Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Ставропольская ГРЭС" - Х. (д-ть от 24.06.05 N 05-51), С. (д-ть от 11.01.05 N 05-52), в отсутствие заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Изобильненскому району Ставропольского края (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 67439), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Изобильненскому району Ставропольского края на решение от 27.01.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5214/2003-С4, установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Ставропольская ГРЭС" (далее - общество) с заявлением о взыскании с общества процентов за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль с 02.11.2001 по 09.06.2003 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
Решением от 27.01.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.05, в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не могут быть включены в график погашения задолженности по налогам и сборам, суммы процентов за пользование бюджетными средствами начислены инспекцией неправомерно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению налоговой инспекции судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества подтвердили доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 02.11.01 налоговая инспекция вынесла решение N 15 "О предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам ОАО "Ставропольская ГРЭС". В пунктах 1.1. и 1.2. данного решения налоговая инспекция по строкам задолженности по пеням включила дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Уточненным решением от 09.06.03 N 1 налоговая инспекция скорректировала установленные решением N 15 условия реструктуризации задолженности:
- - суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 24 249 000 рублей исключила из графиков погашения реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам и включила в состав реструктуризированной задолженности по налоговым платежам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с 1-го квартала 2003 г.;
- - обязала общество не позднее 15.06.03 уплатить проценты за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль со дня принятия уточненного решения (включая 1-й квартал 2003 г.) и не позднее 15-го числа последнего месяца квартала уплатить проценты с сумм задолженности по налогам.
Общество отказалось уплатить проценты за пользование бюджетными средствами с 02.11.01 по 09.06.03 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества процентов за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль с 02.11.2001 по 09.06.2003 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
При рассмотрении дела суды правомерно указали следующее. В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, к которым относится налог на прибыль, устанавливается законодательством об отдельных видах налогов.
Такой порядок исчисления и уплаты налога на прибыль до 01.01.02 был установлен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале.
В Определении от 13.11.01 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжения налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, вывод судов о том, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются задолженностью по налогу, является правильным, поскольку понятие дополнительных платежей, которое дано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.01 N 225-О, не позволяет отнести их к задолженности по налогу на прибыль. Следовательно, как правильно указали суды, они не могут быть включены в реструктуризированную задолженность по налогам и сборам.
Суд первой инстанции обосновано отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 27.01.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5214/2003-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2005 N Ф08-2881/05-1173А ПО ДЕЛУ N А63-5214/2003-С4
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2005 г. N Ф08-2881/05-1173А
Дело N А63-5214/2003-С4
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Ставропольская ГРЭС" - Х. (д-ть от 24.06.05 N 05-51), С. (д-ть от 11.01.05 N 05-52), в отсутствие заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Изобильненскому району Ставропольского края (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 67439), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Изобильненскому району Ставропольского края на решение от 27.01.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5214/2003-С4, установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Ставропольская ГРЭС" (далее - общество) с заявлением о взыскании с общества процентов за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль с 02.11.2001 по 09.06.2003 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
Решением от 27.01.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.05, в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не могут быть включены в график погашения задолженности по налогам и сборам, суммы процентов за пользование бюджетными средствами начислены инспекцией неправомерно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению налоговой инспекции судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества подтвердили доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 02.11.01 налоговая инспекция вынесла решение N 15 "О предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам ОАО "Ставропольская ГРЭС". В пунктах 1.1. и 1.2. данного решения налоговая инспекция по строкам задолженности по пеням включила дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Уточненным решением от 09.06.03 N 1 налоговая инспекция скорректировала установленные решением N 15 условия реструктуризации задолженности:
- - суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 24 249 000 рублей исключила из графиков погашения реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам и включила в состав реструктуризированной задолженности по налоговым платежам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с 1-го квартала 2003 г.;
- - обязала общество не позднее 15.06.03 уплатить проценты за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль со дня принятия уточненного решения (включая 1-й квартал 2003 г.) и не позднее 15-го числа последнего месяца квартала уплатить проценты с сумм задолженности по налогам.
Общество отказалось уплатить проценты за пользование бюджетными средствами с 02.11.01 по 09.06.03 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району Ставропольского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества процентов за пользование бюджетными средствами на скорректированную сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль с 02.11.2001 по 09.06.2003 в сумме 2 125 117 рублей 08 копеек.
При рассмотрении дела суды правомерно указали следующее. В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, к которым относится налог на прибыль, устанавливается законодательством об отдельных видах налогов.
Такой порядок исчисления и уплаты налога на прибыль до 01.01.02 был установлен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале.
В Определении от 13.11.01 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжения налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, вывод судов о том, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются задолженностью по налогу, является правильным, поскольку понятие дополнительных платежей, которое дано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.01 N 225-О, не позволяет отнести их к задолженности по налогу на прибыль. Следовательно, как правильно указали суды, они не могут быть включены в реструктуризированную задолженность по налогам и сборам.
Суд первой инстанции обосновано отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 27.01.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5214/2003-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)