Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2008 года, решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: К.
Судей: единолично
Протокол ведет судья
при участии: от истца - Р. дов. от 13.05.2008 г. паспорт 4500 835323
от ответчика - И. дов. от 29.12.2007 г. N 020-015/14106 уд. N 399981
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Матрикс Сити"
к ответчику ИФНС России N 8 по г. Москве
о признании недействительным Уведомления N 2814
иск заявлен ООО "Матрикс Сити" к ИФНС России N 8 по г. Москве о признании недействительным Уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814.
Ответчиком на основании п. 1 ст. 41, п. 4 ст. 198, п. 1 ст. 150 АПК РФ письменно заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с пропуском срока на обжалование Уведомления. Заявитель ходатайства не поддержал, указав на получение Уведомления 14.03.2008 г., а также на то, что Ответчиком составлялись Акты сверки расчетов с учетом применения организацией упрощенной системы налогообложения. Суд соглашается с доводами Заявителя, на основании ст. 159, 184, п. 1 ст. 150 АПК РФ суд определил отказать в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу. Суд, на основании п. 4 ст. 198 АПК РФ определил восстановить пропущенный срок на обжалование ненормативного акта (Уведомления). Заявление обосновано следующим. 14 марта 2008 г. представителю Заявителя в инспекции ФНС России N 8 по г. Москве было вручено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15 февраля 2007 г. N 2814 (л.д. 6). В ненормативном правовом акте ответчик уведомляет заявителя о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском вновь созданной организацией пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, со ссылкой на п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель с указанным ненормативным правовым актом не согласен, считает, что он должен быть признан недействительным.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 50) и письменных дополнениях к отзыву на иск, а именно. По мнению Ответчика, переход организации на упрощенную систему налогообложения неправомерен, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ, с учетом правил, предусмотренных п. 6 ст. 6.1 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на их учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Заявитель зарегистрирован как вновь созданная организация 15.01.2007 г., что подтверждается Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, Заявитель подает 24.01.2007 г., что подтверждается штампом на почтовом конверте, т.е. после истечения пятидневного срока. Таким образом, Заявителем нарушен п. 2 ст. 346.13 НК РФ - порядок подачи в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Ответчик считает, что оспариваемое Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения направлено Заявителю надлежащим образом. Указанное Уведомление от 15.02.2007 г. N 2814 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения направлены налогоплательщику 26.02.2007 г., о чем свидетельствует штамп почтового отделения на почтовом реестре, по адресу нахождения Заявителя, что подтверждается Протоколом опроса свидетеля от 04.06.2008 г. - Генерального директора ООО "Стройинвестпроект N 1" У., подтвердившего наличие договора аренды между Заявителем и ООО "Стройинвестпроект N 1" на срок с 15.01.2007 г. по 30.06.2007 г.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Суду представлены подлинные документы, копии которых находятся в материалах дела, согласно описи суда.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2008 г. представителю Заявителя в Инспекции ФНС России N 8 по г. Москве было вручено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15 февраля 2007 г. N 2814 (л.д. 6). В ненормативном правовом акте ответчик уведомляет заявителя о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском вновь созданной организацией пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, со ссылкой на п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено следующее.
Заявитель был зарегистрирован МИ ФНС России N 46 по г. Москве, как вновь созданная организация, 15 января 2007 года и в этот же день поставлен на налоговый учет, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 7), Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 8).
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ организация вправе подать заявление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение пяти дней с этого срока, т.е. до 22 января 2007 года включительно.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Однако, Заявителем документы после государственной регистрации, осуществляемой МИ ФНС России N 46 по г. Москве, были получены не в день регистрации, а несколькими днями позже. Данное обстоятельство связано с особенностями процедуры государственной регистрации, а именно: в течение одного дня с момента государственной регистрации налоговый орган сообщает в орган государственной статистики и внебюджетные фонды о такой организации, а последние ставят такую организацию на учет. Данная процедура предусмотрена "Регламентом взаимодействия регистрирующего налогового органа с органами государственных внебюджетных фондов г. Москвы и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве при осуществлении процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (действует с 03.04.2006 г.).
Подтверждением такой особенности регистрации является информационное письмо об учете в статрегистре Росстата, датированное 16.01.2007 г. (л.д. 9).
Ответчик в отзыве ссылается, что переход организации на упрощенную систему налогообложения неправомерен, при этом ссылается на то, что "общество зарегистрировано в установленный законом срок, никаких нарушений в порядке и сроках регистрации налоговым органом допущено не было".
Суд соглашается с мнением Заявителя о том, что Общество не утверждало, что налоговым органом - МИ ФНС России N 46 по г. Москве, нарушены сроки регистрации.
Общество утверждает, что документы, были выданы "непосредственно на руки" Обществу не в день регистрации 15 января 2007 года, а несколькими днями позже. При этом согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пп. 2.1.2 "Порядка и условий присвоения применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц", (утв. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178), "регистрирующий (налоговый) орган обязан выдать (направить) заявителю документы, подтверждающие факты внесения записи в соответствующий государственный реестр и постановки на учет в налоговом органе, не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации юридической лица".
В данном случае не позднее 16.01.2007 г. Однако этого сделано не было, что подтверждается датой на информационным письме об учете в статрегистре Росстата датированное 16.01.2007 г. Подписанное в Росстате 16.01.2007 г. письмо в регистрирующий орган может быть доставлено и выдано заявителю как минимум на следующий день, то есть не ранее 17 января 2007 г. Таким образом, право на добровольный переход Заявителя на упрощенную систему налогообложения было фактически ограничено регистрирующим органом, что не позволило Заявителю подать заявление в установленный НК РФ срок.
Заявитель направил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в ИФНС России N 8 по г. Москве 24 января 2007 г., что подтверждается описью вложения с отметкой почты России (л.д. 10). Налоговым органом заявление получено 31 января 2007 года, что подтверждается уведомлением с отметкой почты России (л.д. 11).
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена подача заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о регистрации юридического лица. Заявление подано Обществом до истечения налогового периода, то есть до возникновения у него обязанности исчислять и уплачивать налоги в общем порядке. Следовательно, налогоплательщик правомерно подал заявление о постановке на налоговый учет после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после получения им официального статуса вновь созданного юридического лица, и как юридическое лицо получил возможность выбирать ту или иную систему налогообложения. Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным. Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.
Кроме того, налогоплательщик выполнил предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Заявитель правомерно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Пропуск пятидневного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 3485/08, пятидневный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.13 не является пресекательным.
При таких обстоятельствах, суд считает Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814 незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 13 ГК РФ, 170, 171, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814, вынесенного ИФНС России N 8 по г. Москве в отношении ООО "Матрикс Сити".
Взыскать с ИФНС России N 8 по г. Москве в пользу ООО "Матрикс Сити" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.06.2008 ПО ДЕЛУ N А40-26033/08-118-96
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2008 г. по делу N А40-26033/08-118-96
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2008 года, решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: К.
Судей: единолично
Протокол ведет судья
при участии: от истца - Р. дов. от 13.05.2008 г. паспорт 4500 835323
от ответчика - И. дов. от 29.12.2007 г. N 020-015/14106 уд. N 399981
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Матрикс Сити"
к ответчику ИФНС России N 8 по г. Москве
о признании недействительным Уведомления N 2814
установил:
иск заявлен ООО "Матрикс Сити" к ИФНС России N 8 по г. Москве о признании недействительным Уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814.
Ответчиком на основании п. 1 ст. 41, п. 4 ст. 198, п. 1 ст. 150 АПК РФ письменно заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с пропуском срока на обжалование Уведомления. Заявитель ходатайства не поддержал, указав на получение Уведомления 14.03.2008 г., а также на то, что Ответчиком составлялись Акты сверки расчетов с учетом применения организацией упрощенной системы налогообложения. Суд соглашается с доводами Заявителя, на основании ст. 159, 184, п. 1 ст. 150 АПК РФ суд определил отказать в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу. Суд, на основании п. 4 ст. 198 АПК РФ определил восстановить пропущенный срок на обжалование ненормативного акта (Уведомления). Заявление обосновано следующим. 14 марта 2008 г. представителю Заявителя в инспекции ФНС России N 8 по г. Москве было вручено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15 февраля 2007 г. N 2814 (л.д. 6). В ненормативном правовом акте ответчик уведомляет заявителя о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском вновь созданной организацией пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, со ссылкой на п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель с указанным ненормативным правовым актом не согласен, считает, что он должен быть признан недействительным.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 50) и письменных дополнениях к отзыву на иск, а именно. По мнению Ответчика, переход организации на упрощенную систему налогообложения неправомерен, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ, с учетом правил, предусмотренных п. 6 ст. 6.1 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на их учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Заявитель зарегистрирован как вновь созданная организация 15.01.2007 г., что подтверждается Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, Заявитель подает 24.01.2007 г., что подтверждается штампом на почтовом конверте, т.е. после истечения пятидневного срока. Таким образом, Заявителем нарушен п. 2 ст. 346.13 НК РФ - порядок подачи в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Ответчик считает, что оспариваемое Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения направлено Заявителю надлежащим образом. Указанное Уведомление от 15.02.2007 г. N 2814 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения направлены налогоплательщику 26.02.2007 г., о чем свидетельствует штамп почтового отделения на почтовом реестре, по адресу нахождения Заявителя, что подтверждается Протоколом опроса свидетеля от 04.06.2008 г. - Генерального директора ООО "Стройинвестпроект N 1" У., подтвердившего наличие договора аренды между Заявителем и ООО "Стройинвестпроект N 1" на срок с 15.01.2007 г. по 30.06.2007 г.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Суду представлены подлинные документы, копии которых находятся в материалах дела, согласно описи суда.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2008 г. представителю Заявителя в Инспекции ФНС России N 8 по г. Москве было вручено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15 февраля 2007 г. N 2814 (л.д. 6). В ненормативном правовом акте ответчик уведомляет заявителя о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском вновь созданной организацией пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, со ссылкой на п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено следующее.
Заявитель был зарегистрирован МИ ФНС России N 46 по г. Москве, как вновь созданная организация, 15 января 2007 года и в этот же день поставлен на налоговый учет, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 7), Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 8).
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ организация вправе подать заявление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение пяти дней с этого срока, т.е. до 22 января 2007 года включительно.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Однако, Заявителем документы после государственной регистрации, осуществляемой МИ ФНС России N 46 по г. Москве, были получены не в день регистрации, а несколькими днями позже. Данное обстоятельство связано с особенностями процедуры государственной регистрации, а именно: в течение одного дня с момента государственной регистрации налоговый орган сообщает в орган государственной статистики и внебюджетные фонды о такой организации, а последние ставят такую организацию на учет. Данная процедура предусмотрена "Регламентом взаимодействия регистрирующего налогового органа с органами государственных внебюджетных фондов г. Москвы и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве при осуществлении процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (действует с 03.04.2006 г.).
Подтверждением такой особенности регистрации является информационное письмо об учете в статрегистре Росстата, датированное 16.01.2007 г. (л.д. 9).
Ответчик в отзыве ссылается, что переход организации на упрощенную систему налогообложения неправомерен, при этом ссылается на то, что "общество зарегистрировано в установленный законом срок, никаких нарушений в порядке и сроках регистрации налоговым органом допущено не было".
Суд соглашается с мнением Заявителя о том, что Общество не утверждало, что налоговым органом - МИ ФНС России N 46 по г. Москве, нарушены сроки регистрации.
Общество утверждает, что документы, были выданы "непосредственно на руки" Обществу не в день регистрации 15 января 2007 года, а несколькими днями позже. При этом согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пп. 2.1.2 "Порядка и условий присвоения применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц", (утв. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178), "регистрирующий (налоговый) орган обязан выдать (направить) заявителю документы, подтверждающие факты внесения записи в соответствующий государственный реестр и постановки на учет в налоговом органе, не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации юридической лица".
В данном случае не позднее 16.01.2007 г. Однако этого сделано не было, что подтверждается датой на информационным письме об учете в статрегистре Росстата датированное 16.01.2007 г. Подписанное в Росстате 16.01.2007 г. письмо в регистрирующий орган может быть доставлено и выдано заявителю как минимум на следующий день, то есть не ранее 17 января 2007 г. Таким образом, право на добровольный переход Заявителя на упрощенную систему налогообложения было фактически ограничено регистрирующим органом, что не позволило Заявителю подать заявление в установленный НК РФ срок.
Заявитель направил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в ИФНС России N 8 по г. Москве 24 января 2007 г., что подтверждается описью вложения с отметкой почты России (л.д. 10). Налоговым органом заявление получено 31 января 2007 года, что подтверждается уведомлением с отметкой почты России (л.д. 11).
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена подача заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о регистрации юридического лица. Заявление подано Обществом до истечения налогового периода, то есть до возникновения у него обязанности исчислять и уплачивать налоги в общем порядке. Следовательно, налогоплательщик правомерно подал заявление о постановке на налоговый учет после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после получения им официального статуса вновь созданного юридического лица, и как юридическое лицо получил возможность выбирать ту или иную систему налогообложения. Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным. Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.
Кроме того, налогоплательщик выполнил предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Заявитель правомерно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Пропуск пятидневного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 3485/08, пятидневный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.13 не является пресекательным.
При таких обстоятельствах, суд считает Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814 незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 13 ГК РФ, 170, 171, 201 АПК РФ, суд
решил:
признать недействительным Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 15.02.2007 г. N 2814, вынесенного ИФНС России N 8 по г. Москве в отношении ООО "Матрикс Сити".
Взыскать с ИФНС России N 8 по г. Москве в пользу ООО "Матрикс Сити" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)