Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2008 N 04АП-1007/2008 ПО ДЕЛУ N А58-7473/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2008 г. N 04АП-1007/2008

Дело N А58-7473/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Д.Н. Рылова при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство", на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2008 года по делу N А58-7473/2007, принятое судьей Устиновой А.Н.,
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- и

установил:

Заявитель, Муниципальное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство", обратился с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) от 10.09.2007 года за N 79 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, об обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 06 февраля 2008 года требования заявителя удовлетворены в части взыскания пени в размере 278 227,23 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. В удовлетворении в остальной части требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции, рассмотрев требование Учреждения о признании недействительным оспариваемого решения в части налогов в размере 5 435 606, 43 рублей, приходит к выводу о том, что в указанной части следует Учреждению в удовлетворении требования отказать по следующим основаниям.
В доказательство обоснованности взыскания налогов, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 16.05.2007 г. N N 614, 615, 616, от 22.05.2007 г. N 854, от 31.07.2007 г. N N 1192, 1193, 1194 налоговой инспекцией 28.01.2008 г. представлены копии расчетов авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 1 квартал, полугодие 2007 г., налоговых деклараций по НДС за февраль, апрель, май, июнь 2007 г., налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 и 4 кварталы 2004 г., налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2004, 2005 годы, уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2004, 2005 годы, уточненных налоговых расчетов по авансовому платежу налога на имущество организаций за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 г., налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2006 год, данные которых соответствуют данным требований (по ЕСН за 1 квартал, полугодие 2007 г., по налогу на имущество организаций за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 г., по налогу на прибыль за 2004 и 2005 годы, по ЕНВД за 3 и 4 кварталы 2004 г., НДС за апрель, май 2007 г. с учетом частичной уплаты).
Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 16.05.2007 г. N N 614, 615, 616, от 22.05.2007 г. N 854, от 31.07.2007 г. N N 1192, 1193, 1194 в части налогов в размере 5 971 751, 43 рублей, в том числе ЕНВД по срокам уплаты 25.10.2004 г, 25.01.2005 г., ЕСН по срокам уплаты 15.02.2007 г., 15.03.2007 г., 16.04.2007 г., 15.05.2007 г, 15.06.2007 г., 16.07.2007 г. в федеральный бюджет, федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, налог на прибыль по срокам уплаты 28.03.2005 г., 28.03.2006 г., налог на имущество по срокам уплаты 03.05.2006 г, 31.07.2006 г., 30.10.2006 г., 30.03.2007 г., НДС по срокам уплаты 20.03.2007 г., 21.05.2007 г., 20.06.2007 г, 20.07.2007 г. соответствуют положениям статей 45, 69 НК РФ, которые предусматривают то, что основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, т.е. наличие у него недоимки, отсутствие которой Учреждением не оспаривается.
Таким образом, оспариваемое решение N 79 от 10.09.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в части взыскания налогов в размере 5 435 606, 43 рублей соответствует положениям Налогового кодекса РФ и в удовлетворении требования Учреждения в этой части следует отказать.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в отказанной части и требования удовлетворить.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представленным ходатайством, муниципальное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345) просило в порядке ст. 48 АПК РФ, уточнить свое наименование на муниципальное автономное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345).
Оценивая сведения, полученные из налогового органа, суд апелляционной инстанции определил заменить заявителя, муниципальное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345) на муниципальное автономное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345).
Из апелляционной жалобы заявителя, следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что МАУ "ГЖКХ" является муниципальным учреждением, имущество учреждения относится к муниципальной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, то в силу закона учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимся в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Таким образом, по мнению заявителя, учитывая правовой статус учреждения, у налогового органа отсутствовало право бесспорного взыскания с него налогов и пеней в порядке, установленном ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством налоговый орган просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заявитель не может быть отнесен к бюджетным учреждениям поскольку, как усматривается из Устава, Учреждение создано для осуществления коммерческой деятельности.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства, что финансовое обеспечение выполнения функций учреждения, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Таким образом, в отношении муниципальных автономных учреждений не применяются правила пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, о взыскании налога в судебном порядке с организации, которым открыт лицевой счет, в связи с чем данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Суд апелляционной инстанции также не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что ему не передавались долги его правопредшественников.
Вместе с тем из выписки из Единого государственного реестра от 29.10.2007 г. следует, что муниципальное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345) создано путем реорганизации муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401522624, ИНН 1433018218) и является его правопреемником.
Согласно выписке из Единого государственного реестра от 23.05.2008 г. муниципальное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345) преобразовано в муниципальное автономное учреждение "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345), что указывает на правопреемство муниципального автономного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" прав и обязанностей муниципального учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство".
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона РФ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) смена учредителей, не влияет на налоговые обязательства налогоплательщика.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-7473/2007 от "06" февраля 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1031401523284, ИНН 1433018345) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)