Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньгазторг" - К. (д-ть от 10.09.2008), от заинтересованного лица - государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" - В. (д-ть от 10.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 по делу N А32-4965/2008-13/92, установил следующее.
ООО "Кубаньгазторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - фонд) от 25.01.2008 N 10 в части непринятия к зачету расходов в сумме 1 577 рублей 68 копеек (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09 июня 2008 года требования общества удовлетворены. Суд руководствовался пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что на законодательном уровне не определена методика расчета процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не пересматривались.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, методика, которой руководствуется общество при определении налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН), неприменима, поскольку у общества имеются расходы, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 13.12.2007 по 28.12.2007 фонд провел проверку общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд. По результатам проверки фонд не принял к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 60 353 рублей 34 копеек; фонд пришел к выводу о недоплате по пособиям в сумме 27 738 рублей 81 копейки; расходы по единому налогу на вмененный доход приняты к зачету в сумме 875 634 рубля 55 копеек.
Результаты проверки оформлены актом от 28.12.2007 N 380 документальной выездной проверки расходов страхователя на цели государственного социального страхования.
На основании указанного акта фонд вынес решение от 25.01.2008 N 10, которым не принял к зачету 60 353 рубля 34 копейки расходов, посчитав, что они произведены обществом с нарушением законодательных и иных нормативно-правовых актов.
Общество с указанным решением в части непринятия к зачету 1 577 рублей 68 копеек не согласилось, что послужило основанием для его обращения в суд с заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
- - средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- - средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Между сторонами возник спор о том, каким образом определить размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего возмещению за счет средств фонда, если заболевший работник занят одновременно в двух видах деятельности; как определить процентное соотношение по налогам и удельный вес единого социального налога (на месяц утраты трудоспособности или за каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по ЕСН за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода).
Из материалов дела видно, что общество находится на смешанной системе налогообложения: является плательщиком единого социального налога и единого налога на вмененный доход, исключающего уплату единого социального налога (пункт 4 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации). Работники общества заняты в обоих видах деятельности заявителя.
При определении суммы выплат, начисленных таким работникам, которые подлежат возмещению фондом, общество применяет алгоритм расчета, предлагаемый лицензионной версией программы фирмы 1С: "Зарплата и кадры", согласно которому размер выплат определяется пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Налоговая база по единому социальному налогу определяется за каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по ЕСН за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца определенного периода.
В обоснование применяемой методики расчета общество ссылается на письмо Министерства по налогам и сборам России от 05.11.2002 N СА-6-05/1697@ и письма Минфина России от 09.06.2005 N 03-05-02-04/120, от 17.02.2006 N 03-05-02-04/16, рекомендующие к применению изложенный алгоритм расчета.
По мнению заинтересованного лица, расчет выплат, возмещаемых фондом, целесообразно рассчитывать следующим образом. Так, необходимо рассчитать размер пособия по временной нетрудоспособности каждого работника по общим правилам (исходя из средней заработной платы работника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности). Далее следует определить ту часть пособия, на которую начисляется единый социальный налог (при этом учесть правило об оплате первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя) и отнести ее на расход фонда в счет единого социального налога.
Из оставшейся части пособия нужно выделить величину минимального размера оплаты труда, которую также отнести на расходы за счет средств Фонда социального страхования, а остальную сумму пособия выплатить за счет средств заявителя.
По мнению фонда, все расчеты пособий по временной нетрудоспособности, а соответственно и определение процентного соотношения по налогам должно производиться на месяц наступления страхового случая.
При рассмотрении дела суд установил, что на настоящий момент условия, размеры и порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".
В перечисленных нормативных правовых актах не определен порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих возмещению за счет средств фонда, работников, занятых одновременно в двух видах деятельности, в частности порядок определения процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога.
В силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом того, что на законодательном уровне не определена методика расчета процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога, суд правомерно удовлетворил требования общества.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 по делу N А32-4965/2008-13/92 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2008 N Ф08-5393/08-1951А ПО ДЕЛУ N А32-4965/2008-13/92
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. N Ф08-5393/08-1951А
Дело N А32-4965/2008-13/92
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньгазторг" - К. (д-ть от 10.09.2008), от заинтересованного лица - государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" - В. (д-ть от 10.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 по делу N А32-4965/2008-13/92, установил следующее.
ООО "Кубаньгазторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - фонд) от 25.01.2008 N 10 в части непринятия к зачету расходов в сумме 1 577 рублей 68 копеек (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09 июня 2008 года требования общества удовлетворены. Суд руководствовался пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что на законодательном уровне не определена методика расчета процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не пересматривались.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, методика, которой руководствуется общество при определении налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН), неприменима, поскольку у общества имеются расходы, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 13.12.2007 по 28.12.2007 фонд провел проверку общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд. По результатам проверки фонд не принял к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 60 353 рублей 34 копеек; фонд пришел к выводу о недоплате по пособиям в сумме 27 738 рублей 81 копейки; расходы по единому налогу на вмененный доход приняты к зачету в сумме 875 634 рубля 55 копеек.
Результаты проверки оформлены актом от 28.12.2007 N 380 документальной выездной проверки расходов страхователя на цели государственного социального страхования.
На основании указанного акта фонд вынес решение от 25.01.2008 N 10, которым не принял к зачету 60 353 рубля 34 копейки расходов, посчитав, что они произведены обществом с нарушением законодательных и иных нормативно-правовых актов.
Общество с указанным решением в части непринятия к зачету 1 577 рублей 68 копеек не согласилось, что послужило основанием для его обращения в суд с заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
- - средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- - средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Между сторонами возник спор о том, каким образом определить размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего возмещению за счет средств фонда, если заболевший работник занят одновременно в двух видах деятельности; как определить процентное соотношение по налогам и удельный вес единого социального налога (на месяц утраты трудоспособности или за каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по ЕСН за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода).
Из материалов дела видно, что общество находится на смешанной системе налогообложения: является плательщиком единого социального налога и единого налога на вмененный доход, исключающего уплату единого социального налога (пункт 4 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации). Работники общества заняты в обоих видах деятельности заявителя.
При определении суммы выплат, начисленных таким работникам, которые подлежат возмещению фондом, общество применяет алгоритм расчета, предлагаемый лицензионной версией программы фирмы 1С: "Зарплата и кадры", согласно которому размер выплат определяется пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Налоговая база по единому социальному налогу определяется за каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по ЕСН за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца определенного периода.
В обоснование применяемой методики расчета общество ссылается на письмо Министерства по налогам и сборам России от 05.11.2002 N СА-6-05/1697@ и письма Минфина России от 09.06.2005 N 03-05-02-04/120, от 17.02.2006 N 03-05-02-04/16, рекомендующие к применению изложенный алгоритм расчета.
По мнению заинтересованного лица, расчет выплат, возмещаемых фондом, целесообразно рассчитывать следующим образом. Так, необходимо рассчитать размер пособия по временной нетрудоспособности каждого работника по общим правилам (исходя из средней заработной платы работника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности). Далее следует определить ту часть пособия, на которую начисляется единый социальный налог (при этом учесть правило об оплате первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя) и отнести ее на расход фонда в счет единого социального налога.
Из оставшейся части пособия нужно выделить величину минимального размера оплаты труда, которую также отнести на расходы за счет средств Фонда социального страхования, а остальную сумму пособия выплатить за счет средств заявителя.
По мнению фонда, все расчеты пособий по временной нетрудоспособности, а соответственно и определение процентного соотношения по налогам должно производиться на месяц наступления страхового случая.
При рассмотрении дела суд установил, что на настоящий момент условия, размеры и порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".
В перечисленных нормативных правовых актах не определен порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих возмещению за счет средств фонда, работников, занятых одновременно в двух видах деятельности, в частности порядок определения процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога.
В силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом того, что на законодательном уровне не определена методика расчета процентного соотношения по налогам и удельного веса единого социального налога, суд правомерно удовлетворил требования общества.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 по делу N А32-4965/2008-13/92 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)