Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофлагман" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50.
Решением суда от 08.08.07 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество получило право перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога; обжалуемое уведомление нарушает принцип добровольности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, установленный налоговым законодательством, и возлагает на общество дополнительные обязанности по исчислению и уплате налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и указывает, что уведомление налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей основано на том, что у организации отсутствует доход за 9 месяцев 2003 года. Уведомление само по себе не устанавливает новые обязанности и не ограничивает законные права и интересы общества, поскольку носит уведомительный характер и не подлежит обязательному исполнению налогоплательщиком. Кроме того, суд необоснованно удовлетворил ходатайство общества о восстановлении срока подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией принято уведомление от 24.02.04 N 50 о невозможности перехода общества на уплату единого сельскохозяйственного налога. Основанием для вынесения указанного уведомления послужил вывод о том, что поскольку налогоплательщик, изъявивший желание в 2004 году перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, по итогам 9 месяцев 2003 года не имел выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, то у него отсутствуют основания для применения данной системы налогообложения с 01.01.04.
Полагая, что уведомление налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (пункт 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, перешедшие на уплату этого налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, а также условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения регламентированы статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого переходят на уплату данного налога, в налоговый орган по своему местонахождению заявление, указывая в нем данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организации подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Возможность применения указанного специального налогового режима не с начала календарного года, а с момента постановки на налоговый учет предусмотрена пунктом 2 указанной статьи для вновь созданных организаций, а также для физических лиц, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей.
Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.03 "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в 2004 году, вправе до 1 февраля 2004 года подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 1 настоящего Федерального закона в части внесения изменения в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 5 названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 данного Федерального закона, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" от 18.11.03. Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.04 в статью 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.03 были внесены изменения, согласно которым была предоставлена возможность для организаций, изъявивших желание в 2004 году перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, до 01.06.04 подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанным правом, как видно из материалов дела, воспользовалось общество, подав такое заявление 12.01.04. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что общество, добровольно подавшее заявление до 01.06.04 о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, является плательщиком данного налога с 01.01.04.
Из содержания пункта 2 статьи 346.2 и статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога имеют те сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых по итогам девяти месяцев того года, в котором они подают заявление, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Судом первой инстанции установлено, что общество в 2003 году не имело дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку было зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.03 и экономическую деятельность в 2003 году не осуществляло. При указанных обстоятельствах общество объективно не могло представить в налоговую инспекцию информацию о том, что по итогам девяти месяцев 2003 года доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Кроме того, исходя из статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог устанавливается для сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями добровольно.
Законодатель предусмотрел возможность подачи заявления и перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в 2004 году, такое заявление было подано обществом 12.01.04 в налоговый орган.
При таких обстоятельствах уведомление о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50 противоречит нормам налогового законодательства о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения и не согласуются с основными началами указанного законодательства: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом обоснованно отклонен довод налоговой инспекции о том, что уведомление само по себе не устанавливает новые обязанности и не ограничивает законные права и интересы общества, поскольку носит уведомительный характер и не подлежит обязательному исполнению налогоплательщиком. Суд кассационной инстанции считает, что уведомительный характер оспариваемого акта налоговой инспекции не влияет на его оценку как ненормативного правового акта, нарушающего права заявителя в сфере экономической деятельности. Оспаривание такого акта в судебном порядке допустимо на основании статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о необоснованном восстановлении судом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа: обстоятельствам пропуска данного срока судом дана правовая оценка, на основании которой сделан соответствующий закону вывод о возможности его восстановления.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.07 по делу N А32-5426/2007-12/81 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС по Новокубанскому району Краснодарского края в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2007 N Ф08-7493/07-2502А ПО ДЕЛУ N А32-5426/2007-12/81
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2007 г. N Ф08-7493/07-2502А
Дело N А32-5426/2007-12/81
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофлагман" - В. (д-ть от 17.05.07), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края - М. (д-ть от 28.12.06), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.07 по делу N А32-5426/2007-12/81, установил следующее.Общество с ограниченной ответственностью "Агрофлагман" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50.
Решением суда от 08.08.07 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество получило право перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога; обжалуемое уведомление нарушает принцип добровольности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, установленный налоговым законодательством, и возлагает на общество дополнительные обязанности по исчислению и уплате налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и указывает, что уведомление налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей основано на том, что у организации отсутствует доход за 9 месяцев 2003 года. Уведомление само по себе не устанавливает новые обязанности и не ограничивает законные права и интересы общества, поскольку носит уведомительный характер и не подлежит обязательному исполнению налогоплательщиком. Кроме того, суд необоснованно удовлетворил ходатайство общества о восстановлении срока подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией принято уведомление от 24.02.04 N 50 о невозможности перехода общества на уплату единого сельскохозяйственного налога. Основанием для вынесения указанного уведомления послужил вывод о том, что поскольку налогоплательщик, изъявивший желание в 2004 году перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, по итогам 9 месяцев 2003 года не имел выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, то у него отсутствуют основания для применения данной системы налогообложения с 01.01.04.
Полагая, что уведомление налоговой инспекции о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (пункт 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, перешедшие на уплату этого налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, а также условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения регламентированы статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого переходят на уплату данного налога, в налоговый орган по своему местонахождению заявление, указывая в нем данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организации подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Возможность применения указанного специального налогового режима не с начала календарного года, а с момента постановки на налоговый учет предусмотрена пунктом 2 указанной статьи для вновь созданных организаций, а также для физических лиц, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей.
Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.03 "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в 2004 году, вправе до 1 февраля 2004 года подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 1 настоящего Федерального закона в части внесения изменения в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 5 названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 данного Федерального закона, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" от 18.11.03. Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.04 в статью 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.03 были внесены изменения, согласно которым была предоставлена возможность для организаций, изъявивших желание в 2004 году перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, до 01.06.04 подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанным правом, как видно из материалов дела, воспользовалось общество, подав такое заявление 12.01.04. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что общество, добровольно подавшее заявление до 01.06.04 о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, является плательщиком данного налога с 01.01.04.
Из содержания пункта 2 статьи 346.2 и статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога имеют те сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых по итогам девяти месяцев того года, в котором они подают заявление, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Судом первой инстанции установлено, что общество в 2003 году не имело дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку было зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.03 и экономическую деятельность в 2003 году не осуществляло. При указанных обстоятельствах общество объективно не могло представить в налоговую инспекцию информацию о том, что по итогам девяти месяцев 2003 года доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Кроме того, исходя из статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог устанавливается для сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями добровольно.
Законодатель предусмотрел возможность подачи заявления и перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в 2004 году, такое заявление было подано обществом 12.01.04 в налоговый орган.
При таких обстоятельствах уведомление о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей от 24.02.04 N 50 противоречит нормам налогового законодательства о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения и не согласуются с основными началами указанного законодательства: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом обоснованно отклонен довод налоговой инспекции о том, что уведомление само по себе не устанавливает новые обязанности и не ограничивает законные права и интересы общества, поскольку носит уведомительный характер и не подлежит обязательному исполнению налогоплательщиком. Суд кассационной инстанции считает, что уведомительный характер оспариваемого акта налоговой инспекции не влияет на его оценку как ненормативного правового акта, нарушающего права заявителя в сфере экономической деятельности. Оспаривание такого акта в судебном порядке допустимо на основании статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о необоснованном восстановлении судом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа: обстоятельствам пропуска данного срока судом дана правовая оценка, на основании которой сделан соответствующий закону вывод о возможности его восстановления.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.07 по делу N А32-5426/2007-12/81 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС по Новокубанскому району Краснодарского края в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)