Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2002 N Ф04/642-35/А75-2002 ПО ДЕЛУ N А75-1650-А/01

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2002 г. N Ф04/642-35/А75-2002


Арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее по тексту - Управление МНС) на решение от 09.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1650-А/01 по иску ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Когалыму (далее по тексту - Инспекция МНС) и Управлению МНС,
установил:

ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Управлению МНС и Инспекции МНС о признании недействительными решений Управления МНС N 1 от 19.06.2001 и N 16 от 08.08.2001; Признать незаконными указанные в письме от 10.08.2001 N 06/2250 действия Инспекции МНС по внесению изменений в лицевой счет Истца, выразившиеся в начислениях Истцу налогов на сумму 1391008000 руб., в том числе:
- - акциз на нефть в сумме 882442400 руб. за период с 01.05.96 по 20.01.97 по состоянию на 14.09.99;
- - отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 262294000 руб. по состоянию на 19.10.99;
- - налога на прибыль в сумме 64357000 руб. по состоянию на 02.12.99;
- - акциза на бензин в сумме 16509000 руб. по состоянию на 02.12.99;
- - налога на прибыль в сумме 48000000 руб. по состоянию на 18.02.2000;
- - налога на прибыль в сумме 16357000 руб. по состоянию на 24.02.2000.
Обязать Ответчиков устранить нарушения прав Истца, допущенные в результате изданий незаконных актов и осуществления незаконных действий.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.10.2001, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2001 исковые требования ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" удовлетворены.
Решения Управления МНС от 19.06.2001 N 1 и от 08.08.2001 N 16 признаны недействительными.
Признаны незаконными действия Инспекции МНС, выразившиеся во внесении изменений в лицевые счета ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" в порядке исполнения решений Управления МНС N 1 от 19.06.2001 и N 16 от 08.08.2001.
По третьему пункту исковых требований "Обязать ответчиков устранить нарушения прав истца, допущенные в результате изданий незаконных актов и осуществления незаконных действий" определением апелляционной инстанции от 10.12.2001 производство по делу в этой части прекращено.
В кассационной жалобе Управление МНС просит отменить состоявшиеся судебные акты, полагая, что арбитражным судом неправильно применены нормы права, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" не соглашается с доводами Управления МНС, полагая, что заявителем не приведено ни одного законного и (или) соответствующего действительности указания на нарушение либо неправильное применение судом норм материального права или норм процессуального права, которое могло привести или привело к принятию неправильного решения и просит оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная инстанция, в соответствии со ст. 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" направило в Инспекцию МНС заявления N 11/4-30-131 от 15.06.99 и N 11/3-30-152 от 09.07.99 о внесении дополнений и изменений в налоговые декларации по акцизу на нефть за период с мая 1996 года по декабрь 1996 года включительно.
Подача заявлений была обусловлена выводом плательщика акциза о неправильном применении ими ставок акциза на нефть не установленную Правительством РФ.
Инспекцией МНС 14.09.99 по заявлениям были внесены соответствующие изменения в карточки лицевых счетов за период с мая по декабрь 1996 года включительно.
При осуществлении ведомственной проверки представленных Инспекцией МНС документов по уплате акцизов на нефть ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Управление МНС пришло к выводу о необоснованном внесении Инспекцией МНС изменений по акцизам на нефть за период с мая по декабрь 1996 года включительно.
В связи с изложенным Управлением МНС были приняты решения N 1 от 19.06.2001 и N 16 от 08.08.2001, которыми признавались неправомерными действия Инспекции МНС о принятии к учету изменений и дополнений в налоговые декларации, недействительным решение от 14.09.99 об уменьшении начисленных акцизов на нефть и Инспекция МНС обязывалась восстановить задолженность ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" по акцизам на нефть, уменьшенную за период с мая по декабрь 1996 года включительно.
Инспекцией МНС требование Управления МНС было выполнено, о чем ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" было сообщено письмом от 10.08.2001 N 06/2250.
Принимая судебные акты, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу о недействительности оспариваемых ненормативных актов.
Кассационная инстанция не принимает доводов Управления МНС, приведенных в кассационной жалобе и в судебном заседании, касающихся правомерности принятых решений об отмене решения Инспекции МНС о принятии заявлений ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" о внесении изменений и дополнений в декларации по акцизу на нефть за период с мая по декабрь 1996 года включительно.
Принимая решение N 1 от 19.06.2001, Управление МНС исходило из того, что при рассмотрении заявлений о внесении дополнений и изменений в налоговые декларации по акцизу на нефть Инспекцией МНС с ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" не была проведена и оформлена двусторонним актом выверка начисленного и уплаченного налога в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" самостоятельно обнаружило неточности исчисления акциза (ставки) и поставило в известность налоговый орган, заявив о внесении изменений в представленные декларации. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и льгот.
Рассматриваемые обстоятельства относятся к размеру примененных ставок акциза на нефть и излишне уплаченной в связи с этим сумме акциза на нефть за период с мая по декабрь 1996 года включительно, а не к состоянию задолженности ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" перед бюджетом по уплате акциза на нефть.
Решение N 16 от 08.08.2001 вообще основано на хронологии расчетов за 1999 - 2001 годы, в то время как заявления о внесении изменений и дополнений касаются правильности применения ставок акциза на нефть за период с мая по декабрь 1996 года включительно.
Арбитражный суд правильно указал, что ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" в налоговый орган не подавало заявлений за указанные выше годы, налоговым органом не представлено таких доказательств.
Что же касается ставок акциза на нефть, примененных ЗАО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" в представленных изменениях в декларациях за май - декабрь 1996 года, то правомерность их применения установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.09.99 по делу N 963-А/99, оставленному в силе постановлением кассационной инстанции от 12.01.2000.
В соответствии со ст. 58 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах у Управления МНС отсутствовали правовые основания принимать решения, отменяющие действия Инспекции МНС по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" о внесении изменений и дополнений в декларацию по акцизу на нефть (применение установленной Правительством РФ ставки, а не в соответствии с Указаниями Минфина РФ, Минтопэнерго РФ и ГНС РФ), следовательно, решения правомерно признаны арбитражным судом недействительными и в связи с этим незаконными действия Инспекции МНС по исполнению указанных решений.
Что же касается довода Управления МНС о неправомерности требований ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" по рассматриваемым платежам, поскольку не является правопреемником по вопросам, связанным с требованиями по ранее исполненным налоговым обязательствам юридических лиц, вошедших в состав общества, то он не может быть принят, поскольку решения Управления МНС не основывались на данном обстоятельстве, и не являлось основанием для принятия решений.
В то же время кассационная инстанция соглашается с доводами Управления МНС о том, что вышестоящий налоговый орган не только имеет право, но и обязан проводить проверки подчиненных ему органов по вопросам правильности применения им действующего налогового законодательства и принимать меры по устранению нарушений.
Поэтому вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии таких полномочий у вышестоящего налогового органа подлежит исключению из мотивировочной части судебных решений. Однако это не влияет на правильность принятого судом решения.
Исходя из изложенного выше, кассационная инстанция приходит к выводу, что кассационная жалоба Управления МНС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 75, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение от 09.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1650-А/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)