Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2004 N Ф08-82/2004-55А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 29 января 2004 года Дело N Ф08-82/2004-55А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей от заявителя - государственного учреждения Управление пенсионного фонда в Кореновском районе, г. Кореновск, и от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району, г. Кореновск, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району на решение от 22.09.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2003 по делу N А32-14903/2003-34/552, установил следующее.
Государственное учреждение Управление пенсионного фонда в Кореновском районе, г. Кореновск (далее - Пенсионный фонд), обратилось с заявлением о возврате из бюджета 1003 рублей 18 копеек излишне уплаченного налога на землю и 126 рублей 22 копеек процентов за несвоевременный возврат.
Решением суда от 22.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2003, требования Пенсионного фонда удовлетворены. Решение мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю" и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации государственное учреждение пенсионного обеспечения освобождено от уплаты налога на землю.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы ссылается на то, что органы Пенсионного фонда не отнесены к государственным органам законодательной, исполнительной или судебной власти, фонд является самостоятельным учреждением.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГУ УПФ РФ по Кореновскому району отклонил доводы кассационной жалобы и, считая обжалованные судебные акты законными, просил оставить их в силе.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 22.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 не подлежат отмене ввиду следующего.
Управление Пенсионного фонда в Кореновском районе является пользователем земельного участка площадью 281 кв. м, расположенного по адресу: г. Кореновск, ул. Ленина, 132, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель в период с 17.12.2001 по 14.07.2003 исчислял и уплачивал налог на землю, что подтверждается платежными поручениями от 12.04.2002 N 77 на сумму 132 рублей 07 копеек, от 09.07.2002 N 152 на сумму 132 рублей 07 копеек, от 11.09.2002 N 221 на сумму 132 рублей 07 копеек, от 14.11.2002 N 285 на сумму 132 рублей 07 копеек, от 11.04.2003 N 116, от 14.07.2003 N 209 на сумму 237 рублей 45 копеек.
Письмом от 26.06.2001 N ЮМ-09-27/5310 Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал региональным отделениям ставить перед налоговыми органами вопрос об освобождении земель, отведенных им на праве собственности или бессрочного пользования, от уплаты земельного налога.
ГУ ПФР РФ по Кореновскому району, полагая, что оно имеет право на льготу по уплате земельного налога, письмом от 12.03.2003 N 03-502 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате неосновательно уплаченной суммы налога за 2001 - 2003 годы в размере 1003 рублей 18 копеек, подлежащей возврату на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Письмом от 21.03.2003 N 908 налоговая инспекция отказала заявителю в возврате уплаченного земельного налога, сославшись на то, что Пенсионный фонд не обладает правом на льготу по уплате земельного налога и обязан его уплачивать в общеустановленном порядке. Данный отказ послужил фонду основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суд правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 (в редакции от 25.07.2002 с изменениями от 23.12.2003) "О плате за землю". Пунктом 14 статьи 12 указанного Закона установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождены от уплаты земельного налога.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Пенсионный фонд, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняет функции органа государственного управления и, следовательно, имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Факт оплаты земельного налога в заявленной сумме налоговым органом не отрицается и подтвержден материалами дела.
Из материалов дела видно, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога подано Пенсионным фондом в налоговую инспекцию в пределах установленного трехгодичного срока.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа истцу в возврате излишне уплаченной суммы налога.
Следовательно, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.09.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2003 по делу N А32-14903/2003-34/552 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)