Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 сентября 2001 года Дело N Ф08-2987/2001-944А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Эхо", в отсутствие представителя Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску на решение от 21.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8310/2001-48/210, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эхо", г. Новороссийск (ООО "Эхо"), обратилось в Арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску (с учетом уточненных исковых требований) о признании недействительными решения и требования Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску от 29.01.2001 N 03-1/230. От исковых требований об обязании налогового органа возвратить незаконно взысканные суммы заявлен отказ.
Решением от 21.06.2001 решение Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску от 29.01.2001 и требование N 03-1/230/216 от 29.01.2001 признаны недействительными. В остальной части исковых требований производство по делу прекращено.
Решение мотивировано тем, что произведенное истцом исчисление и уплата налога на прибыль за 9 мес. 2000 года соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с чем не имеется оснований для повторного взыскания сумм налога, уже перечисленных в бюджет.
Инспекция МНС РФ по городу Новороссийску подала кассационную жалобу на судебное решение, которое просит отменить, в иске отказать. По мнению налогового органа, истец в нарушение действующего налогового законодательства исчислял налог на прибыль согласно прибыли, полученной каждым структурным подразделением, в связи с чем не доначислил в городе Новороссийске налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 52547,00 руб., в краевой бюджет - 59205,00 руб., в бюджет города - 4727,17 руб.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Эхо" возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела и выслушав представителей ООО "Эхо", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заместитель руководителя Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении ООО "Эхо" за 9 месяцев 2000 года, принял решение N 03/1-230 от 29.01.2001 о взыскании с истца налога на прибыль в сумме 116479,17 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 52547,00 руб.; в краевой бюджет - 59205,00 руб.; в бюджеты муниципальных образований - 4727,17 руб.), пени в сумме 6030,96 руб. за несвоевременную уплату налога на прибыль (в том числе в федеральный бюджет - 2869,34 руб.; краевой - 3138,75 руб., бюджеты муниципальных образований - 22,87 руб.). Решение налогового органа мотивировано тем, что истец в нарушение действующего налогового законодательства налог на прибыль исчислил по факту, то есть согласно прибыли, полученной каждым структурным подразделением. Истцу направлено требование N 03-1/230/286 от 29.01.2001 об уплате налога на прибыль в сумме 116479,17 руб., пени в сумме 6030,96 руб.
Решение суда о признании недействительными вышеуказанных решения и требования налогового органа принято по неполно выясненным и исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для принятия правильного решения, а потому подлежит отмене.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО "Эхо" зарегистрировано администрацией города Новороссийска N 677 от 22.07.99 (свидетельство N 261 от 19.08.99, л.д. 26), является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов. Согласно уставу (л.д. 27-31) общество имеет филиалы в городах - Краснодаре, Ростове-на-Дону, Майкопе, Анапе, не являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность и в установленном порядке ведет бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Постановлением Правительства Российской Федерации N 660 от 01.07.95 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", принятым во исполнение вышеуказанного Закона, утвержден Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций..., в соответствии с пунктом 1 которого доля прибыли, приходящаяся на территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, предприятий и организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Согласно статье 9 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета. Статьей 10 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" предусмотрено, что порядок расчета с краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований по налогу на прибыль организаций, чьи структурные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и находятся на территории края, осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
С учетом изложенного суду следовало проверить исчисление и уплату налогоплательщиком налога на прибыль за 9 месяцев 2000 года в соответствующие бюджеты, выяснить, какая сумма налога на прибыль, полученную обществом, подлежала уплате в бюджеты, указанные в оспариваемом решении налогового органа и какая уплачена фактически. Указав, что за 9 мес. 2000 года истцом перечислен в бюджет налог на прибыль в сумме 162016,80 руб., суд не выяснил, когда, по каким платежным документам и в какой конкретно бюджет уплачена данная сумма.
Указанные обстоятельства суду следует проверить при новом рассмотрении дела, дать оценку имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон и с учетом этого принять решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (п. 3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 21.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8310/2001-48/210 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Распределение судебных расходов, в том числе и по кассационной жалобе, произвести при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2001 N Ф08-2987/2001-944А
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 сентября 2001 года Дело N Ф08-2987/2001-944А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Эхо", в отсутствие представителя Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску на решение от 21.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8310/2001-48/210, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эхо", г. Новороссийск (ООО "Эхо"), обратилось в Арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску (с учетом уточненных исковых требований) о признании недействительными решения и требования Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску от 29.01.2001 N 03-1/230. От исковых требований об обязании налогового органа возвратить незаконно взысканные суммы заявлен отказ.
Решением от 21.06.2001 решение Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску от 29.01.2001 и требование N 03-1/230/216 от 29.01.2001 признаны недействительными. В остальной части исковых требований производство по делу прекращено.
Решение мотивировано тем, что произведенное истцом исчисление и уплата налога на прибыль за 9 мес. 2000 года соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с чем не имеется оснований для повторного взыскания сумм налога, уже перечисленных в бюджет.
Инспекция МНС РФ по городу Новороссийску подала кассационную жалобу на судебное решение, которое просит отменить, в иске отказать. По мнению налогового органа, истец в нарушение действующего налогового законодательства исчислял налог на прибыль согласно прибыли, полученной каждым структурным подразделением, в связи с чем не доначислил в городе Новороссийске налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 52547,00 руб., в краевой бюджет - 59205,00 руб., в бюджет города - 4727,17 руб.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Эхо" возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела и выслушав представителей ООО "Эхо", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заместитель руководителя Инспекции МНС РФ по городу Новороссийску, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении ООО "Эхо" за 9 месяцев 2000 года, принял решение N 03/1-230 от 29.01.2001 о взыскании с истца налога на прибыль в сумме 116479,17 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 52547,00 руб.; в краевой бюджет - 59205,00 руб.; в бюджеты муниципальных образований - 4727,17 руб.), пени в сумме 6030,96 руб. за несвоевременную уплату налога на прибыль (в том числе в федеральный бюджет - 2869,34 руб.; краевой - 3138,75 руб., бюджеты муниципальных образований - 22,87 руб.). Решение налогового органа мотивировано тем, что истец в нарушение действующего налогового законодательства налог на прибыль исчислил по факту, то есть согласно прибыли, полученной каждым структурным подразделением. Истцу направлено требование N 03-1/230/286 от 29.01.2001 об уплате налога на прибыль в сумме 116479,17 руб., пени в сумме 6030,96 руб.
Решение суда о признании недействительными вышеуказанных решения и требования налогового органа принято по неполно выясненным и исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для принятия правильного решения, а потому подлежит отмене.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО "Эхо" зарегистрировано администрацией города Новороссийска N 677 от 22.07.99 (свидетельство N 261 от 19.08.99, л.д. 26), является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов. Согласно уставу (л.д. 27-31) общество имеет филиалы в городах - Краснодаре, Ростове-на-Дону, Майкопе, Анапе, не являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность и в установленном порядке ведет бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Постановлением Правительства Российской Федерации N 660 от 01.07.95 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", принятым во исполнение вышеуказанного Закона, утвержден Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций..., в соответствии с пунктом 1 которого доля прибыли, приходящаяся на территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, предприятий и организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Согласно статье 9 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета. Статьей 10 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" предусмотрено, что порядок расчета с краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований по налогу на прибыль организаций, чьи структурные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и находятся на территории края, осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
С учетом изложенного суду следовало проверить исчисление и уплату налогоплательщиком налога на прибыль за 9 месяцев 2000 года в соответствующие бюджеты, выяснить, какая сумма налога на прибыль, полученную обществом, подлежала уплате в бюджеты, указанные в оспариваемом решении налогового органа и какая уплачена фактически. Указав, что за 9 мес. 2000 года истцом перечислен в бюджет налог на прибыль в сумме 162016,80 руб., суд не выяснил, когда, по каким платежным документам и в какой конкретно бюджет уплачена данная сумма.
Указанные обстоятельства суду следует проверить при новом рассмотрении дела, дать оценку имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон и с учетом этого принять решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (п. 3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8310/2001-48/210 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Распределение судебных расходов, в том числе и по кассационной жалобе, произвести при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)