела 1, лист 17).
При новом рассмотрении суду следует истребовать из Инспекции заявление индивидуального предпринимателя и ответное извещение Инспекции о переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения. Следует отметить, что в вышеназванном информационном письме Инспекции от 27.12.2012 N 18-06/387 отсутствуют сведения о выбранном предпринимателем объекте налогообложения.
Относительно приведенного в кассационной жалобе довода предпринимателя Маркова А.С. о выдвигавшемся им требовании "о полном пересчете акта проверки" и о наличии в решении суда первой инстанции от 20.09.2011 "большого количества арифметических ошибок" суд кассационной инстанции считает необходимым указать подателю жалобы на следующее. В соответствии с принципом состязательности судебного процесса и статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания данных обстоятельств лежит на заявителе. Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо исходящие от предпринимателя обращенные к суду документы, в которых были бы указаны конкретные арифметические ошибки или документы, в которых был бы приведен его контррасчет.
При подаче кассационной жалобы предприниматель Марков А.С. уплатил по чеку-ордеру от 09.02.2012 государственную пошлину в размере 2000 руб.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 200 руб., а организациями - в сумме 2000 руб.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина подлежит уплате в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
На основании изложенного предпринимателю Маркову А.С. следует возвратить 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 20.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А52-1323/2011 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Возвратить индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность без образования юридического лица, Маркову Аркадию Сергеевичу из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Председательствующий
О.А.КОРПУСОВА
Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)